Полная версия сайта Мобильная версия сайта

А зачем вам высшее образование?

Хорошо мне спрашивать: у меня их два. Одно – полученное бесплатно, второе – без проблем оплаченное собственными деньгами.

Оба увенчались красными дипломами – я на самом деле училась, корпела над конспектами, в поте лица решала задачки (с математикой у меня туговато, пока выучила статистику – думала, умру), самостоятельно писала оба дипломных проекта (и не только себе, а еще десятку однокурсников за умеренную плату).

Оба своих образования я использую по полной: и первое филологическое, и второе экономическое. Работаю по обеим специальностям. Зачем эти образования мне – я знаю. А зачем вам?

Зачем высшее образование послушным детям властных мам, замученным репетиторами и курсами, которых всю жизнь влечет бурный поток маминого тщеславия?
 
Девочка любит расписывать красками глиняные вазы, но мама грудью становится на ее пути в художественное училище и грозно заявляет: сначала в нархоз на бухгалтера, а потом – куда угодно!
 
Мальчик обожает выпиливать рамки и выжигать орнаменты – а его за ворот и в БНТУ, на инженера-строителя теплосетей или водных сооружений.
 
Брат и сестра серьезно увлечены музыкой, разыгрывают впечатляющие дуэты на фортепиано – а их в музучилище ни ногой, на международные отношения шагом марш!
 
Зачем этим детям высшее образование?
 
 
Зачем высшее образование людям, заведомо неконкурентным в будущей специальности?
 
Зачем человек, не расположенный к изучению иностранных языков, влачит жалкое существование в инязе, с трудом и стрессами переползая с курса на курс? Он же потом дальше полставочки в деревенской школе или (в лучшем случае) секретаря в фирме (куда достаточно и техникума) никуда. 
 
Зачем девочкам, у которых «беда с математикой», филфак педуниверситета – они же потом в школах сходят с ума сами и сводят с ума детей?
 
Зачем «хоть какое» высшее образование?
 
Зачем оно замечательным, «от сохи», умным, мудрым и рукастым простым парням, которые любое дело превратят в «ляльку» и без всякого вуза – да только на работу их не берут «без вышки». А зачем оно этим парням? Они талантливее любого вузовского троечника – но корочка… волшебная синяя корочка.
 
И если ты никак не найдешь время на заведомо бесполезное образование (детей нужно поднимать, жену одевать), так и будешь болтаться на низших должностях просто потому, что нет у тебя корочки.
 
Высшее образование стало модным. Оно вошло в джентльменский набор: машина, квартира, дача. Сегодня никто толком не задумывается: а зачем именно вам лишь бы как полученное и в жизни не нужное высшее образование?
 

 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.

Комментарии

Всего комментариев (42) Последнее сообщение
Юлия Беккер аватар

Анечка, дорогая моя, как ты, интересно, используешь свой высший филфак? Сомневаюсь, что до филфака ты была безграмотной и не умела ставить слова в нужном порядке. А что изменилось после? Как часто тебе нужны сегодня палатализации и дательный самостоятельный? Я недавно разговаривала с директором крупного (успешного) сельскохозяйственного предприятия. Он невзначай обронил, что поступать в тогда еще институт механизации сельского хозяйства ему было легко, а учиться - сложно. Я спросила его: "Хоть что-нибудь из того, чему учились, вам в жизни пригодилось?" А он мне ответил: "Ни-че-го, только немножечко немецкий язык". А человек, между прочим, работает по СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Анна Северинец аватар

Юлечка, не соглашусь с тобой ни разу. Мое первое филологическое образование – это широкий взгляд на мир, умение анализировать информацию и выделять главное и второстепенное, умение строить текст и воздействовать словами, знание того, «чем твое слово отзовется» - через композицию, стиль, выразительные средства, и дательный самостоятельный в том числе. Эмпирические знания, которые дает нам любое высшее образование – они обязательно забываются, а вот система мышления, закладываемая в любой без исключения высшей школе – это то, зачем нам нужно высшее образование. Просто не все способны так мыслить, как того требует университет, вот в чем дело. Об этом и статья. А мои знания по палатализации, между прочим, оченно помогли, когда я корректировала речь своей Любе – она подшепетывала и плохо смягчала заднеязычные да и дети все время интересуются: а почему «сыноК», но «сыноЧек»?

Alesja аватар

Ответ на вопрос дан в самой статье - потому что без него никуда не возьмут. И не важно, какое оно у тебя, главное - есть.
И в 17-18 лет очень маленький процент деток может точно знать, куда идти и куда потом это применить. Все, как котята слепые ведь... Потому и мамку слушают. А мамки же как лучше хотят, и точно знают - как лучше.

p4elka аватар

alesja
Вы не правы девушка!Без образования тоже можно найти работу, сложно, но можно. Да, работа бывает тяжелая, но что у бухгалтеров она легче? Сомневаюсь!

Юлия Беккер аватар

Проблема не в том, что работа - тяжелая. А в том, что она должна нравиться. В первую очередь, тебе самому.

Zdrasti аватар

Готовят у нас в ВУЗах как-то неправильно, нежизненно. В жизни пригождаются совсем не эти знания и умения, которые впихиваются в наши головы все 5 лет. К нам приходят на работу люди разных специальностей, осваивают специфику прямо здесь, на месте. А все то, чему учились, не вспоминают совсем. Потому что это не учеба, это отмазка - для корочки. Я знаю, наверное, человек 5-6, которые работают по специальности и пользуются полученными знаниями. Остальные устраиваются как могут, как получается, переучиваются - уже со знанием дела, когда поймут, что им нужно. Поэтому несовершенна система - однозначно!

felix300 аватар

Ну ничего страшного. Если посмотреть на сегодняшний рынок труда (а с января по апрель приходилось каждый день) - то даже с плохим инъязом много где нужны девочки. И не страшно, что она Вордом владеет не очень и английский у нее хоть и первый, но как третий... Ответ простой: "Нам на эту работу нужна девушка (что ж такое умеет выпускница МГЛУ, чего не может сделать выпускник??)"... Это про хоть какое высшее.

А что касается высшего в общем - так без него отличный повод не давать должность - типа в квалификационном справочнике сказано...

злобный Вуглускр аватар

К сожалению у нас народ достаточно инертный и не предприимчивый, потому и болтается со своими талантами без "вышки" на низших должностях, хотя в мире предпринимательства никаких ограничений на наличие образования нет, только личные качества все решают.

Alesja аватар

p4elka, я не говорила о, к примеру, рабочих завода или укладчиков плитки в данном случае. Без образования высшего рабочий никогда не станет начальником цеха, будь он хоть семи пядей во лбу. Такова у нас система, не всегда справедлива, но другой нет.
И любую работу можно обозначить, как сложную, абсолютно любую, и физическую, и умственную.
Но чтоб чего-то добиться повыше, если есть амбиции и желание, высшее необходимо, как не крути! Такова се ля ви, так сказать...

Alesja аватар

И потом, я не вижу проблемы для умного и амбициозного человека пойти и получить это образование. Какую-то толику развития и знаний он все равно получит. Возможно, еще какие-то бонусы в виде полезных знакомств или еще чего-нибудь.

Наяна аватар

Не знаю, как насчет узко-профильного, но в общем наше высшее ни о чем. Особенно первые 2 курса. Какая история РБ? Какой белорусский-русский? Политология? Социология? В любом вузе, любой специальности. Зачем?
Люди это должны из школьной программы знать.
Если взять КПД обычного вуза и вбить его в количество курсов - то получится максимум 3. И то потом переучиваешься, потому что теория так далека от реальности... Только что корочка и возможность записать в графе "образование" слово "высшее"
Исключение, пожалуй, медицинский.

anaris аватар

Высшее образование - это не только знания, высшее образование - это "прокачка мозгов", учение учиться, мыслить аналитически и логически, схватывать на лету, + расширение кругозора (филосифия, культурология, религоведение, языки и куча других как нам кажется неполезных предметов) и тп.
Не важно какое у вас образование, но само наличие корочки (я говорю конечно о корочке хорошего вуза) чаще всего говорит о достойном уровне IQ.

Belief аватар

Так должно быть в идеале! У нас этого нет:(

Zdrasti аватар

Ой как не всегда!!!!!!

Наяна аватар

В десяточку! Laughing

prettygirl аватар

2Наяна "...Исключение, пожалуй, медицинский..."
Ой, не скажите ... знавала я когда-то будущего педиатра, которая не могла с 3го раза сдать детские инфекционные заболевания .. и ничего - закончила БГМУ.

А вообще образование вещь полезная - оно не учит человека какой-то предметной область, оно учит человека учиться (сорри за тавтологию), учит человека в нужный момент мобилизовать все свои силы и в достаточно короткий срок освоить что-то новое. Да, образование у нас ооочень разносторонее, но, возможно, именно поэтому второе-третье-...-стопятьдесяттретье образование дается намного легче первого Happy

Наяна аватар

Святое (наивное Happy ?) мое убеждение в том, что в мед люди должны идти сугубо по призванию "Не навреди!" - так у них, кажется. Медики просто обязаны любить свою работу. Иначе - страшно... Не будем про деньги. Это просто должно быть призванием.
Моя сестра в меде учится... Сложно у них, говорит. Учат оооочень много. Везде есть бездари, это да. Вопрос - зачем их там держать?
Риторический, надо сказать, вопрос Happy

grand_1980 аватар

Когда проработав с 8 до 19 часов, ночные смены, выходные и выслушав кучу претензий от необразованных людей получишь 400 000 руб. поверьте всякий интузиазм пропадает

Наяна аватар

Поэтому и говорю, врач - это призвание, и в этом случае особенно важно понимать его. Если ты не любишь людей - в том числе и необразованных - и от этого зависит Энтузиазм (по поводу необразованности...) - то не нужно быть врачом.
И потом - настоящие хорошие спецы (а такие, конечно, отработали сначала на общих условиях) зарабатывают сооовсем другие деньги. Неважно, сколько они зарабатывают официально при этом. Такова система, ничего не сделаешь пока что. Я к тому, что выбирать надо по себе, по сердцу...

p4elka аватар

"Везде есть бездари, это да. Вопрос - зачем их там держать?"
Затем что деньги платят!
"Только что корочка и возможность записать в графе "образование" слово "высшее""
В этом пожалуй полностью поддержу.
Не думаю что моя вышка,сможет мне пригодиться.

Наяна аватар

Так бывает, что и бюджетников держат???!!!

p4elka аватар

К сожалению этого я не знаю.
НО платников точно держат.

Антон аватар

Зачем высшее образование? Ну допустим так. Поступая в институт в 18 лет, и даже не имея уверенности в своем призвании, ближайшие 5 лет формирования своей взрослой личности ты проводишь в обществе интересных, далеко не самых глупых людей. Заводишь новых друзей и полезные знакомства, учишься бороться за себя и искать стандартные и нестандартные решения проблем, использовать свою голову и напрягаться когда это надо. Согласитесь, это не мало. Пусть эти плюсы и далековаты от непосредственного обучения, но они очень важны в жизни!

Наяна аватар

Бывает и так...
А бывает - счастлив не видеть и не сталкиваться с однокурсниками...
А способности, таланты надо искать еще с детства, тогда и выбор в 18 будет твоим личным, осознанным ... Но это в идеале, конечно же Happy

Татьяна05 аватар

Хорошо, задавать такие вопросы, когда у самой их 2 и хорошая работа, приносящая деньги. Я свое очень ценю. Потому, что мне отказали на нескольких приличных работах. Потому, что я заочница. Бояться, отказывают. Хотя за что? с таким же успехом человек может сломать ногу и пролежать в больнице на 2 месяца. А заочники стандартно уходят на 2-3 недели 2 раза в год.Сейчас очень большая конкуренция. И выбор не между средним образованием и высшим. А между высшим и высшим. В это входит,- какой институт, какие оценки, есть ли опыт работы и т.д. Я хочу себе достойную интересную работу с хорошей зарплатой. А не сидеть как некоторые на заводе по 40лет и гордиться этим. И родители не дураки, тоже хотят , чтобы у их детей было хорошее будущее. Поэтому и советуют своему ребенку поступить на экономический факультет, и одновременно заниматься и пением и вазочками ... Деньги ведь надо от куда- то брать. А в институте мы не оставляем лучшие годы своей жизни. Мы получаем опыт общения уже не с подростками, а с молодыми, интересующимися людьми. Получаем знания или даже жизненный опыт. Общение с умными людьми. Кто-то встречает свою вторую половинку, тоже с образованием. Человек не выходит идиотом из института. Учился он или прослушивал и присутствовал, все равно какой результат даст. А на практике уже основательно все поймет чему учили. А как этим образованием люди распоряжаются это их дела.
Я за высшее образование. Мне учиться нравиться. И возможно после обучения я поступлю на второе по своей специальности. И я буду хорошим специалистом по двум своим любимым направлениям.

Satana~ аватар

мне вот просто интересно....вы напишете , хоть одну статью, в которой вы не скажете какая вы вся замечательная?

Satana~ аватар

мне вот просто интересно....вы напишете , хоть одну статью, в которой вы не скажете какая вы вся замечательная?

Наяна аватар

Satana, Вам - завидно? Это же здорово, если человек достиг гармонии с собой и миром и ему есть что сказать людям из своего опыта. Мне это читать - интересно.

Alesja аватар

И интересно, и злободневно, и пример есть, не самый, к слову, плохой. Есть к чему стремиться и о чем задуматься.

Kasatuk аватар

Позволю себе не согласиться с автором.
Школа не дает точного представления о существующих профессиях и очень сложно в 10м классе трезво оценить все плюсы и минусы своего выбора. Я вот действительно осознал, куда пошел учиться, только закончив университет и попав на работу, до этого представление было совершенно другое.
Родители же как-никак знают своего сына/дочку, знают его способности, склонности к каким-то видам работ. Так же они могут трезво оценить шансы на успех. Но я все же считаю просто необходимым ввести в школьную программу предмет, который позволит ученикам познакомиться с теми или иными профессиями, выполнить ряд тестов по выявлению склонностей. Экскурсии проводить не нужно т.к. они зачастую дают ложную информацию для размышлений - всё кажется красочнее чем есть на самом деле.

Ребенок увлекается музыкой, хорошо рисует, проявляет интерес к компьютеру? Это совершенно не означает, что его профессия должна быть соответствующей. Эти виды деятельности вполне могут быть просто хобби.

У меня тоже два высших образования: по одному я инженер-энергетик, по другому - экономист-менеджер. Работаю я по первому, основному, образованию. Второе получено на далекую перспективу. Да, знания, полученные в университете, мне, разумеется, необходимы, но это крохотная доля того, что мне нужно знать, это как фундамент, на котором можно начинать строительство здания. И того, кто думает, что получив диплом о высшем образовании, учеба на этом заканчивается, ждет разочарование, либо провал.

Основная задача учебы - это даже не сами знания, это умение найти нужный вам материал, уловить главную мысль из всего количества поступающей к вам информации, умение перебороть себя и все же заставить себя изучать казалось бы неинтересный, скучный, сложный материал.

Ляль-ка аватар

Полностью согласна с автором! От того, что высшее образование стало "всеобщим", в первую очередь страдает его качество. И вообще, кто сказал, что в ВУЗ нужно идти сразу после школы? Закончи художественное училище и если поймешь, что это не твое, то уже самостоятельно, осознанно примешь решение и получишь высшее образование.

bigsnail аватар

Вы, "в своем уме"? О чем вообще тут люди пишут?
Какие знания , какая аналитика???????????!!!
Университет (забегаловка) — переходная ступень между школой и офисом.
Я на tut.by наткнулся на рекламу этой статьи. Наше высшее образование - позор этой страны , я учусь в БНТУ на ФИТР , я знал , что с высшим образованием у нас проблемы , но не предполагал , что настолько. Преподы не знают и не понимают то , что преподают.Они - "бывшие". Выгнанные с работы чиновники, великовозрастные неудачники всех мастей, отставные военные. Поскольку преподавать можно, зачитывая учебник, работа в вузе полностью отвечает принципу "ничегонеделания", к которому они привыкли. Говорить об уровне интеллектуальной развитости этой категории преподов будет излишне.Кучка этих "кадров" в обшарпанных совковых корпусах,зовущихся "преподавателями" , хотя на самом деле - "преподдаватели".Колхозные "ученые"(хе-хе) рожи , учебные программы , составленные в год рождения Ленина, идиотские экзамены на скорость списывания.Над студентами издеваются как могут , у студента нет слова - препод всегда прав.Я мог бы писать и писать...эх...Тут одна девушка писала , мол , "...система образования несовершенна" , она не несовершенна , ее нет!Чего добилась наша наука за время существования Беларуси как независимого государства?...

bigsnail аватар

Да,еще
"Эмпирические знания, которые дает нам любое высшее образование – они обязательно забываются, а вот система мышления, закладываемая в любой без исключения высшей школе – это то, зачем нам нужно высшее образование."
Ну, извините, горе тому , кто не научился думать до 17-18 лет. А учить думать кого-то в универе , это как "жигули" пытаться разогнать до скорости света.

Kasatuk аватар

Техника развивается, но применяется она только для удачного списывания, а защитой от списывания по-прежнему является старый дедовский метод - сам преподаватель. Само собой разумеется, что он иногда просто не в состоянии вычислить все уловки студентов. Выход в установке камер и глушителей телефонного сигнала в экзаменационных аудиториях. Так же очень важна требовательность преподавателей к студентам и отсутствие всякого рода лояльности - не бояться ставить неудовлетворительные оценки и отчислять плохих учеников. Можно увеличить количество возможных пересдач (разумеется платных) экзаменов. Т.е. чтобы студент имел возможность пересдать экзамен, допустим 5 раз, при этом адекватность оценки сохранялась.

Но то что система образования требует очень серьезного реформирования это само собой разумеющийся факт.

Kozlik Mozlik аватар

высшее образование по беларуски в реальных рыночных отношениях смысла иметь не будет. не нужны будут сотни тысяч бугхалтеров, юристов и экономистов. Их существование пока обеспечено существующей системой распределения и контроля. а не созидания.

уже сегодня рабочий на стройке получает в 3 раза больше учителя. А толи еще будет. Laughing

Для того чтобы как-то оздоровить наши предприятия нужно сократить половину работников - полностью убрав контроль. то-есть дать воздух. дать жизни. и я хочу посмотреть на это время.

кстати - 15 процентов образованных достаточно вполне. ато мусор выносить некому.

Kasatuk аватар

Мусор выносить некому? А кто вам сказал, что люди с высшим образованием должны быть обязательно директорами и министрами? Образование это личное дело каждого. Если ты отучился только чтобы получить диплом о высшем образовании, то мети себе улицы. А то сплошь и рядом можно увидеть картину - один работник на предприятии работает уже несколько десятков лет, знает абсолютно все по своей работе, но не может занять должность выше т.к. образование не позволяет, а приходит какой-то малец который на заочке, покупая контрольные, курсовые, дипломы, экзамены получил вышку и сразу становится на высокую должность.

Контроль уменьшить говорите? У нас на контроле уже все построено и без него уже никуда. Вот я энергетик, я люблю свою работу, но зарплата низкая... Почему? А просто если население будет платить 100% за электричество и тепло, а не 25% как сейчас, то зарплат уже ни хватит ни на что. В других отраслях думаю есть подобные тупиковые ситуации.
Кстати, еще студентом на разгрузочно-погрузочных работах я зарабатывал как минимум в 2 раза больше.

Сказочница аватар

О каком высшем образовании в Беларуси можно говорить? Я проучившись в техникуме 4 года только время потратила (за исключением того что научилась быть самостоятельной, завела знакомства, получила некоторый полезный опыт), а еще в голову вбивали всякую чушь. А потом пришлось выйти по распределению на два года!
Что сравнивать? Я учусь не в Беларуси уже год и мне осталось еще 2 года до получения диплома о высшем образовании международного уровня (который не нуждается в нострификации), а Вы что сделаете со своими корочками если переехать необходимость будет?

Zdrasti аватар

Корочки наши все же что-то нам дали. С мозгами в голове уж как-нибудь в мире не пропадем. Неужели знаний Вы получили в разы больше за границей? Или на родине просто их брать не хотели - слаще ведь в престижных иностранных ВУЗах?

iya аватар

Согласна с автором. Училась на заочном. В группе люди разного возраста были. Одни пришли потому что в декрете чем-то надо заняться.(почему бы образование не получить?). Один вообще пришел "за компанию" и случайно поступил. Третие "ну так просто,образование же надо".Я не доучилась, потому что поняла,что не мое и НИКОГДА в жизни не буду этим заниматься.И пожалела своих денег, сил, времени и нервов,хотя мало до оканчания оставалось. И не жалею. Потому что только к 22 годам поняла,что меня интересует ПО-НАСТОЯЩЕМУ и с чем бы я хотела связать свою жизнь.

Тати аватар

У меня 2 высших образования: нархоз, специальность бухгалтерский учет, анализ, аудит + педагогическое, специальность - профессиональное обучение.
Когда мы учились, нам тоже говорили старшекурсники: все, что дается - далеко от жизни, на работу придете - всё будет по-другому.
Я с этим была уже категорически не согласна на 5 курсе, когда уже самостоятельно вела фирму.
Все то, что нам преподавали по бух. учету и налогообложению, а также 1С - всё было максимально приближено к практике. И решали практические задачи. И учили нас пользоваться нормативной документацией, и в каждом действии ссылаться на неё, а не как я пришла на предприятие: "Мы так всегда делали", "Мы позвонили - нам сказали", "А это Марья Иванована так делала, она уж не ошибется".
И преподаватели у нас были не бывшие неудачники, а очень успешные люди, аудиторы и главные бухгалтеры, которые талантливые и творческие, которые не сидят на одном месте, а им хочется и дальше развиваться и совершенствоваться, вот они и работали для души в нархозе, писали заодно книги.
У меня тоже довольно успешная должность, я не один год проработала главбухом. Но я до сих пор для души преподаю по договору подряда в вузе. Не ради денег. Деньги, поверьте, весьма смешные. А для души. Потому что есть огромная наработка, и жалко терять потраченные труды. Так что все выходные у меня заняты преподаванием.
Преподаю бух. учет и налогообложение.
Я с уверенностью скажу, что всё, что я даю, обязательно пригодится в дальнейшей деятельности, но только в том случае, если человек планирует быть главбухом, а не всю жизнь печатать платежки либо накладные, боясь на шаг отступить от привычного, имея при этом высшее образование.
И основная беда нашего образования, что приходят дети, которые совершенно не желают учиться, за которых платят родители в надежде на светлое будущее, которые не понимают, что такое пропорция (будущие экономисты!!!, что уж более...), которые получат-таки эту корочку и пойдут работать продавцами. Потому что работы куплены, экзамен только бы на четверочку вытянуть (по десятибальной), и выходят специалисты с высшим уровнем квалификации.

Anelka аватар

Как сказал нам преподаватель на первом курсе : "Вы пришли сюда учиться вот и УЧИТЕСь", подразумевая, что высшее образование - в первую очередь действительно учит получать знания. Вуз - это не школа, где в голову ученика вбиваются знания, хочет он того или нет.
В ВУЗе художественном ты должен уметь работать самостоятельно, самостоятельно ставить задачи, самостоятельно отрабатывать навыки и результаты твоей работы видны сразу - виден уровень, а соответственно видна и твоя работа.
Хотя и у нас великая проблема - сокращение часов практики е введение идеологии как предмета и прочих дисциплин типа экономической теории - бред!

Зачем высшее образование - потому что в семье несколько поколений с высшим - не нарушать же традицию?

Ellyi аватар

Я скромненько мечтаю о второй вышке. Первое высшее образование обошлось мне "малой кровью" - родственники напрочь отказались понимать мое рвение к писанине, а потом и вовсе пристрастились называть мою профессию  - собачья работа. Так получилось, что в моем "послужном" списке уже значилось: казнить, нельзя помиловать, когда я втихую бросила техникум, понимая что теплотехника не мое. Но я ни сколько не жалею, что отдала несколько лет БГУ.

#
Система Orphus