Первая заключается в том, чтобы попытаться подстроить внешние условия под наши цели. Вторая предполагает изменение восприятия нами внешних условий так, чтобы они лучше соответствовали нашим целям», — пишет Михай Чиксентмихайи.
Возьмем, например, чувство безопасности. Чтобы его обрести, можно обучиться какому-то из единоборств, установить железную входную дверь и снабдить ее десятью надежными замками, купить травматическое оружие, всегда носить с собой нож, переехать в более благополучный район, обращаться в милицию. И хотя все эти меры способны дать ощущение защищенности, полностью гарантировать безопасность они все равно не могут. Потому что если не изменить свое восприятие окружающего мира, можно превратиться в параноика, вздрагивающего от малейшего шума.
Получается, «ни одна из этих стратегий не будет эффективной, если пользоваться ей одной».
То же самое происходит и с ощущением счастья и удовлетворенности от жизни. Чаще всего люди считают, что смогут решить проблему, изменив внешние обстоятельства: заработав больше денег, найдя в качестве спутника жизни «настоящего мужчину», устроившись на работу в престижную компанию… Однако все это приносит удовлетворение только в том случае, если согласуется с внутренними ценностями и не является самоцелью. Иначе ощущение счастья будет носить мимолетный характер, а для его поддержания потребуются все новые, навязанные извне символы успешной жизни.
Удовольствие и умение переживать радость
Это — два разных состояния. Удовольствие связано с удовлетворением биологических потребностей или социальных стереотипов: еда, сон, секс, новое платье, автомобиль, путешествия как способ разнообразить серые будни… Все это тоже определяет качество жизни, но само по себе не приносит счастья.
«Питание, сон, отдых, секс возвращают нас в состояние гомеостатического равновесия. … Удовольствие помогает поддерживать порядок, но само по себе оно не может создать его, т.е. перевести сознание на новый уровень».
В отличие от переживания радости, потому что это состояние предполагает выход за пределы привычных схем действий, приложение усилий, концентрацию на задаче и, как следствие, достижение чего-то нового и самосовершенствование. Особенно хорошо это видно, если наблюдать за маленьким ребенком. Он каждый день осваивает новый навык, учится произносить новые слова — и, если это ему удается, по его выражению лица сразу понятно: он счастлив.
Разницу между удовольствием и переживанием радости хорошо показывает пример с едой. Когда человек ест, чтобы просто удовлетворить голод, он испытывает удовольствие. Но если в каждом кусочке он пытается распознать различные вкусовые оттенки и понять, из каких ингредиентов состоит блюдо, он переживает радость.
Поэтому, «чтобы обрести контроль над качеством своей жизни, нужно научиться извлекать радость из повседневных дел».
Из чего состоит переживание радости
В результате своих исследований Михай Чиксентмихайи обнаружил: все люди, независимо от пола, возраста, страны проживания и рода деятельности, абсолютно одинаково описывают те моменты, когда они были счастливы. Выслушав респондентов, автор выделил восемь основных компонентов, необходимых для переживания радости:
А теперь — подробнее.
Сложная деятельность, требующая умения
Любая деятельность (будь то спорт, игра, работа, творчество, досуг) способна вовлечь в состояние потока. Однако для этого необходимо соблюдение нескольких условий: четкая цель, регулирующие правила и соответствие умений поставленной задаче. Если задание будет очень сложным, то победит боязнь не справиться, если легким — верх одержит скука. В качестве примера Михай Чиксентмихайи приводит чтение:
«Эта деятельность вполне подходит под наше описание, поскольку требует концентрации внимания, имеет цель и правила (таковыми можно считать грамматику языка, на котором написана книга). Умения, необходимые для чтения, включают не только грамотность, но также способность преобразовывать слова в образы, сопереживать вымышленным персонажам, распознавать исторический и культурный контексты, предвосхищать сюжетные ходы, критически оценивать авторский стиль и многое другое».
При этом если гуманитарий возьмется за сугубо технический текст, сложность чтения убьет всю радость от процесса. Если же взрослый человек будет читать детскую сказку, она вызовет у него скуку и не даст ощущение потока.
Впрочем, есть еще один способ увлечься даже самым скучным занятием — превратить его в соревнование. То ли с другим человеком, то ли с самим собой. Как пример — случай из жизни рабочего фабрики, описанный в предыдущей главе.
Слияние действия и осознания
Состояние потока требует физического напряжения и/или умственной концентрации. Когда все способности человека направлены на решение задачи, деятельность занимает все его внимание и на восприятие какой-нибудь другой информации или стимула психической энергии совсем не остается. И стоит чуточку ослабить концентрацию, как состояние потока исчезает.
«Человек настолько погружен в задачу, что его деятельность становится почти автоматической, он перестает осознавать себя отдельно от совершаемых действий».
Причем суть «потока» именно в нем самом. Когда человек добивается решения задачи, он чувствует радость, однако вместе с ней и сожаление:
«я был бы счастлив, если бы это действие продолжалось бесконечно».
Ясные цели и обратная связь
«Пока человек не научится ставить цели и улавливать обратную связь, он не сможет получать радость от своей деятельности».
Ведь состояние покоя — это упорядоченность сознания. И такой порядок возможен только в том случае, если человек знает, чего он хочет и к какому результату планирует прийти. А чтобы деятельность не потеряла свой смысл и давала переживание радости, еще в процессе необходимо получать обратную связь. Либо промежуточные очевидные успехи (например, для тех, кто поглощен своим огородом, семена, которые дали ростки), либо внутреннее ощущение (как у художника при написании картины, когда он чутьем понимает, что вот именно этот мазок «правильный»).
