Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Развивать память и грамотность полезно не только школьникам, но и взрослым. Объясняем, как этого добиться

Оказывается, набившие оскомину школьные задания не так уж бессмысленны, как кажется на первый взгляд!

Нечто крайне полезное, будучи повторено миллион раз без должного разъяснения, обязательно покажется глупым – это проверено поколениями школьников. Рисование палочек и крючочков, списывание с доски, бесконечное переписывание упражнений из учебника, учение стихов и прозы наизусть, контрольные изложения — кто из нас не злился на эту каторжную, очевидно бессмысленную работу?!  

uchene-svet.jpg

Ну правда, зачем из года в год ученики учат «я к вам пишу, чего же боле» или «старик, я слышал много раз, как ты меня от смерти спас»?

И учителю тошно тысячный раз это слушать, и ребенку — стресс. А изложения? Зачем это странное соревнование в скорописи, кто быстрее запишет и кто дословнее передаст содержание неинтересного, невесть откуда взятого текста? Как можно было сделать такой бессмысленный вид работы еще и экзаменационным?

А ведь на самом деле и стихи наизусть, и списывание с доски, и уж тем более изложение — удивительные виды учебной работы, тренирующие одновременно несколько важнейших учебных навыков.


Начнем со списывания. Это нудное, но крайне полезное упражнение решает одновременно три важнейшие задачи: 

  • формирует орфографическую зоркость; 
  • вырабатывает интеллектуальную связь между фонетическим обликом слова и механическим его воспроизведением на письме;
  • развивает мозг, как развивает его любая мелкая моторика.

Стать грамотным человеком без того, чтобы не переписать десяток-другой страниц собственной рукой — невозможно, особенно современному ребенку, и так лишенному письменной практики.

К сожалению, печатание на клавиатуре никак не влияет на формирование «облика слова» – наш мозг пока еще не перестроился в связи с запросами прогресса, и писать рукой — первейшая тренировка грамотности.

1434448052_2_1.jpg


Стихи наизусть — тоже тренировка, заменить которую точно так же нечем. Здесь дело касается памяти, которая, подобно мышцам, дряхлеет и атрофируется, если не бывает нагружена на полую мощность.

В обычной повседневной жизни наша память работает, хорошо если на десятую часть от своих возможностей — это как если бы человек целый день лежал на кровати, передвигаясь только на кухню и в туалет. Хороша была бы его физическая форма спустя год такой привольной жизни! Так вот в такую же удручающую форму придет и память, если не заставлять ее бесконечно тренироваться. 

Кстати, врачи-геронтологи советуют своим пациентам после пятидесяти ежедневно заучивать хотя бы одно стихотворение, чтобы остановить развитие патологических состояний мозга.

Конечно, желающие могут учить не стихи, а формулы, значения квадратных корней или таблицы Брадиса — результат будет тем же. Однако, кроме тренировки памяти, у стихов наизусть есть еще один неявный смысл. Именно они помогают нации сформировать единый культурный код, при помощи которого сохраняется возможность общения между поколениями, именно они формируют тот обязательный набор культурных клише и формул, на которых строится общий язык человеческой общности.

shkolnoe-obrazovanie.jpg

Письмо Татьяны к Онегину учили все русскоязычные девочки, письмо Онегина к Татьяне — все русскоязычные мальчики, мало того — и те, и другие знают наизусть отрывки друг друга, поскольку прослушали их в классе с десяток раз. И вот мы уже имеем две страницы прекрасного классического текста, легко распознаваемого собеседниками в общении.

«Трэба дома бываць часцей, трэба дома бываць не госцем» – эта формула Рыгора Барадулина, выученная наизусть каждым белорусом в раннем детстве, не раз потом мелькнет в разговорах, на форумах, в размышлениях один на один.


Еще интереснее — с изложениями. Этот вид работы, если он правильно используется учителями, более полезен даже, чем сочинение. 

Изложение, то есть свободный пересказ чужого незнакомого текста, одновременно тренирует память, вырабатывает навыки синтеза и анализа текста, учит выделять главное и логически восстанавливать из контекста второстепенное.

Также это приучает человека излагать свои мысли структурно и организованно, учит уважению к чужим мыслям и чужим точкам зрения.

Конечно, понятое таким образом изложение должно писаться совсем не так, как оно пишется сегодня в большинстве школ: когда учитель три раза медленно читает текст, чтобы все дети успели его записать, а потом ждет, кто напишет его с максимальной точностью. Нет. Изложения пишутся совсем по-другому.

img_2521.jpgФото: vedtver.ru

Первое чтение текста предполагает, что ребенок его услышит, поймет и воспримет. Второе — что он выделит структурные части и составит план. Третье — что он распространит свой план ключевыми словами каждого абзаца. И только теперь напишет своими словами, своими конструкциями, в своей стилистической манере, но соблюдая логику чужого текста. Согласитесь — удивительно полифункциональное задание!

Как жаль, что мы разучились объяснять своим детям — да и себе самим — зачем мы выполняем то или иное поручение! Они учат стихи или списывают упражнения только потому, что им так сказали — и у нас растет армия нерассуждающих исполнителей, а дети, задающие вопрос — ну зачем нам все это надо! — зарабатывают репутацию хулиганов.

Между тем каждый раз, когда этот полезный вопрос возникает — стоит сесть и действительно разобраться, а и правда, зачем? И это тоже будет полезным упражнением. Между прочим, одним из самых полезных в жизни.

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus