Название выбрано не случайно. Ведь многие художники-любители стесняются показывать свое творчество широкой публике, говоря: «Ну, я не Моне, не Шишкин, не Малевич».
Впрочем, сами организаторы проекта немного обижаются, когда выставку воспринимают исключительно как «самодеятельность».
— Из-за того, что выставку не совсем корректно позиционирует в СМИ, мы столкнулись со следующей проблемой: художники с именем не хотят участвовать в проекте из-за того, что это «не их уровень», — поясняет Ольга Клип, куратор выставки.
— Конечно, игнорируют выставку «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» не все известные художники, но очень многие.
— Устроить выставку своих работ не каждый член Союза художников может себе позволить, — подчеркивает Дмитрий Попов, организатор выставки «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич».
— Мы хотим предоставить возможность белорусским художникам показать публике свои работы.
Одна из главнейших задач проекта — вернуть зрителей в музейные залы.
— За последние 20-25 лет было сделано все возможно для того, чтобы люди перестали ходить в музеи, — говорит Дмитрий. — В тяжелые времена Министерство культуры сказало художникам: «Ребята, крутитесь, как хотите».
Художники действительно стали выкручиваться, чтобы как-то выжить. В итоге сейчас мир белорусских художников довольно закрытый. На персональные выставки хорошо если собирается человек 50-70 — родственники и друзья автора.
За четверть века выросло поколение, которое даже не представляет, что в свободное время можно пойти в музей.
Сравните, сколько людей посещает торговые центры и сколько — выставки.
Работы, которые можно увидеть на выставке
Дмитрий отмечает, что у молодежи даже появился страх перед музейными площадками.
— Я часто наблюдаю за посетителями выставок. Люди быстренько пробегают мимо работ — 10 минут им хватает. Мы организовывали выставку работ Дали, на которой я зафиксировал своеобразный рекорд: одна девушка ушла из зала спустя 2 минуты!
Это, учитывая то, что представлено было более 100 ксилографий*. И это не потому, что барышня плохая и не любит искусство: просто ей некомфортно на выставке, она чувствовала себя лишней.
Также тушуются люди, которые редко заходят в церковь: они не знают, как себя правильно вести, боятся сделать что-то не то, а тут еще бабульки со всех сторон замечания делают.
Конечно, в непонятной атмосфере человек напрягается и хочет поскорее сбежать. Чтобы люди не чувствовали себя лишними в музеях, им надо чаще там бывать.
Школьники, которые приходят на выставку, чувствуют себя комфортно: здесь нет привычной музейной атмосферы, и никто не шипит: «не дышите на шедевр!».
Ребята с удовольствием делают селфи. Возможно, это первый шаг к тому, чтобы в будущем они стали завсегдатаями музеев.
Работы победителя прошлого года Андрея Симончика
Выставка «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» действительно располагает к тому, чтобы задержаться на ней дольше 10 минут. Чтобы внимательно рассмотреть работы 760 участников нужно время. Кто-то даже возвращается на выставку несколько раз.
— Чтобы стимулировать обсуждение увиденного, мы решили разыграть среди посетителей картину стоимостью 1000 евро, — говорит Ольга Клип.
— К слову, свою картину известная белорусская художница Зоя Луцевич предоставила для розыгрыша совершенно бесплатно. Используя свой билет, зрители могут проголосовать за понравившуюся работу — среди тех, кто это сделал, мы и разыграем полотно. У нас тут порой настоящие дебаты разгораются, когда зрители обсуждают увиденное.
— Радует то, что от выставки к выставке уровень работ растет, — подчеркивает Дмитрий. — Люди стали меньше приносить картины с котиками и цветочками, а больше работ со смыслом — авторы поднимают очень разные темы.
На выставке можно увидеть не только картины, но и небольшие скульптуры
Рекордом нынешнее количество участников организаторы не называют — еще есть куда стремиться. К примеру, в Лондоне, когда объявили о старте приема работ для выставки автопортретов, свои работы принесли 12 тысяч художников — участвовали как профессионалы, так и любители. Но для Беларуси 760 участников — небольшая победа.
Проблема, с которой столкнулись организаторы выставки, — отсутствие большого интереса со стороны СМИ.
— Когда мы обратились в редакцию одного популярного портала, нам ответили: «Ну, так ваша выставка же уже была в прошлом году. Зачем про нее снова писать?» — сетует Ольга.
— Очень странная логика. Почему тогда про Чемпионат мира по футболу пишут регулярно? Можно ведь было написать один раз — в 1930 году — и забыть. Жалко, что многие люди, которые могли бы заинтересоваться проектом, были лишены возможности узнать о нем.
Эту картину разыграют среди посетителей выставки
В рамках проекта «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» проходит персональная выставка победителя прошлого года Андрея Симончика — некоторые из работ уже купили.
Возможно, в конце выставки состоится аукцион.
— В договорах, которые мы заключаем с авторами, прописано, что они обязуются забрать свои работы в течение 2 дней после окончания выставки. Увы, далеко не все обеспокоены судьбой своего творчества, — рассказывает Дмитрий.
— В прошлые годы мы столкнулись с тем, что 10% авторов не приходят забирать работы. А мы потом долго вызваниваем, упрашиваем.
В этом году решили поступить иначе. В договоре есть пункт: если автор не забирает свою работу в указанные сроки, она становится собственностью организаторов. Потом мы проведем аукцион, а вырученные деньги потратим на то, чтобы в следующий раз пригласить бесплатно поучаствовать в проекте талантливых детей.
Увидеть выставку можно до 12 мая.
*Ксилография — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. (Википедия)
Фото автора