Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Косвенная благотворительность: журналистка Velvet.by разбирается в теме с Натальей Кунцевич

Идея настолько вдохновила Наталью, что она стала искать больше информации по теме, и оказалось, что аналогичные проекты существуют в 44 странах мира. Но не в Беларуси. 

Заниматься благотворительностью Наталья начала еще в школьные годы.

Вместе с сестрой-близняшкой она состояла в волонтерском движении и всегда была в числе активистов — посещала детские дома и дома престарелых, помогала людям с инвалидностью.

02_01_velvet_kuncevich.jpg

— Сажали лес, собирали макулатуру, всего и не вспомнишь… — улыбается Наталья. — Мы с сестрой уже тогда не представляли своей жизни без волонтерства. Кстати, сейчас в проекте «Новая жизнь в обмен на крышечки» участвует одна из наших одноклассниц.

В годы студенчества девушка продолжала помогать тем, кто в этом нуждается.

— Потом я закончила вуз, вышла замуж, родила ребенка… Когда дочке было всего полгода, решила вернуться на работу. Коллеги тогда смеялись: «Как ты все успеваешь?! Полный рабочий день, маленький ребенок дома, а еще и благотворительные акции в торговых центрах устраиваешь»! Я действительно тратила выходные на то, чтобы организовать сбор средств для своих подопечных. Конечно, на это уходило много времени и сил: я договаривалась с ремесленниками, которые могли предоставить небольшие сувениры для тех, кто пожертвует деньги, с мастерами, готовыми бесплатно делать аквагрим детям…

Перед первой благотворительной акцией Наталья разослала более двухсот писем по столичным торговым центрам с просьбой разрешить провести такое мероприятие. В итоге положительных ответов пришло всего три.

— Благотворительные акции получались успешные. Удавалось собирать необходимые суммы, но однажды кто-то из знакомых сказал: «Наташ, хорошо, вот сейчас ты помогаешь людям. Но что будет, если наступит момент, когда у тебя не будет ресурса — временного, физического, морального»? Я начала думать над тем, как сделать более глобальный проект, в котором мое участие было бы минимальным — нельзя перекладывать все на одного человека.

В интернете Наталья наткнулась на статью, о том, что в Турции распространена косвенная благотворительность: люди собирают крышечки, а сдают их на переработку, а вырученные деньги направляют на благие цели. За 8 лет удалось собрать более трехсот тонн! В итоге купили около 1500 инвалидных колясок для людей.

Задумка гениальная в своей простоте. Действительно, ведь мы все выбрасываем кучу крышечек просто в мусорное ведро. А тут оказывается, что делать добро проще простого: откручивай крышечки, собирай, затем относи в специальный контейнер. Все!

Идея настолько вдохновила Наталью, что она стала искать больше информации по теме, и оказалось, что аналогичные проекты существуют в 44 странах мира. Но не в Беларуси. А в нашей стране, по приблизительным подсчетам, ежегодно образуется более 4000 тонн крышечек. Если их сдать на переработку, можно получить около 800 тысяч долларов.

«Это надо исправить»! — решила молодая мама и взялась за дело.

01_velvet_kuncevich.jpg

— Как близкие относятся к вашей активности?

— Поддержали, — рассмеялась Наталья. — Но тогда никто из нас не мог представить масштабов необходимых трудозатрат. До сих пор члены моей семьи среди самых активных волонтеров. Если надо куда-то быстро подъехать, мчится муж. А моя мама за полгода отсортировала более полутора тонн крышечек (это примерно 700 тысяч крышечек) — это учитывая тот факт, что у нее есть работа. Нельзя сдать все крышечки на один перерабатывающий завод — в Беларуси существует более сотни организаций, имеющих линии для переработки полимерных отходов, и каждая из них использует в производстве определенный вид пластмассы.

Я молчу про то, сколько финансов из семейного бюджета уходит на проект. Многие контейнеры для сбора крышечек мы делали за свой счет. Также я не закладываю в расходы проекта такие траты, как оплата труда главного бухгалтера, оплата места нахождения некоммерческой организации, плата за обслуживание расчетного счета, оплата бензина (ведь крышечки необходимо транспортировать).

В самом начале нашего пути по реализации проекта моя команда наивно надеялась получить гранты, привлечь финансирование в результате участия в конкурсах социальных проектов — но пока не сложилось. На самом деле, люди часто смотрят на количество подписчиков в социальной сети «ВК» проекта, видят 13 тысяч человек и говорят: «О, так зачем вам наша помощь? Попросите своих подписчиков сброситься хотя бы по рублю — у вас сразу будет 13 тысяч». Увы, это так не работает. Большинство белорусов не готовы даже по рублю скинуться.

Кто-то возмущается: «Мы же платим налоги! Почему государство не спонсирует такой полезный проект»? Я с таким подходом в корне не согласна. Государство не обязано спонсировать все частные инициативы — на то она и частная, в конце концов. К тому же нельзя снимать с себя ответственность, ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы живем. В наших силах менять мир к лучшему.

— Но в целом же много человек приносит крышечки?

— Стыдно говорить об этом, но не все даже готовы донести крышечки до ближайшего торгового центра. Как-то раз пишет мне девушка: «Я собрала целый пакет крышечек. У вас есть волонтер, которых поможет хрупкой девушке их донести»? При этом до торгового центра ей нужно идти метров 300.

Вот как на такое реагировать? Девушка искренне убеждена, что я или волонтер проекта обязаны приехать к ней домой и забрать крышечки лично: она же уже и так помогает.

Бывает, люди на повышенных тонах говорят в трубку: «Если вы не приедете, я просто выкину все крышечки»! Кто-то пытается давить на совесть: «Вот, я же хотел сделать доброе дело, а вы не позволяете! Вам стыдно должно быть»!

— И вы поддаетесь на такие манипуляции?

— Да, мне жаль, если крышечки пропадут. Как-то раз моя трехлетняя дочь услышала, как на меня кричали по телефону. Она расплакалась: «Мамочка, надо ехать, иначе наши крышечки выбросят, а мы не сможем помочь деткам»! — и побежала одеваться.

Курьезные бывают ситуации: звонил мужчина из Пинска и требовал, чтобы я приехала к нему за 100 крышечками. В итоге пришлось искать волонтера, который живет и работает недалеко от этого города, и отправлять его потому, что человек принципиально не желал сам идти в ближайший пункт сбора. Было безумно жаль зря потраченного времени волонтера.

Для сравнения: в других странах (как ближнего, так и дальнего зарубежья) в торговых и иных общедоступных объектах нет такого количества контейнеров для сбора крышечек, как в нашей стране. Магазины не идут навстречу аналогичным проектам. В Москве склад, на котором хранятся крышечки, находится за МКАД. Организаторы проекта определяют определенные дни и часы, в которые они готовы принимать крышечки, — и люди добросовестно сами приезжают, тратя несколько часов в свой выходной. За один день собирают порядка 10 тонн.

В Санкт-Петербурге руководитель проекта сразу объявил: «Я — такой же волонтер, как и все остальные. И никогда не поеду забирать крышечки. У всех должны быть равные условия: хотите помочь — привозите собранное».

Таких условий, как в Беларуси, нет нигде в мире. У нас контейнеры в шаговой доступности, но для наших людей дойти до них почему-то сложно. И от этого грустно.

— Что вас вдохновляет, мотивирует не опускать руки?

— «Мы в ответе за тех, кого приручили». А если серьезно, то я не могу оставить проект, который сама же и начала. У меня нет права сказать: «Я устала, мне плохо».

Вдохновляет то, что я вижу: общество медленно, но меняется. Все больше людей узнает о проекте, подключается к нему. Даже трехлетние детки в садиках начинают собирать крышечки — им уже можно говорить простейшие вещи о том, как важно беречь экологию. Хочется верить, что следующее поколение будет более экологически осознанным.

Да и взрослые признаются, что начинают задумываться над тем, как правильно сортировать мусор: крышечку с ПЭТ-бутылки сняли, а в какой контейнер отправить ПЭТ-бутылку?

Моя главная мечта показать белорусам, что общими силами можно делать большое дело.

Для того, чтобы вывести проект на качественно новый уровень, я и некоторые волонтеры с этой целью посещаем курс «Прикладное бизнес-образование». Его проводит ОО «Здоровый выбор» при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Варшаве. Было радостно видеть высокую обратную связь от участников проекта в виде голосов на сайте ОО «Здоровый выбор», отданных в поддержку нашего проекта. После подтверждения организаторами курса участия нашей команды в обучении мы были очень воодушевлены. Для нас участие в курсе «Прикладное бизнес-образование» очень ценно: разработка кратко- и среднесрочных целей проекта, определение его устойчивости, анализ стратегии проекта на всём пути обучения позволят исправить ошибки, допущенные в ходе реализации нашего проекта, и отказаться от неэффективных процессов! Безусловно, практикоориентированность курса позволяет команде проекта правильно формировать стратегию проекта, перенимать успешный опыт реализации проектов в соответствующих сферах деятельности, безошибочно налаживать организационные процессы в проекте с акцентом на его экономическую эффективность и конкурентноспособность.

Маркетинг, пиар-продвижение, расстановка приоритетов, тайм-менеджмент… Интересно и полезно получить от экспертов обратную связь: со стороны всегда видны ошибки проекта. Тот, кто постоянно трудится над проектом, порой не может чётко воспринимать сложившуюся ситуацию.

Конечно, очень хочется найти успешную бизнес-стратегию, чтобы мне больше не приходилось тратить на проект часть семейного бюджета. Было бы здорово, если бы получилось предложить разумную зарплату самым активным волонтерам проекта.

К примеру, в проекте есть мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Я знаю, что в скором времени они должны будут выйти на работу, а значит, не смогут посвящать много времени волонтерству. В то же время, многие из них говорят, что готовы были бы постоянно трудиться на благо нашего проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки», но с небольшим окладом.

Себя я работником проекта не вижу, хотя, безусловно, волонтером останусь. Занимаюсь юриспруденцией. Это та сфера, в которой я развиваюсь.
Планирую в дальнейшем запустить воспитательные, образовательные проекты — повышать экологическую сознательность у детей и взрослых.

— Давайте подведем предварительные итоги проекта. Сколько денег удалось собрать, как вы помогли людям?

— За 1 год и 2 месяца получилось собрать более 25 тонн крышечек. Из них передано на переработку около 6 тонн 700 килограммов: из-за нехватки волонтеров сортировка крышечек по видам пластмассы идет медленно. Была получена сумма в размере 5 000 бел. руб., направленная на приобретение противосудорожных медикаментов и двух прогулочных колясок для детей с ДЦП в пользу подопечных проекта Гриши Долгих из Минска и Леши Семешко из Витебска.

VELVET: Юлия Василюк
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus