Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Психолог и священник отвечают на вопрос: Религия — выбор инфантильных людей? Беседуем с Георгием Роем, протоиереем, настоятелем Покровского кафедрального собора города Гродно

Журналистка velvet.by задала одинаковые вопросы психологу и священнику.

Насколько современному человеку необходима религия? Она приносит больше пользы или вреда? Первой была опубликована беседа с психологом Лилией Ахремчик, и она вызвала много разных мнений.

Сегодня на эти же вопросы отвечает протоиерей Георгий Рой, настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно.

_velvet.by_1_a1a.jpg.jpgГеоргий Рой.

— Мне кажется, что в основе религии лежит чувство вины. Ты чувствуешь себя виноватой за то, что хочешь носить красивые платья, не желаешь постоянно беременеть…

— В основе христианской религии — живой Христос, который в основу жизни человека полагает веру, надежду и любовь. Бог, как Его понимают христиане, — это не каратель и не судья, который выискивает наши ошибки и прегрешение с тем, чтобы наказать нас. Он — Отец, а мы — его дети. Все как в семье. Небесный Отец нас любит и взаимно ждет нашей любви. Он открывается нам и ждет нашей открытости в отношении Его.

При этом Он дает нам абсолютную свободу самоопределения и выбора. Господь оглашает Свои правила-заповеди, но не для того, чтобы выискивать нарушения, а для того, чтобы помочь человеку найти правильный путь жизни, который приведет его к единению с Богом и к гармонии взаимоотношений с другими людьми и космосом.

Присутствует ли в религии чувство вины?

Да, оно есть, но его роль не больше и не меньше, чем в обычных человеческих взаимоотношениях.

Чувство вины подсказывает нам, что мы сделали неправильно и подталкивает к исправлению ошибки.


 

Но в христианстве чувство вины имеет далеко не самое главное значение.

Напротив, христианство живет видением Любящего и Всепрощающего Бога, который и нас призывает не жить с чувством обиды или вины, а прощать всех, так как и Он прощает нам.

 


В Евангелии есть прекрасный образ. Разъяренная толпа приводит ко Христу блудницу, которую должны были за её грех побить камнями. Христос, видя это, произносит слова:

«Кто без греха, первый брось в нее камень». Один за одним и толпа расходится. Остается Христос и женщина. Он спрашивает:

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaaaaaaaaa.jpgТе, кто осуждает, — они без греха? Кадр из фильма Малена.

«Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Если бы отношения со Христом выстраивались на культивировании чувства вины, то, наверняка, разговор с этой женщиной был бы совсем иным.


 

Но есть в религиозной среде и серьезная проблема, когда религия превращается в псеводрелигию.

Культивирование чувства вины в той или иной религиозной общине — явный признак нездоровой религиозности, которая в науке называется деструктивной или тоталитарной.

И от таких проявлений не застрахована ни одна религия, и ни одна конфессия.

 


Это некий вирус, который время от времени проявляется в жизни религиозных общностей с большей или меньшей силой.

Поэтому отчасти Ваш вопрос небезоснователен. Хотя, по большему счету, эта проблема человеческих взаимоотношений характерна не только религиозному сознанию. Можно сказать, что это универсальная проблема человечества. Резюмируя, повторю, что чувство вины никак не лежит в основе христианского самосознания.

Мне сложно говорить о красивых платьях — я их не ношу и поэтому только предполагаю, что могут чувствуют женщины. Мне кажется, что чувства вины за красивое платье быть не должно.

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaaaaaaaaa.jpgНастоятель Свято-Покровского собора г. Гродно протоиерей Георгий Рой.

Бог сотворил женщину красивой и богато вложил в ее природу необычайное чувство красоты и стремление к ней. Это естественно и согласуется с задумкой Господа о женщине. О какой же вине может идти речь? Можно, конечно, порассуждать о том, что значит красивое платье. Возможно, для кого-то красивым будет казаться вульгарный наряд.

Христианство за красоту без вульгарности и развращенности. Мне кажется, по настоящему красивый наряд будет подчеркивать красоту женщины, а не только выделять или обнажать анатомические подробности её тела.

И не страдают ли сами женщины от того, что многие мужчины стремятся больше воспользоваться женским телом и совсем не желают раскрыть внутренний мир женщины, раскрыть настоящий потенциал любви.


 

Христианство призывает к глубокому взаимоуважению и гармонии отношений между мужем и женой, между мужчиной и женщиной.

Женщина, жена никак не меньше мужчины и мужа.

Семья — равный союз любви, равных в любви людей.

 


Несколько слов про «постоянно беременеть». Христианки не обязаны постоянно беременеть. В Вашем вопросе очевидно воспроизводится некий стереотип.

Беременность и рождение детей  не представляют собою религиозного долга в христианской религии. Это сфера абсолютной супружеской автономии. Муж и жена сами определяют, сколько детей им иметь.

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaaaaaaaaa.jpg.jpgГеоргий Рой с семьей.

Ни один священник не будет ни одной супружеской паре доводить план по чадородию. Но в христианской среде детей действительно любят и есть немало семей, которые не боятся становиться многодетными.

Возможно, жены в христианских семьях более уверены в своих мужьях. Как бы там ни было, христианство призывает к ответственному подходу в рождении детей. К этому действительно нужно готовиться и рассчитывать свои силы. 

— Давайте вспомним фразу: «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую». Как Вы считаете, если ли ситуации, когда человек имеет право не прощать обидчика?

Смысл этой фразы прост. Если ты отвечаешь злом на зло — зла становится ровно в два раза больше. Нужно учиться, а в жизненной перспективе уметь обезоруживать зло добром и любовью.

Это, несомненно, более эффективно и перспективно, чем просто ответить ударом на удар. Психология типа «око за око и зуб за зуб» не оставляет возможности для диалога.

Это всегда глубокий разрыв, непримиримая вражда, нарастание зла со скоростью снежного кома. Христос этими словами говорит о том, что мстить не нужно.

Имеет ли человек право не прощать обидчика?


 

Человек имеет фундаментальную свободу делать все, что пожелает. Другой вопрос, будет ли это правильно?

Зачем нести в себе обиду? Кому от этого будет легче?

Понятно, что есть ситуации, после которых наши отношения с обидчиками никогда не будут прежними. Часто мы вынуждены отгородиться от тех людей, которые нанесли нам душевные раны.

 


Но это не значит, что я должен постоянно в себе чувствовать обиду и злобу к такому человеку. Я его действительно прощаю, сочувствую и желаю, чтобы хоть когда-нибудь человек осознал свою ошибку.

Имели ли мы право не прощать тех, кто во время войны жег и убивал наших людей? Да, имели. Но мы простили и это лучший вариант.  

2016-04-17-pravclub-gumilev10.jpgЕсли ты отвечаешь злом на зло — зла становится ровно в два раза больше.

Очень полезный совет в отношении наших обид дает Христос. Он говорит так: «Имеешь ли что на брата, иди и скажи ему». Это очень правильный совет. Чувствуешь обиду — пойди и поговори с человеком.

Выскажи, что накипело у тебя на сердце и в мыслях. Учись разговаривать и высказываться.

Чаще всего острые ситуации конфликта и в семье, и в дружеских и профессиональных отношениях возникают из-за невысказанности. Человек носит и носит в себе тяжелые мысли и чувства до того момента, пока не происходит настоящий взрыв эмоций и слов.

— В православии есть такое понятие как супружеский пост: супругам предписывается избегать интимных контактов во время всех постов, святок, а также по средам, пятницам и воскресеньям. С точки зрения религии, как это сказывается на отношениях пары?

Такое понятие как супружеский пост действительно существует. Однако есть в этом вопросе одно фундаментальное «но». Этот пост может быть только по обоюдному и свободному согласию супругов. Если кому-то тяжело соблюдать такой пост, то его и не следует соблюдать. Нужно воздерживаться лишь в той мере, в какой это позволяют нам особенности нашего организма, сила воли, а также в той мере в какой способен это воздержание понести супруг или супруга.

Нужен ли этот пост вообще и полезен ли он? Несомненно, нужен и полезен в мере возможностей супругов. Во-первых, возможность супружеского поста помогает сосредоточиться какое-то время на духовном развитии.


 

Для перспектив супружеских отношений это очень важно, чтобы вся любовь не заключалась только лишь в удовлетворении сексуальных желаний.

Любовь несравненно больше секса.

И телесная близость людей лишь одна из возможных форм близости людей.

 


Проблема взаимоотношений супругов как раз-таки часто и проявляется в том, что они не достаточно раскрыли потенциал любви в иных сферах, а сосредоточились лишь на близости сексуальной и сексуальном удовлетворении.

Несмотря на всю красоту и силу таких взаимоотношений, люди, как не удивительно, относительно быстро приедаются друг другу, если у них нет близости духовной. Пост как раз-таки и ориентирует супругов на духовное сближение с Богом и друг с другом.

Во-вторых, с точки зрения физиологии, пост, сексуальное воздержание также необходимы. Думаю, с этим согласятся и специалисты сексологи.

В третьих, опыт супружеского поста может помочь избежать искушения супружеской измены. Объективно, бывают ситуации, когда сексуальная близость супругов не возможна по ряду причин. Человек, который не имеет опыта воздержания, будет более склонен к супружеской измене, ради удовлетворения своей сексуальности.

Значительный процент супружеских измен происходит, например, когда жена беременна и ради сохранения ребенка не может иметь интимной близости с мужем.     

— Давайте поговорим не о длительном воздержании, а о «запретных» для половой жизни днях в течение недели?

Я уже говорил о том, что это не «запреты», а скорее рекомендации.


 

Супруги сами контролируют и определяют сферу своих интимных отношений. 

