Полная версия сайта Мобильная версия сайта

История православной белоруски о посте и стереотипах

В преддверии праздника Крещения мы публикуем историю прихода к вере 48-летней Валентины из Гродно.

О том, как пришла в Православие

У нас в стране, согласно опросам, 80% белорусов считают себя православными. Многие празднуют Пасху и Рождество и в воскресенье ничего не делают, ссылаясь на то, что это грех. Но когда я отказываюсь от мясного или сладкого и говорю, что соблюдаю пост, в большинстве случаев вижу перед собой округлившиеся глаза. Кто-то начинает мило улыбаться и ничего не говорит, кто-то — учить и высказывать свое мнение о церкви, Боге и Вере, кто-то в самых редких случаях спросит о подробностях, как я к этому пришла.

velvet1.jpg«У нас в стране, согласно опросам, 80% белорусов считают себя православными.»

Раньше мне было неловко об этом говорить. Я смущалась, врала и даже иногда заискивала, не хотелось казаться белой вороной. С возрастом и ростом в своей духовной жизни я стала уверенней. Теперь я спокойно делюсь тем, что соблюдаю пост, читаю молитвенные правила и хожу на воскресные службы, если меня об этом спрашивают. Советов и нравоучений не даю.

Мой приход к духовной жизни в Православии не был спонтанным: что-то плохое произошло, и женщины резко и строго начинаются молиться, переодеваться в длинные черные юбки и перестают краситься. Нет, это не моя история. Все накапливалось постепенно: вопросы с семьей, детьми, работой. Уже тогда я стала задумываться о Вере и даже про себя молилась.

Мои тогдашние вопросы постепенно решились, но не потому, что я стала воцерковляться, а потому что повзрослела и уже спокойнее относилась ко многим вещам в моей жизни.

О стереотипах

Среди тех самых 80% православных есть много стереотипов о постах, церковных служениях и жизни людей, которые живут духовной жизнью. Одно из самых популярных, что я слышала, это то, что ничего нельзя делать в воскресенье. Это неправда. Я и мои знакомые после воскресной службы делаем домашние дела, если это необходимо. Но я стараюсь их распределить на неделю или в первую половину субботы.

Еще говорят, что Православие — это черная юбка, платок, постоянная скорбь на лице и отсутствие макияжа. И это тоже не так. Ни один духовный отец и священник, по моему опыту, никому не запрещал носить красивую одежду и хорошо при этом выглядеть.

Более того против грусти на лице выступают и духовники, и настоятели храма, они часто об этом говорят в проповедях.

velvet1_154.jpg«Против грусти на лице выступают и духовники, и настоятели храма, они часто об этом говорят в проповедях»

Об обществе

Как я уже говорила, раньше мне непросто было говорить о своей духовной жизни. Сейчас это смущение прошло. Я не спорю и никому ничего не доказываю, если слышу что-то подобное: «В вашем Православии даже лавочек в храме нет, не то что у католиков». Что самое удивительное, эти люди с католичеством не имеют ничего общего, им просто нужно сказать гадость. Я не обращаю на это внимание.

Но я вижу, как непросто сейчас воцерковленным парням и девушкам, у них столько соблазнов и «учителей» тут же появляется, как только они скажут о том, что соблюдают пост. Эти сцены больно наблюдать со стороны.

velvet2.jpg«Когда говорю, что соблюдаю пост, в большинстве случаев вижу перед собой округлившиеся глаза»

У нас на работе есть девушка, мы вместе с ней ходим в храм. Стоит ей только сказать, что не идет на очередную вечеринку компании, потому что сейчас пост, чуть ли не до отчитывания доходит дело. И тот, кто ее отчитывал, потом первый в общем чате в Viber будет поздравлять с Рождеством и с Пасхой. На мой взгляд, это гадко и противно.

О том, как Православие показывают СМИ

Есть профессиональные источники, которые о Вере пишут так, какая она есть. Но большинство светских порталов то искажают действительность, то, не разобравшись в вопросе, публикуют первое, что услышали. Недавнюю ситуацию с постановкой «Соломея» разобрали по полочкам и священники, и работники культурной сферы. И все равно я встречаю высказывания о том, какие православные и верующие «не такие».

Притом я не встречала информации, кто были эти православные, почему их так мало? В итоге репутация подпорчена.

О вере белорусов

Я вижу, что белорусы верят абсолютно во все: гороскопы, восточный календарь, приметы, гадания. При этом они умудряются занимаются йогой, медитировать, праздновать Хэллоуин, а после забегать перед Пасхой в храм, ставить свечку и просить обо всем на свете.

Это, конечно, выбор каждого, но, думаю, люди сами не знают, чего хотят. Они просто ищут легких решений их насущных проблем, отсюда и появляются двойные и тройные стандарты: «Лишь бы хоть что-то помогло».

С Богом я уже 18 лет. И с уверенностью могу сказать, что для меня это радость, спокойствие и свобода, несмотря на все стереотипы и предрассудки. Если люди живут в тех стереотипах, которые я описала выше, то они никогда не поймут и не узнают, что я воцерковленный человек. Я хорошо выгляжу, занимаюсь собой. И я счастлива, прежде всего для себя и своей семьи.


На это интервью я согласилась, потому что мне хочется поделиться радостью своей духовной жизни и развеять стереотипы. Надеюсь, мои история и опыт помогут тем, кто столкнулся с такими проблемами.

Мнение редакции может не совпадать с мнением героини.

VELVET: Елена Линкевич
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus