Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Минский художник устроил перфоманс на выставке в знак протеста против цензуры

Одни кричат ему «Аморально!», другие восхищаются накачанным телом. Что и говорить, редко какое событие в мире белорусского искусства настолько будоражит публику.

Но художнику Алексею Кузьмичу удалось устроить цунами.

Что же он сделал? Устроил перфоманс. Молодой человек пришел на выставку в Национальный центр современных искусств, разделся и прикрепил на эрегированный фаллос табличку с надписью «Министерство культуры».

И началось: на художника написали заявление в милицию, оскорбленная общественность стала причитать на тему осквернения храма искусства, коим является музей, восхищенные посты на «Фейсбуке», посвященные фигуре перфомансиста…

Некорректно рассматривать акцию Алексея Кузьмича как посягательство на моральные устои общества или как желание показать тело. Главное, это месседж, который старался донести художник. В чем же смысл акции?

Вот как объяснил поступок сам акционист.

«Щит или Министерство Фалокультуры» — акция направлена на освещение проблем цензуры, с которыми сталкивается современный художник при намерении демонстрации своего искусства на площадках государственных арт-институций.


Идея акции возникла в связи с предложением Национального центра современных искусств (НЦСИ) организовать мою персональную выставку.

На вопрос к руководству Центра о степени цензуры в стенах их государственной площадки был получен чрезвычайно интригующий ответ о том, что «Главное, чтобы не было эрегированных фаллосов, так как курирует выставку Министерство культуры РБ».


Весьма странно, что в компетенции этого контролирующего культуру и искусство органа входит еще и забота о контроле за репрезентацией первичных половых признаков. Но, хозяин — барин. И если это так важно — выполняю поставленные условия и оказываю содействие в защите сознания зрителя от опасного контента».

Белорусское общество привыкло к тому, что искусство — это картина в массивной позолоченной раме на стене. В идеале, чтобы на ней были изображены мишки в лесу или букет в вазе: красиво и понятно, не надо ломать голову над скрытыми смыслами.

На самом деле, современное искусство давно шагнуло вперед. А перфоманс, акционизм стали его важной частью. Предлагаем вспомнить трех художников, чьи перфомансы потрясли мир.

hudojnik.jpg

Орлан

Она пробовала себя в разных сферах искусства: рисунок, скульптура, фотография. Но наибольшую популярность француженке Орлан принесли именно перфомансы.

В частности, с 1990 по 1993 год она перенесла девять пластических операций, каждая из которых обставлялась как настоящее шоу: перед началом хирургических манипуляций, Орлан облачалась в роскошные наряды, медики тоже выглядели необычно. Проект получил название «Перевоплощение святой Орлан».

Художнице вводили в лицо силикон, а импланты, которые обычно используют для коррекции скул, ей вживили в лоб… Манипуляции проводились под местным наркозом. Художница пошла на это осознанно: каждый ее жест имел значение. В процессе велась фото и видео-съемка.

Таким образом Орлан боролась против «канонов красоты», которые общество навязывает женщинам. Ведь с каждым годом растет количество тех, кто ложится под скальпель только ради того, чтобы приблизиться к каким-то мифическим «стандартам».

hudojnik.jpg

Сантьяго Сьерра

В центре внимания художника — социальное неравенство и суровый капитализм. В качестве «материала» для творчества он использует людей.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько стоит почувствовать себя эксплуататором? Какую сумму нужно отдать, чтобы использовать не только труд, но и тело?

Сантьяго решил выяснить это опытным путем. Как-то раз он предложил добровольцу сделать тату — просто линию длиною в 30 сантиметров. За это художник предложил всего 50 долларов. Желающий нашелся быстро.

Такой исход шокировал даже самого Сантьяго: как так, человек готов терпеть боль ради каких-то 50 долларов? Почти год художник размышлял на эту тему. В итоге пришел к выводу, что виноват в сложившейся ситуации не он, а система, которая позволяет ему так дешево покупать других людей.

Он решил повторить эксперимент с татуировкой. Правда, на сей раз добровольцев требовалось трое. Каждому художник предложил по 20 долларов. И вновь эксперимент удался!

После этого Сантьяго не раз устраивал пефомансы, чтобы продемонстрировать, в каком отчаянном положении живут низшие слои общества.

Он нанял нелегальных рабочих, чтобы те просто таскали туда-сюда по арт-галерее блок весом в несколько тонн. Заплатил по минимальным тарифам.

Во время перфоманса 465 Paid People художник расставил «живые скульптуры» — заплатил смешную сумму людям, которые в течение трех часов должны были просто стоять в галерее: на каждом метре он разместил по пять человек.

На одну из своих выставок Сьерра пригласил тринадцать вип-персон: в их числе был министр обороны Чили, президент конгресса и другие. Художник предложил почетным гостям пройти по коридору, в конце которого их ждала разъяренная толпа. Это были как раз те люди, которых сильные мира сего обычно не замечают.

Этим перфомансом художник хотел показать, как чувствуют себя власть имущие в ситуации, когда нельзя игнорировать человеческие проблемы. Одно дело сидеть в кабинете и совсем другое — столкнуться лицом к лицу с теми, кто так и не дождался от тебя помощи.

hudojnik.jpg

Марина Абрамович

У Марины немало перфомансов, которые удивили публику. Безусловно, самый шокирующий из них — «Ритм 0». На шесть часов художница дала полную свободу действий гостям выставки. Она разложила перед собой 72 предмета. Некоторые из них были безобидны — перья, кусок торта, сахар. Другие — потенциально опасны (скальпель, пистолет, гвозди, спички). Все это люди могли использовать по своему усмотрению.

Художница заранее подготовила инструкцию, в которой заявила: «Я — объект. В течение этого времени я беру на себя полную ответственность. Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».

Поначалу толп вела себя интеллигентно. Кто-то слегка дотрагивался до Марины, кто-то подарил ей цветок. Но не каждый человек способен вести себя благородно, ощущая, что другой всецело находится в его власти. Добавьте к этому и чувство безнаказанности: художница ведь сама сказала, что лишь она несет ответственность за все, что может произойти.

С каждой минутой ситуация накалялась: на художнице разрезали одежду, в ее тело вонзали шипы розы, кто-то сделал надрез на шее Марины, кто-то приставил к виску художницы пистолет и положил ее палец на курок… Публику опьяняла сама мысль о том, что любое преступление останется безнаказанным.

Спустя ровно шесть часов «кукла» ожила: обнаженная, заплаканная, истерзанная Марина пошла навстречу толпе. Зрители в панике стали выбегать из комнаты… Противостоять человеку, который может постоять за себя, уже страшно.

Вернувшись в отель, полностью опустошенная художница обнаружила у себя прядь седых волос. Это был действительно страшный перфоманс. Но ради чего? Чтобы показать, как просто превратить умных, хорошо воспитанных, интеллигентных людей (а на мероприятие ведь пришли не далеко не асоциальные личности) в первобытных животных.

VELVET: Юлия Василюк
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus