Полная версия сайта Мобильная версия сайта

В процессе раннего развития ребенка родители должны стать помощниками, а не воспитателями

В педагогике раннего развития взрослому отводится особенная роль.

Кто бы это ни был — профессиональный педагог, родитель, родственник, приходящая няня — взрослый обязательно должен быть в первую очередь другом и помощником, но никак не воспитателем, судьей, автором мнения или транслятором правил.

В раннем развитии темп и правила определяет только ребенок, он же самостоятельно решает, успешен или неуспешен его путь, взрослый же отвечает за насыщенность окружающей среды и за безопасность.

27461_1.jpg

Современным взрослым довольно трудно принять на себя те обязанности, которые налагает на него раннее развитие.

Во-первых, воспитанникам советской педагогики трудно избежать оценки и сравнения:

  • «а у Маши вчера получалось»;
  • «а другие дети уже давно читают»;
  • «а что это у тебя сегодня не получилось?»;
  • «ну, если так дело дальше пойдет, ты у меня в двоечниках будешь всю жизнь ходить»…
  • а также телефонные жалобы «что-то Петька наш никак не заговорит, я уже бьюсь, бьюсь, а он никак».

Подобного рода сентенции недопустимы в детской педагогике, тем не менее, слышим и произносим мы их постоянно.

Во-вторых, мы плохо себе представляем, как можно учить без оценок — как же тогда мотивировать детей к победам? На самом деле оценка очень редко мотивирует, зато почти всегда — обижает, либо того, кого оценивают, либо того, кто находится рядом.

Замена оценок разнообразными «солнышками» и «звездочками», как это делают в нашем дошкольном обучении, тоже не вариант: ребенок, который не получил «солнышка», чувствует себя ущербным и теряет всякую мотивацию к учебе.

Единственная правильная реакция взрослого на успех ребенка — это похвала, на неудачу, которую заметил сам ребенок — утешение:

«ничего, ты же учишься, завтра мы попробуем еще раз, и обязательно справимся!»

roditeli-igrayut-s-rebenkom-2527.jpg

В-третьих, у нас слишком развит стереотип «дай, я покажу, как надо». На самом деле «надо» только так, как считает ребенок.

Поэтому взрослые должны обязательно продумать собственную роль в раннем развитии малыша. Основные принципы сотрудничества с ребенком таковы:

  • Взрослый не оценивает, а поощряет.
  • В раннем развитии важен не результат, а процесс.
  • Каждый ребенок индивидуален, и сравнивать можно только его самого с ним же вчерашним.
  • Взрослый формулирует задачи и создает возможности для их решения, ребенок — использует возможности и выбирает путь.
  • Взрослый никогда не вмешивается в созидательную деятельность ребенка со своими правилами и стандартами.
  • Взрослый активно создает развивающую среду вокруг ребенка.
  • Взрослый твердо уверен в способностях и талантах малыша.

Без адекватной роли взрослого раннее развитие — и вообще полноценное развитие — к сожалению, невозможно.

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus