«В некотором царстве, в некоторомгосударстве...» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали... И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.
Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.
Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.
Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных“ вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные“ законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки“ и „несерьезность“, однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному“ восприятию мира».
До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся. Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями, за семью замками.
Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.
Да, именно так: для современной полноценной женщины
Комментарии
Очень полезный материал.
Вот только как приучить ребенка к сказке? А может мы еще маловаты (нам 2 года)?
На ночь дочка просит, чтобы рассказали сказку про овечек, т.е. пересказ ее любимого теперь мультика "Барашек Шон". Это тоже сказка, но хочется привить ей любовь к классическим детским сказкам.
Все постепенно. Сначала найдите сказки про каких-то других овечек. Потом про не только овечек. Моей девочке уже 7 лет, но сказка перед сном - это неизменный ритуал с давних пор. Уже сама может довольно хорошо и бегло читать, но перед сном - только мама читает. Сегодня закончили "Муфта, Полботика и Моховая Борода". Переходим на "Эмиля из Леннеберге".
Сегодня перед сном рассказывала про Кузьку:-D
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СКАЗКАМИ. ТЕ НОВЫЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЛУЧШЕ СНАЧАЛА ПРОЧЕСТЬ САМОМУ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ.
К СОЖАЛЕНИЮ НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ СКАЗКИ И МУЛЬТФИЛЬМЫ СОДЕРЖАТ РАСТЛЕВАЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ФОРМИРУЮТ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ НА НЕВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ И РАЗРУШЕНИЕ СЕМЬИ, НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ, Я ЗНАЮ О ЧЕМ ГОВОРЮ. ИМЕЮ ВИДЕО ИНФОРМАЦИЮ (К СОЖАЛЕНИЮ НЕ МОГУ ВЫЛОЖИТЬ. СКАЧАЙТЕ И ПОСМОТРИТЕ САМИ НА PRAVDU.RU)ОБ АНАЛИЗЕ ПСИХОЛОГАМИ И ДР. СПЕЦИАЛИСТАМИ ТАКИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК ТОМ И ДЖЕРРИ, КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ, ЗОЛУШКА И БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО ДРУГИХ. КОГДА СОБСТВЕННЫМИ ГЛАЗАМИ УВИДЕЛ ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР В ЭТИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЛИ. КОЕ КОМУ ВЫГОДНО РАСТЛЕНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ.
ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ СТАРЫЕ ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ СКАЗКИ БР.ГРИММ И АНДЕРСОНА, А ТАК ЖЕ СТАРЫХ РУССКИХ (ПУШКИН) И СОВЕТСКИХ АВТОРОВ. СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ, КРОМЕ "НУ-ПОГОДИ".
Братья Гримм???!!!
Более жестокие сказки найти трудно!!!
Купила дочке, пару раз прочитала и спрятала подальше.
Ужас: описание убийств с подробностями за малейшие провинности, жестокость родителей, предательство друзей... очень "поучительные" сказки.
Я уж как-нибудь на других примерах буду учить своего ребенка...
ДА, И У НИХ ЕСТЬ ИЗЪЯНЫ, ПОЭТОМУ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.