Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Современная школа раннего развития: совсем не то, что было вчера

Урок математики, урок английского, урок пения? Бегите из этой школы!

deti.mail_.ru_ia3kzq5.jpg

На самом деле сегодня мне вообще в голову не придет отдавать ребенка в школу раннего развития. Это была длительная эволюция: первая моя дочка 2000 года рождения оттрубила два года в развивающем центре: английский, математика, пение, театр. Занятия по тридцать минут, между прочим, за красивенькими, но все-таки — партами, мамы с куртками в руках за дверью, доска, мел, магнитики.

Со второй мы уже занимались сами дома: Никитины, Доман, Монтессори, методики, кубики, развивающая среда. Третий растет, как трава в поле. Никакого раннего развития! И откуда он в свои пять умеет читать, складывать, вычитать, петь по-английски, разыгрывать сценки и рифмовать, ума не приложу, если честно.

Вообще тема детей, детского воспитания, детского развития последние двадцать лет — в топе самых дискутируемых тем информационного пространства. Детям сегодня уделяется столько внимания, сколько не уделялось за все предыдущие века. Прогресс стремителен: теория сменяет теорию, подход убивает подход. Позавчера еще миллионными тиражами продавался доктор Спок, вчера мы узнали, что его собственные дети выросли страшно несчастными людьми, а сегодня комментаторы на форумах спрашивают: Спок? Кто это?

Ко всему прочему воспитание детей превратилось в могущественную индустрию с мегамиллиардным оборотом. То, что раньше делалось при помощи мокрой тряпочки и максимум — копеечной детской присыпки, сегодня делается за гигантские деньги четырьмя разными способами, причем копеечных присыпок уже не найдешь — все фирменные, и оттого дорогие.

Выкачивать деньги из гиперответственных родителей стало хорошим тоном — ну не экономить же на детях, о чем вы!  А где индустрия — там и мода. А много ли здравого смысла в моде?

Тем не менее, сегодняшняя мода, которой потихоньку покоряются столичные центры раннего развития, мне нравится. И вот как это выглядит.

Никаких уроков, никаких ограниченных по времени монотематических занятий, никакой доски и мела. Дети — иногда прямо вместе с мамами — в совершенно свободной атмосфере и творческой обстановке проводят время как будто бы и не занимаясь интеллектуальной деятельностью — передвигая кубики, выстраивая башню, разводя машины из огромной пробки в гаражи.

img_6403.jpgФото: mammaproof.org

Ну да, взрослая тетенька, которая тоже играется вместе со всеми, предлагает посчитать кубики, прочитать надпись на кузове машины или сообразить, что хочет вон тот странный парень в американской кепке, но разве ж это уроки? А то, что после такого урока ребенок как будто бы сам по себе начинает считать, читать или понимать английскую речь, выглядит вполне естественным. В продвинутых случаях каждый день в таком центре посвящен какой-то теме. 

Например, в эту субботу, дети, у нас — Космос. Поэтому мы рассчитаем вес ракеты, построим ее чертеж, сообразим, с какой скоростью ракета должна отрываться от земли, склеим макет, разучим песню про Гагарина и сынсценируем отлет с космодрома. Казалось бы, где тут уроки? А в конце дня ребенок уже и математику, и физику, и черчение освоил, и пением с театром насладился.

Смыкается с таким подходом и совсем новая для Беларуси вальдорфская педагогика: согласно ее постулатам, никакой математики, никакого языкознания детям до определенного и вполне почтенного по нынешним меркам девятилетнего возраста не надо — а вот умение петь, танцевать, лепить, резать, вышивать нужно без всякого сомнения.

В вальдорфских детских садах и школах дети занимаются в смешанных разновозрастных группах: совместно что-то делают, шьют или вяжут, рисуют или лепят, разговаривают об искусстве и истории, плавают в бассейне, а также сморят на своих увлеченных педагогов, которые могут, например, целый день прозаниматься с детьми скрапбукингом, если окажется, что детям это интересно.

В мире есть даже школы, устроенные таким образом: например, по вальдорфской методике работают 1025 школ, несколько — в России. Не знаю, как насчет школ, а вот развивающие центры по этой методике — прекрасны. Мамы, которые приводят своих детей в необычные школы, говорят, что в первую очередь детям там психологически комфортно — а уже будут ли они знать в итоге таблицу умножения или английский счет, совсем неважно.

Почти все минские развивающие центры на сегодняшний день так или иначе отходят от жестких временных и тематических рамок, однако целиком отказаться от поурочной системы решаются далеко не все — отчасти сами консервативны, отчасти к таким кардинальным изменениям не готовы оплачивающие счета родители.

957753382505dd291d45eb.jpgОбучение по вальдорфской системе

Поэтому если вы хотите погрузиться в новую систему с головой — то у вас не так много вариантов. Один из самых последовательных центров с вальдорфской системой — «Школа радости» в Уручье. Семейный центр, продвигающий вальдорфскую систему в родительское сознание — центр Юлии Гусаковской-Старовойтовой на Либкнехта. Интересный проект в этом направлении — школа «Папа может».

К сожалению, проект единственной в Беларуси вальдорфской школы пока провалился: журналистка и активная мама Анна Трубачева, которая взяла на себя титаническую ответственность по организации такой школы, уехала с семьей в Америку, так и не осуществив общей нашей мечты об альтернативном образовании; помешали трудности законодательства в области образования, финансовые вопросы, и в первую очередь — инертность и консервативность общества, из которого складывается все, и педагогический, и родительский, и ученический коллективы.

Но все постепенно меняется, и мы понемногу начинаем понимать, что альтернатива — это всегда хорошо, и неважно, придет ли она к нам на волне моды, на пике развития индустрии или каким бы то ни было еще способом. 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus