Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Родителям школьников на заметку: узнайте, почему ребенку важно уметь держать правильную дистанцию в общении со взрослыми

Возможность широко обсудить серьезные ситуации и разобраться в них без участия педагогов, боящихся возражать начальству, — несомненная польза социальных сетей.

cropped-test21.jpg

Вот уже почти год в России систему образования сотрясают скандалы, связанные с «неуставными» отношениями учителей и учеников: сначала «вспыхнуло» в московской математической школе, потом — в школе для одаренных детей.

Откровения выпускников, обнародованные и растиражированные в соцсетях, а также проведенные на их базе общественные расследования, обнажили страшную правду. Учителя, в первую очередь учителя-мужчины, часто занимающие административные должности в школах, вступают в сексуальные отношения с учащимися, совершают в отношении их развратные действия, провоцируют, воспитывают в детях романтические чувства и привязанности . А затем пользуются этим в своих, совершенно определенных и далеких от романтики, целях. 

Как оказалось, это массовая проблема — потеря дистанции между учителем и учеником, переход тонкой и почти невидимой грани, где заканчивается телесный контакт, возможный и иногда даже обязательный между взрослым и ребенком (обнять, пожалеть, помочь переодеться, вытащить из воды, защитить от нападения) — и начинается совращение.

А вот еще один аспект проблемы. Совсем недавно — и уже у нас — ученик одной из провинциальных школ свел счеты с жизнью после проработки на школьном совете профилактики. Опять же совсем неважно, в какой именно школе это случилось — советы профилактики работают везде, и везде процедура их прохождения — не из приятных.

Важно другое: ребенок принял слишком близко к сердцу то, что говорили ему чужие люди. Оказалось, внутри него совершенно отсутствовала дистанция, которая позволяла бы не впускать в себя слова — всего лишь слова, пусть злые, пусть жестокие, но всего лишь слова — чужих людей.

081215_on_hm11.jpg

И еще страшнее — на том совете профилактики вместе с ним была его мама. Она тоже поверила учителям. Она всерьез расстроилась, приняв близко к сердцу все их угрозы и посылы. Она не смогла публично защитить своего ребенка. У нее тоже не оказалось надежных кордонов на пути чужой агрессии.

К сожалению, таково положение вещей: большинство детей и довольно большое количество взрослых воспринимает учителя носителем некой высшей и трудно оспариваемой истины. Если учитель скажет вам, что ваш ребенок бездарен в предмете — вы, скорее всего, поверите. Если скажет, что он плохо ведет себя в классе — скорее всего, тоже. Если учитель скажет этому самому ребенку «ты мне нравишься, нам так интересно вместе, а давай позанимаемся в субботу у меня на даче» — ребенок будет польщен и, скорее всего, заниматься поедет.

Доверие, некритическое восприятие слов, неумение посмотреть на них со стороны и отбросить их как несоответствующие действительности или ненужные лично вам — эта беда, к сожалению, преследует школьников и их родителей поколениями.

С другой стороны, бывает, пытаясь дистанцироваться от учителя и от системы образования, дети и родители переходят все возможные границы и меняют доверие на полное отрицание, отсутствие критики на критику тотальную, полное принятие на полное непринятие — и мы имеем абсолютное отсутствие контакта между участниками образовательного диалога.

article-2143274-130cb9e5000005dc-228_1024x615_large.jpg

Так где же она, эта граница? Как научиться строить ее? Как научить своих детей чувствовать и соблюдать дистанцию?

Этот ответ не может быть простым. Дело тут в комплексе причин, травм и опытов: благополучный, психологически устойчивый человек, будь то ребенок или взрослый, скорее всего, положится на ощущение собственного комфорта и уважения к себе: все контакты, которые ему неприятны, он будет пресекать, все, которые приятны — анализировать и конструктивно использовать.

Но сколько их у нас, психически устойчивых людей, и особенно — детей?

Психологи советуют работать с этой проблемой в первую очередь «на опережение», устанавливая внутри ребенка правильные рамки и границы с самого детства.

vz.jpg

Во-первых, никогда и ни по каким причинам не требовать от детей тотального послушания. Тотальное послушание — это плохо. Каждый ребенок имеет право противопоставить взрослому свой собственный взгляд на вещи. Он имеет право не хотеть есть, не хотеть идти на улицу, не хотеть учить математику или не хотеть писать диктант.

Решать эту проблему взрослый может исключительно путем переговоров, объяснений и мотивации (не путать с манипуляцией).

Во-вторых, не допускать и тотального непослушания. С самого раннего детства ребенок должен четко знать и ощущать систему родительских «можно» и «нельзя». Если он будет иметь их с детства в семье, он будет их интуитивно выстраивать и в школе: можно — шутить с учителем, слушать его на уроке, доверять советам, нельзя — оскорблять учителя, проявлять в его сторону агрессию, но и допускать его агрессию в свой адрес.

Если нет сил реагировать на агрессию самому («извините, но не разговаривайте со мной в таком тоне») — о любом факте агрессии должен знать взрослый.

В-третьих, — это логично вытекает из второго — и в семье агрессия должна быть под запретом или хотя бы под контролем. Каждый взрослый должен понимать: все, что вы позволяете себе в отношении собственного ребенка в качестве воспитательных мер, позволит себе в отношении его любой другой взрослый. Просто потому, что у ребенка не будет ощущения, что происходит нечто ужасное или неправильное.

1450279773_admupload_1299143976_shrifan1003719-1.jpg

В-четвертых, детей надо учить (и поощрять!) говорить «нет». Если у него есть веские причины для отказа — он должен уметь озвучить этот отказ, сопроводив его внятными причинами.

В-пятых, любой ребенок должен знать: что бы ни случилось, его родители на его стороне. Что бы не совершил ребенок, в чем бы его не обвиняли, родители должны стоять за него горой. Нет, не укрывать, спасать, врать и изворачиваться — но давать ощущение надежного тыла, места, где поймут и примут, где поверят, где любят все равно.

В-шестых, взрослые ни на минуту не должны терять контакт с ребенком, замечая изменения в поведении, в состоянии здоровья, в обычных реакциях. Был веселым — стал подавленным, любил школу — перестал любить, решал математику — забросил, не любил химию — резко занялся ей в выходные. Возможно (и даже скорее всего), все эти вещи имеют простое и понятное объяснение, так не бойтесь его получить.

И хотя даже соблюдение этих пунктов не гарантирует вам полную безопасность вашего ученика в школе — все же оно минимизирует риски. Держи дистанцию. Это — главное.

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus