Смотря какая мама, и смотря в какой песочнице выгуливает она своего малыша.
Развитие ребенка — процесс с одной стороны непрерывный, а с другой стороны — малоконтролируемый. Фото: 4esnok.by
Есть песочницы, в которых стыдно появиться, если твой полуторагодовалый младенец еще не ходит в развивающий центр. Есть песочницы, в которых каждый имеет право на развивательное самоопределение. Есть, где принципиально против «развивалок» — таких меньше всего.
Есть мамочки, которых меньше всего волнует мнение песочницы, таким проще. Но и они иной раз могут ошибаться, оценивая пользу или вред центра раннего развития для своего отпрыска. А цена ошибки — высока.
Потому что именно в центрах раннего развития можно раз и навсегда отвернуть маленького человека от знаний.
Но начну издалека. Воспитывая троих детей, я прошла весь путь эмоционального отношения к центрам раннего развития: от безграничной веры в их необходимость через сомнения в их эффективности и до полного непонимания, зачем они существуют.
То есть как место, где дети могут общаться – понимаю. Как место, где мама может успокоить свое извечное чувство вины «яжеплохаямать» — тоже понимаю. Но как место, где развивается ребенок — не понимаю.
Развитие ребенка — процесс с одной стороны непрерывный, а с другой стороны — малоконтролируемый. Как, что и когда усваивает, а что — пропускает мимо рук и ушей растущий ребенок — уловить и спрогнозировать невозможно. Вы можете не заметить, как он выучит буквы, а можете потратить время и нервы, но так и не добиться, чтобы он выучил английский счет.
Программа развивающих центров не может быть для всех детей одинаково хороша. Фото: blizko.by
У детей — причем у каждого по разному — бывают времена, когда бурно идет физическое развитие, бывает — он хватает взахлеб знания абстрактные, бывает — растет не по дням, а по часам в практических навыках. Есть дети, которые легко демонстрируют свои успехи, есть — которые растут молча, не обнаруживая никаких результатов.
Есть дети экстраверты и интроверты, торопыжки и черепашки, словом, невозможно собрать даже троих детей и развивать их по общей программе. Да и программа не может быть для всех одинаково хороша.
Но мы зачем-то берем — и помещаем детей в условия уравниловки и сравнения. Маша уже читает, а ты еще нет. Петя уже поет, а ты стесняешься. Все дети ручки поднимают, а ты под стол прячешься. Какой-то ты не такой. Иногда этот посыл идет от мамы, иногда — даже от педагога.
В любом случае он считывается самим ребенком, и счастливый, беспрерывный и индивидуальный процесс развития вдруг становится обидным соревнованием. Не каждому это по силу в два или три года. И даже в пять.
Зачем идти куда-то, чтобы рисовать или лепить? Петь песни или складывать лего? Складывать два плюс два или учить иностранные цифры до десяти?
Развивающую среду очень легко и просто создать в любой квартире
Все это самым чудесным образом легко и просто делается дома, в уютной атмосфере, в знакомом окружении, в удобном для тебя самого темпе. Развивающую среду Марии Монтессори так легко и просто создать дома! Она на самом деле и есть в каждом современном доме, комфортном, чистом, наполненном игрушками и безопасной домашней утварью, которая, между прочим, развивает похлеще любых центров.
Сменить обстановку — да. Пообщаться с другими детьми — да. Но развиваться?
Современная детская психология разводит два понятия: ранее развитие и раннее обучение. То, что называется ранним развитием во многих наших центрах на самом деле является ранним обучением: направленной деятельностью взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).
Различить ранее развитие и раннее обучение довольно просто по радостным маминым комментариям: если она хвастается, что ребенок проложил новый маршрут прогулки, придумал игру, неожиданно образовал новое слово — она хвастается развитием.
Индивидуальный процесс развития в центре в один момент может стать обидным соревнованием
Если речь заходит о том, что он знает все буквы, цифры, названия животных — речь идет об обучении. И если ненасильственное развитие — штука неплохая, то раннее обучение — опасная.
Если обобщить мнения психологов, вред раннего обучения — в следующем:
Каждая мама должна самостоятельно решить, действительно для ее ребенка необходимо посещение развивающих центров. Фото: maxi.by
Может быть, и правда — перегнули палку? Погнались за модой на успешность, не разобравшись в сути явления? Пошли на поводу у маркетологов развивающих центров, забыв критически отнестись к рекламной информации?
Решать каждой маме — самой. Без оглядки на мнение песочницы.