Это область семейной автономии, в которую никто не имеет права вмешиваться или что-то навязывать.

 


В дополнение к сказанному о пользе воздержания, можно добавить еще и то, что близость после более или менее продолжительного воздержания помогает более тонко ощутить радость близости супругов и дает более глубокие переживания.

И воздержание в днях недели не будет исключением, хотя, подчеркну еще раз, это не какое-то жесткое правило.

— Уныние — это один из смертных грехов. Стоит ли человеку в депрессии идти в храм?

Давайте, во-первых, разберемся в каком смысле уныние называется смертным грехом? Смертным уныние называется в смысле его чрезвычайной опасности для человека, а не в смысле какой-то особенно страшной вины за подобное состояние души.

И люди, которые проходили через такие состояния, как никто иной знают их тяжесть. Депрессии — огромная проблема современности. О чем говорит христианская аскетическая традиции в контексте этой проблемы.

Во-первых, уныние — депрессия — не возникают на пустом месте. Не всегда, но часто, депрессии возникают в результате целого ряда неправильных действий человека. Человек, например, не контролирует свою занятость, мало отдыхает, не оставляет времени для того, чтобы навести, как говорят, порядок в своих мыслях и чувствах, не умеет разрешать конфликтные ситуации и тому подобное. Как и в случае иных заболеваний, лучше депрессию предупредить, чем потом тягостно из нее выходить.

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaaaaaaaaa.jpg.jpg«Икона, которую во время революции при разорении одного из храмов спас мой прадед Даниил Адамович Тимошук. Он шел по улице и прямо перед ним в лужу и уличную грязь упала икона Спасителя. Он поднял образ, вытер его и положил под шинель к груди. С этой иконой он вернулся домой в Беларусь и с тех пор эта икона — семейная святыня.» Георгий Рой.

Человек должен следить за тем, чтобы его жизнь была правильно организована,  и чтобы в ней было место не только повседневной суете, но и место духовной работе, духовному самоанализу и сосредоточенности.  

Во-вторых, христианская аскетическая традиция говорит о том, что любой грех — это в первую очередь болезнь человеческой души. В случае уныния эта болезнь называется тяжелой. Соответственно выстраивается и отношение к человеку. Его не винят, ему сочувствуют и его лечат. В случае серьезной болезни, мы ищем соответствующего специалиста.

Обычный терапевт едва ли поможет, если у человека серьезное заболевание одного из внутренних органов. Тоже и в случае депрессии и возможности того или иного священника помочь человеку выйти из этого тягостного состояния. Далеко не каждый священник, впрочем, как и далеко не всякий психолог, способен будет помочь человеку справиться с этой проблемой. В любом случае, наивно полагать, что зайдя в храм и встретив первого попавшегося священника, ты получишь моментальную помощь.

Выход из депрессии — это более или менее длительный и сложный процесс. И лучше его будет сопровождать тот человек, который, по крайней мере, знаком с тобой.

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaa.jpg.jpg

Важно подчеркнуть, что священник, равно как и психолог — не решит за тебя твою проблему. Он может помочь, подсказать, направить, поддержать, но преодоление депрессии — самостоятельная и неизбежная работа самого человека.

Нужно ли идти в храм? В первую очередь нужно идти к Небесному Отцу и в сердце, искренне говорить с Ним, раскрывая свою боль и тяжесть души. Храм — дом нашего Небесного Отца. Лучше всего прийти и побыть какое-то время в тишине храма.

А затем, можно и нужно искать помощь хорошего психолога, при необходимости — психиатра, помощь хорошего священника и всех тех хороших людей и специалистов, кто по-настоящему будет способен помочь в этой ситуации. 

— Не кажется ли Вам, что религия — это способ переложить ответственность: «Я помолюсь и все проблемы решаться сами…»?

Это очередной стереотип, который, конечно, не возник на пустом месте, поскольку действительно есть та категория людей, которые в религии ищут такую вот волшебную палочку-выручалочку.

В православии — один из фундаментальных принципов организации духовной жизни человека определяется как «синергия» — соработничество Бога и человека.


 

Бог не решает за человека его проблемы, но всегда готов помочь и быть рядом.

Человек должен самостоятельно проработать все то, что проработать необходимо.

Как раз-таки ответственность за свою жизнь, свои поступки, за мысли, за чувства христианин несет в полной мере.

 


Бог даёт все возможное для того, чтобы мы духовно развивались и росли, чтобы преодолевали свое несовершенство и внутреннее зло и задача христианина в полной мере воспользоваться всем этим.

Не прятаться от проблем, а смело с поддержкой Небесного Отца идти им на встречу — это подход к жизни нормального христианина.

Сформулированную в Вашем вопросе фразу, я бы переформатировал следующим образом: «Я помолюсь, и Бог поможет мне в решении моих проблем…». 

Но свои проблемы человек решает сам.

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaaaaaaaaa.jpgСвои проблемы человек решает сам.

 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET
#
Система Orphus