Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Вашему ребенку нужно время для одиночества, скука и необходимость придумать себе занятие самому

Казалось бы, у современных детей сегодня есть все. Но на самом деле нет самого главного.

len.jpg

На самом деле это родительское мракобесие нужно было остановить лет эдак десять назад — потому что за эти десять лет как раз и выросло поколение детей, которые не умеют самостоятельно принимать решения. Да, они вежливы и послушны, они развиты и начитанны, они доброжелательны в общении и мгновенно раскусывают собеседника, у них даже не диагностируешь никакой подростковой внутренней травмы, но что-то в них не так.

Кажется, если прямо сейчас вынуть из-под них невидимую, но ощутимую подпорочку, они немедленно рухнут и рассыплются в серебряную пыль.

Вот пример из собственных наблюдений. У моей приятельницы есть сын —чудесный мальчик, вежливый, предупредительный, пакет с первого этажа до пятого донесет, коляску поможет спустить, хоть к ране прикладывай. Ему шестнадцать, и ему ничего не интересно. Разве что компьютерные игры, но и те — не очень.

Им вот-вот поступать, и это целая трагедия, потому что он не знает, куда. Мама знает, куда, но сын, кажется, пройдет только на платное, потому что он совершенно не готовится к тестам. То есть он ходит к репетиторам, послушно посещает курсы, не прогуливает школу, но на каждом репетиционном тестировании у него — не выше десяти. А ведь умнище! С ним поговорить, пока он помогает нести пакет — одно удовольствие. 

«Понимаешь, я думаю, что он просто не решает их, эти тесты! Наверное, приходит и ставит крестики, как получится! Помоги мне как-то уговорить его, ну ведь провалится, придется платно учить, а ведь голова у него хорошая. С трех лет по развивательным центрам и репетиторам...» — приходит мама ко мне в отчаянии. 

А я не знаю, чем помочь. То есть знаю — но это мое знание опоздало лет на пятнадцать.

litviktorina.jpg

«Кать, а что ему нравится?» — «В смысле?» — «Ну, по жизни что нравится? Какие книжки он с удовольствием читает, какие передачи смотрит?» — «Да ничего он не читает уже и не смотрит! Ерунду какую-то начал носить в дом, всех этих Суворовых, еще каких-то, кажется, историки. Я повыбрасывала, чтобы гадости этой в доме не было. 

Отец принес ему какие положено книжки, хоть я и против, потому что нам математика и физика надо, а не история, но раз принес, ладно. Так ведь не читает, на стол сложил стопкой — и все, пыль только стираю».

«А зачем ему математика и физика, Кать? Он их любит?» — «При чем тут любит? Мы хотим же в БГУИР, я же говорила тебе сто раз!» — «Вы хотите? С мужем?» — «Ну да, и он тоже хочет. Конечно! Зарплату нормальную, возможности — кто не хочет?» — «Так и Пашка сам хочет?» — «Конечно, хочет! А кто б не захотел?»

«Кать, ты как-то уходишь от ответа. Вот мне, например, и пять зарплат не надо, если меня каждый день заставят физикой и математикой заниматься, и в БГУИР я бы ни за что не хотела, а вот на истфак хотела. При чем тут зарплата вообще и твои о ней представления? Пашка-то твой что сам хочет?» — «Да ничего он не хочет!» — кричит обиженно Катя, и больше мы о Пашке не разговариваем.

А я помню, как он рос. Катя с мужем не спускали с него глаз. Каждую минуту  рядом: поиграть, почитать, посчитать, пластилин, рисование, пальчиковые куклы, лего. Придут в гости — Пашка всегда со своим арсеналом развивательных игрушек, чтобы ни секунды даром не пропало. Центры развития – с трех лет, лучшие в городе. 

i_2.jpg

Потом — школа не по прописке, но самая что ни на есть. Потом — гимназия. Танцы, фехтование, репетитор по физике. С шестого класса — по математике. Каждое лето — языковые лагеря, лагеря лидерства, обучающие программы за рубежом. Такого, чтобы Пашка посидел-поскучал, сам нашел себе какое-нибудь сколь угодно глупое занятие, раскурочил машинку или построил из лего чупакабру — избави боже.

«Слушай, Кать, а ты Пашку одного когда-нибудь оставляла вообще? Ну на день? На два?» — «Ты что, смеешься?! Шестнадцать лет! Оставь его! Он же и напиться может, и покурить, и девочку привести, их ведь только оставь без присмотра!

Вот поступит, первую сессию сдаст, вторую еще, чтобы уже закрепить в зачетке, там уже подумаем, может, снимем квартиру ему. Хотя нет, еще не снимем. Он же готовить себе не будет, желудок посадит в момент».

Пашкины аккаунты в соцсетях — образец здравомыслия. Аккуратная фотография, приличные афоризмы на стене. Стерильность такая, что даже неловко. Моя дочь уверяет, что у него обязательно есть другой аккаунт, заведенный на псевдоним, в который не лазит мама. Потому что если у человека только вот такой вот аккаунт — то жить ему будет крайне тяжело. Но я думаю, что даже такого аккаунта у Пашки нет. Зачем? Пустое.

«Кать, я завтра еду в архив, могу взять с собой Пашку, если ему так интересно читать историческую литературу — пусть попробует посмотреть, что такое настоящий документ? Закажу ему что-то интересное» — «Ань, какой архив, ты в своем уме? Он второе РТ опять завалил, физика десять, математика тринадцать, русский сдавать даже не поехал, хоть я оплатила все, квитанцию ему вручила. Какой архив ему?»

И я кладу трубку, но мне грустно-грустно. Пропал Пашка ни за грош. Убит добрыми намерениями.

image01.jpgФото: zapad24.ru


Психологи, изучающие проблему современных детей, лишенных мотивации к развитию, предостерегают: мода на постоянное обучение детей опасна.

Взрослые, которые непрестанно вмешиваются в естественный, санкционированный самой природой процесс формирования желаний, интересов, приоритетов, профессиональных способностей и потребностей, убивают в ребенке мотивацию к обучению, развитию и успеху.

Тогда что нужно ребенку для нормального развития?

  • Возможность много и разнообразно играть, в первую очередь – в одиночестве, во вторую – со сверстниками, в третью – с родителями. Обратите внимание на очередность, в которой психологи расставляют участников совместной игры!

Да! На первом месте — игра в одиночестве, такая, какая угодна ребенку. Пусть она кажется взрослым сколь угодно неправильной, бессмысленной, нелепой или глупой. Именно тогда, когда ребенок сам, через приступ скуки, найдет себе занятие, сформирует себе потребность, научится ее удовлетворять подручными средствами и получит свое собственное, нужное только ему, удовольствие от развития — именно тогда и будет развиваться его интеллект.

26.jpgИгрушка пупс-голыш. Фото: surfingbird.ru

  • Простые абстрактные игрушки: кубики, шарики, конструктор. Сложные разноцветные игрушки, предполагающие, что на всей поверхности кубика есть только одно отверстие, куда можно вставить только одну детальку — не развивают, а отупляют. 

Лучшая кукла — пупс-голыш, и тряпочки к нему — шить одежки. Лучшая машинка — чурочка на колесиках. Из нее можно представить себе все, что угодно. Лучший материал — пластилин, бумага. Лучшие инструменты — фломастеры, карандаши. Лучшие книжки — простейшие, с картинками, без движущихся глаз, пищащих вставок и записанных голосов.

На самом деле больше для полноценного развития ребенку ничего не надо.

  • Время для одиночества, скука и необходимость придумать себе занятие самому. Иначе инициатива будет убита на корню.

 

childhood-friendships.jpg

А что же Пашка? Ему-то уже поздно думать о конструкторах, кубиках и фломастерах? С Пашкой — сложнее.

Его теперь надо просто отпускать на вольные хлеба, в ПТУ — значит, в ПТУ, на непрестижную специальность — значит, на непрестижную специальность, полностью отказавшись от собственных амбиций, которыми родители заполнили чужую жизнь. Родителям — к психологу, Пашке — по желанию. Хотя, судя по всему, без психолога уже не обойдешься.

Этого ли мы хотим, наседая с самого детства на своих детей?

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.

Комментарии

Всего комментариев (1) Последнее сообщение
Нежность аватар

#
Система Orphus