Концентрация на решаемой задаче
Без концентрации невозможно состояние потока, и именно эта концентрация — одна из причин переживания радости. Потому что в такой момент человек настолько сосредотачивается на решении задачи, что все проблемы, тревоги и страхи забываются: «в сознании просто не остается места для незначимой в данный момент информации» и беспокоящие мысли перестают осознаваться. Причем в состоянии потока сознание работает крайне избирательно: оно пропускает в себя лишь ту информацию, которая имеет значение для достижения поставленной цели.
Именно поэтому «состояние потока способствует улучшению качества жизни: хорошо структурированные требования деятельности устанавливают порядок в сознании субъекта и не дают посторонним мыслям нарушать его». А те же занятия танцами, спортом играют роль своеобразной психологической терапии.
Парадокс контроля
Ощущение контроля над ситуацией (а вернее — потенциальной власти над ней) — это еще одна причина того, что именно в состоянии потока человек способен переживать радость.
Ставя перед собой цель, которая, с одной стороны, отвечает способностям, но с другой, требует повышенной концентрации и напряжения, человек оттачивает свое мастерство, совершенствует навыки и умения. И когда он понимает, что справляется с задачей, появляется уверенность в своих силах и в том, что все зависит от него самого, а не от других людей и внешних обстоятельств. Окружающий мир из хаоса превращается в нечто строго упорядоченное.
Однако в ощущении контроля есть своя опасность: можно попасть в зависимость от выбранного занятия. Зачем отвлекаться на то, что изобилует случайностями и чужой волей, если конкретно в этой сфере ты, наконец, чувствуешь свое могущество и защищенность?.. Так, например, человек от реальной жизни с головой уходит в работу.
Свобода от рефлексии
Когда человек полностью поглощен своим занятием, у него нет времени на то, чтобы думать о чем-то постороннем. И так как вся его психическая энергия направлена на достижение результата, он не может тратить ее на копание в себе и самоанализ. То есть в состоянии потока человек избавляется от рефлексии.
Мало того, он выходит за пределы своего физиологического «Я». Так, любой хирург подтвердит, что во время операции он забывает не только о личных проблемах, но и о головной и любой другой боли, о чувстве голода и обо всем прочем. При этом каждое его действие, хотя и требует усилия, напряжения и концентрации, осуществляется словно само собой, автоматически. В состоянии потока «наши представления о себе оказываются за порогом сознания» и мы получаем чувство единения то ли с другими людьми (футболист в команде), то ли с природой (яхтсмен в гармонии с морем и ветром), то ли с «отдельными от нас сущностями» (скрипач, сливающийся со скрипкой и гармонией звуков).
Однако такое единения может носить и негативный характер. Фундаменталистские религии, экстремистские движения, массовая травля… Вот только «из такого подчинения не может развиться ничего нового; сознание человека, возможно, обретет порядок, но это будет порядок, насажденный извне, а не достигнутый своими силами».
Только если человек концентрируется на той цели, которую осознал и поставил перед собой самостоятельно, он выходит из состояния потока обогащенный новыми умениями и достижениями.
Изменение чувства времени
Состояние потока, как правило, не привязано ко времени: оно «имеет свой собственный ритм и свою собственную логику развития».
Человек, увлеченный своим занятием, не замечает, как проходят часы и минуты. И здесь есть некоторый парадокс: когда мы выходим из состояния потока, мы удивляемся тому, как незаметно пролетело время, однако в тот момент, когда мы решаем ту или иную задачу, нам кажется, что время замедляется и растягивается.
Автотелическое переживание
«Термин «автотелический» образован от двух греческих слов: auto означает «само по себе», a telos — «цель». Другими словами, это деятельность, которая совершается не ради будущего вознаграждения, а ради нее самой».
В таком случае человек будет продолжать заниматься ею и в том случае, если ему за это не будут платить; будет работать и тогда, когда работать уже не надо.
Автотелической деятельность становится не сразу. Она может быть навязана окружающими, социальными установками и т.п. Так, молодой специалист начинает карьеру, потому что хочет подтвердить полученный диплом, получить опыт, заработать деньги, подняться по социальной лестнице… Но если выбранное занятие соответствует склонностям, личным особенностям и навыкам, если в процессе человек максимально концентрируется, достигает поставленные задачи и получает обратную связь, все внешние стимулы уйдут для него на второй план. И он будет работать исключительно ради работы.
«Автотелическое переживание, или состояние потока, поднимает личность на качественно иной уровень. Отчуждение уступает место вовлеченности, скуку сменяет радость, беспомощность превращается в ощущение собственной силы. Психическая энергия больше не расходуется впустую на внешние цели, а способствует укреплению нашего Я».
Однако состояние потока не всегда приводит к положительным результатам, все зависит от поставленных целей. Так, во время войны люди тоже находятся в «потоке» и способны к оптимальному переживанию радости: есть четкая цель, правила «игры», единение с другими, концентрация и напряжение, ощущение контроля над ситуацией. Или «домушники», которые тоже совершенствует свои навыки и умения.
Поэтому для того чтобы, состояние потока приносило пользу не только самому человеку, но и обществу в целом, нужно придерживаться основных его условий. Об этом — в следующей главе.
Предыдущие главы «Потока»:
Читаем вместе. Чиксентмихайи и его теория счастья, при входе в состояние «потока»
Читаем вместе. Что такое сознание с точки зрения «потока»?