Примеров этому тезису можно найти множество. Например, вы едете в лифте на второй этаж, а дама рядом шумно вздыхает, обращаясь к своей коллеге: «Мария Денисовна, а Вас не напрягают люди, которые не в состоянии подняться на второй этаж по лестнице?».
Или вы пытаетесь успокоить плачущего сына на улице, а к вам подходит женщина, которая начинает учить уму-разуму.
Или вы едете в автобусе и набираете смс мужу, а сидящий рядом пассажир пытается прочесть ваше сообщение.
Или вы выбираете на рынке помидоры, а стоящий за вами человек уже начинает задавать свои вопросы продавцу. Казалось бы: что сложного подождать пару минут, чтобы не мешать человеку перед тобой? Но нет, для белорусов это задача со звездочкой.
Получается, правы иностранцы — нет в Беларуси личного пространства. И самое парадоксальное то, что эта национальная черта никуда не девается. Растет новое поколение детей, которое тоже не имеет представления о том, почему важно уважать право других на личное пространство…
Растет новое поколение детей, которое тоже не имеет представления о том, почему важно уважать право других на личное пространство
Белорусы не признают личное пространство детей
С каким энтузиазмом у нас подсовывают собственного малыша для поцелуев всем подряд и требуют от него раздавать поцелуи направо и налево взрослым. А если карапуз отказывается подставлять щеку незнакомой тете (например, маминой одногруппнице, которую ребенок видит в первый и, возможно, последний раз в жизни) — его еще и стыдят: «Ну не будь таким букой!».
Квартирный вопрос всегда довольно остро стоял в Минске. До сих пор нередка ситуация, когда в трешке приходится сосуществовать сразу нескольким поколениям семьи. В одной комнате проживают родители, в двух других — выросшие дети, которые тоже уже успели своими семьями обзавестись.
Когда ситуация похлеще чем в сказке «Теремок», где уж тут блюсти личное пространство друг друга…
Но даже в том случае, если семья живет на отдельной жилплощади, личные границы ребенка частенько нарушаются. Отчего-то родители считают нормальным входить в комнату сына или дочки без стука. Логика простая: ребенок мой, квартира тоже моя — где хочу, там и хожу. А это ведь выражение неуважения к пусть пока еще и маленькой, но личности.
Многие считают, что уже на следующий день после свадьбы понятие «личное» в паре перестает существовать в принципе
Ситуации бывают и вовсе абсурдные.
— Раньше я запрещала своему 14-летнему сыну запираться в ванной, — признается Лариса. — Могла в любой момент зайти с проверкой. Дико боялась того, что сын, уединившись, начнет мастурбировать.
Как-то во время такой «инспекции» у меня в гостях сидела подруга. Она аж чаем подавилась, когда увидела, что я пошла в ванную к сыну. Я рассказала ей о своих страхах. А она: «Ну и пусть мастурбирует, если хочет! Это лучше, чем если он поверит в то, что снимать сексуальное напряжение — преступление. Иначе будешь лет через 10 недоумевать, почему твой сын ни с кем отношения построить не может! И потом, тебе бы понравилось, если бы он вдруг залетел к вам в спальню с фразой: «Папа, мама, вы хоть предохраняетесь? А то я не хочу получить братика или сестричку!»? Бред же!».
Мне пришлось ходить к психологу для того, чтобы принять простой факт: сын имеет право на личное пространство.
Есть ли личное пространство у супругов?
Многие считают, что уже на следующий день после свадьбы понятие «личное» в паре перестает существовать в принципе. Мол, все общее — и горе, и радости. Хочется ведь с гордостью рассказывать окружающим: «Мы и секунды не можем провести друг без друга!».
Когда ситуация похлеще чем в сказке «Теремок», где уж тут блюсти личное пространство друг друга...
На самом же деле, полное разрушение границ редко приводит к чему-то хорошему.
— Я счастлива в браке и очень люблю своего мужа, — начинает разговор Алина. — Но наступил момент, когда супруг вдруг стал меня безумно напрягать. Начну по порядку.
С работы мы всегда возвращались вместе — гуляли по городу, обсуждали, как прошел день, делились новостями. И это было здорово! А на работу муж выходил на полчаса раньше меня. Мне нравилось 40 минут ехать на работу одной. Я в это время думала о чем-то своем, украдкой наблюдала за попутчиками… Обожаю идти по переходу между «Октябрьской» и «Купаловской» и вслушиваться в шум шагов.
И тут вдруг супруг поменял работу и радостно объявил: теперь наши графики совпадают и мы можем и с утра ездить вместе. Я пришла в ужас от этой идеи: а как же МОЕ законное время?! Но мужу, конечно, я ответила милой улыбкой.
Спустя неделю я ненавидела весь мир. Вместо того, чтобы витать в облаках, приходилось постоянно поддерживать разговор с мужем. С каждым днем меня это все больше и больше напрягало… Я стала раздражительной и нервной, придиралась по мелочам. Пожаловалась подружкам — они рассмеялись: «Нашла проблему! Это же такая мелочь!»
Когда я затеяла скандал на ровном месте, то вдруг поняла: все, пора поговорить начистоту. Муж с пониманием отнесся к тому, что я хочу снова ездить на работу отдельно. Сейчас он специально выходит на 10 минут раньше меня. И все вновь прекрасно!
Право на тайну переписки? Нет, не слышали
А как часто женщины заметив, что супруг задумался, принимаются его мучать расспросами:
— О чем ты думаешь? Проблемы на работе? Или тебе не понравился ужин? Или ты вспоминаешь свидание с любовницей?
И не получив четкого ответа, дамы начинают себя накручивать: «Ну, точно у него есть другая! Иначе он бы честно ответил на мой вопрос!». Однако пытаться забраться в чужую голову в высшей степени бестактно. Может партнер думает о судьбах родины, а может о том, как мухе удается сидеть на потолке. В любом случае человек имеет право не озвучивать каждую свою мысль вслух.
Или другой вариант: жена видит, что супруг уже полчаса оживленно переписывается с кем-то в социальных сетях. Украдкой глянула в монитор — ага, с другом что-то обсуждает благоверный. Ага, давай-ка, милый, быстро рассказывай, о чем вы там речь ведете.
Право на тайну переписки? Нет, не слышали. Необходимо узнать правду любой ценой — пусть даже ценой недельных обид.
Человек имеет право не озвучивать каждую свою мысль вслух
И что делать?
Перевоспитывать. В-первую очередь самих себя. Взять за правило стучаться, когда входишь в комнату к ребенку. Не перекладывать вещи на столе мужа под девизом «только я знаю, как все правильно должно лежать». Не пытаться заглянуть попутчику через плечо, желая выяснить, что он читает.
Во-вторую — уже окружающих. Если вы считаете, что кто-то нарушает ваше личное пространство, максимально вежливо сообщите ему об этом. Возможно, человек даже не понимает, что ведет себя бестактно, а с вашей подачи переосмыслит свое поведение.