Система в кризисе, система никуда не годится, система рушится — слышно со всех сторон, но при этом эта система ежегодно выпускает тысячи абитуриентов, которые худо-бедно формируют наборы в вузы, и даже стобалльники по итогам централизованного тестирования есть, и немало.
Откуда же берутся дети, которые все же что-то знают? Неужели от репетиторов?
Я сама — мама двух школьниц, одна из которых в этом году с приличным итоговым баллом поступила на бюджетную форму обучения на английскую филологию в БГУ, «перебрав» аж 60 баллов относительно проходного. К репетиторам обращались единожды — в седьмом классе наверстывали английский.
После — только школа. Нельзя сказать, что все до единого учителя и все до единого обстоятельства обучения нравились мне как маме или устраивали мою дочь как ученицу. Всякого хватало. Но знания по гуманитарным предметам были даны — и неплохие.
Подготовка белорусских школьников к международной олимпиаде по информатике
Я люблю в белорусской школе фундаментальность: здесь любой предмет изучается системно. Да, учебники порой ломают этот принцип на корню. Да, неопытный учитель может запросто превратить любую систему в пародию.
Но если ребенку повезет с учителем, который совместит свой учительский опыт, известные ему методики и действующие программы в одно конструктивное целое — знания по предмету будут получены в очень приличном объеме.
Еще мне нравится, как в наших школах — особенно минских — поставлен и отработан процесс питания детей. Правда, он лежит тяжеленным грузом на классных руководителях, но для детей и режим питания, и возможность его варьировать, и разумный нажим со стороны взрослых (если он разумный) — хорош. Голодными дети в школах не ходят.
Нравится мне и то, что у детей — бесконечное количество возможностей для самореализации, особенно там, где в школе царит нормальная адекватная атмосфера.
Можно ведь изуродовать все: и олимпиадное движение, и конкурсное разнообразие, но если подходить к нему без административной истерики и официозной обязаловки — можно и вправду дать возможность каждому ребенку попробовать себя во всем и найти то, что нравится.
Вот что говорит мама сегодняшней студентки, вчерашней выпускницы одной из минских гимназий, первокурсницы ФПМ БГУ Ани Белешевой:
«Нам дали неплохую базу, в нужное время направили, поддержали, создали условия для занятий. Интегрированное обучение, индивидуальные задания — все это было у нас. Опять же, уровень иностранного языка, который позволил участвовать в международных олимпиадах.
Дочка моя свободно себя чувствует на любых интервью, в любой сложной обстановке, я не устаю удивляться. Общаться свободно тоже ведь их там, в школе научили. Я трясусь, а она запросто все рассказывает, спокойно и по-деловому.
Повезло с учителями на самом деле, и с гимназическими, и с педагогами Юницентра при БГУ. Оказались все не только учителями, но и друзьями. Выпускались — обнимались, плакали. Дочка собирается теперь в гимназии факультативы вести, детей математике учить. И пример берет с тех же своих учителей, которые влюблены в свое дело.
Кстати, недавно историю рассказали — парикмахерша моя. Что московская семья — непростая семья — переехала в Минск, когда сыну пришло время идти в школу.
Мама сейчас в декрете со вторым ребенком, но работала в министерстве. И выбрала наше образование. Их родители родом из Ивацевич, но уже лет 50 живут в Москве. А молодые вот вернулись сюда — детей учить».
Урок в одной из белорусских школ. Фото: goo.pinsk.edu.by
Бабушка сегодняшнего минского одиннадцатиклассника Сережи Бриневича рассказывает:
«Внука ко мне из Литвы прислали закончить одиннадцатый класс. Все-таки здесь образование посильнее. Закончит, сдаст Цтестирвоание, попробует поступить в вуз. Там как-то свободно все, а он человек такой, ему дисциплина нужна, здесь ее намного больше.
Хочет получать инженерную специальность, нам нравится, как в нашей школе преподают физику и математику — дети здесь учились, внук пойдет к тем же учителям».
Белорусские выпускники-2017. Фото: sputnik.by
А вот мнение мамы, которая в этом году стала одновременно и мамой выпускницы, и мамой первоклассницы: старшая ее дочка, Маша Коренькова, поступила на биофак БГУ, младшая отправилась за знаниями в первый раз в первый класс:
«В нашей школе сохранилась тенденция давать системные знания, в некотором смысле — фундаментальные. Ребенку уже в начальной школе закладывают основы математики, языка, знаний о мире.
Это здорово, так как точно известны примеры из западных и американских систем образования, когда до лет десяти дети изучают мир, а лет в пятнадцать учатся переводить граммы в килограммы.
Однако наша красивая основа, идея, заложенная в образование, на практике иногда теряет свою привлекательность, так как ее втискивают в нормы, программы, методики и так далее».
«Внука ко мне из Литвы прислали закончить одиннадцатый класс. Все-таки здесь образование посильнее»
Без сомнений, у многих наших мам есть слова благодарности школе.
Только вот всегда ли мы их говорим?