Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Можно ли закончить четверть без стресса и слез?

Возможно ли это для ребенка амбициозных родителей?

3d2815b95.jpg

На носу последний день первой четверти: быстро проскочила, правда? Кажется, только-только возмущались, что тетрадки отныне подписываются не по центру. А он возьми да появись, этот самый конец четверти с неисправленными оценками за письменные работы, с недоделками и недописками, с безотрадной итоговой картиной и восьмеркой (семеркой, шестеркой, нужное подчеркнуть) там, где вчера еще была девятка.

Что же сделать, чтобы закончить четверть без стресса?

Вопрос, между прочим, не праздный. Последняя неделя любой четверти в последнее время все чаще оборачивается непрекращающимся семидневным ужасом для учителей, детей и родителей, причем всегда — по вине последних.

С понедельника начинаются: звонки, визиты, повышенные тона, переполох, требования, просьбы, мольбы, и так до пятницы, пока, наконец, желанные и нежеланные оценки не займут свои места в вагонах.

И родителей можно понять: из четвертных оценок сложатся годовые, из годовых — репутация, из репутации — настрой педколлектива, а из него — итоговый балл аттестата.


А ведь можно сделать так, чтобы итоговый балл — был, а стресса — не было. Начнем с того, чего не стоит делать ни в коем случае.

1) Наседать на ребенка с угрозами вроде «принесешь семерку — убью», «таких идиотов у нас в роду еще не было», «и никакого интернета, если хоть одна восьмерка» и прочее, и прочее, и прочее.

В начальной школе такие вещи, может быть, и дают какой-то необходимый родителям, но в корне своем чудовищный результат, но к средним классам дети, которые учатся из-под такой вот палки, полностью теряют к учебе какой бы то ни было интерес, а в старших просто «посылают куда подальше» всю эту манипулятивную педагогику.

2) Объявлять громогласно: «я этой математице покажу, где раки зимуют», «завтра они у меня попляшут там все вместе», «физик ваш что, одурел?» и так далее, и тому подобное.

Такими формулировками вы надежно и окончательно убиваете в ребенке уважение к учителю. Даже если вам кажется, что какой-то конкретный учитель уважения недостоин (а ведь вы можете ошибаться), ребенок должен понимать, что его оценка — в его собственных руках.

Крайне редко — единичные случаи — бывает так, что четвертная оценка ставится не за знания, а за внутришкольный конфликт. Обычно все эти истории «математичка на меня обиделась, и с тех пор я восьмерок не видал» — не более чем школьные самооправдательные легенды. В интересах всех участников процесса — чтобы ребенок воспринимал учителя конструктивно.

3) Звонить учителю или бежать в школу на последней неделе четверти. Как правило, четвертные оценки в массе своей выставляются за три-четыре дня до конца периода, и сделать что-нибудь в последний-распоследний день очень сложно. 

Вы же не хотите, чтобы учителя шли на подлог и рисовали бы вашему отпрыску несуществующие отметки?

4) Пускать процесс на полный самотек и никогда не интересоваться учебой ребенка. Это по меньшей мере невежливо, не говоря уже о том, что опасно.


А вот что сделать можно, а иногда даже необходимо:

1) Интересоваться положением дел в течение четверти постоянно и максимально дружелюбно. Никому в мире еще десятка в четверти по любому, сколь угодно важному предмету не принесла ни денег, ни счастья, ни здоровья. Есть дети, которым и пять — хорошо, есть — которым и девять — мало, и ни один из этих детей ни плох и ни хорош, а просто у каждого в жизни своя стезя.

Если видите, что ребенок и вправду что-то упустил и ему нужна помощь — вот здесь можно уже и предпринять что-то «незлобливое»: найти интересную книжку или видеоурок по теме, рассказать что-то соответствующее, подбодрить или утешить.

Идти к учителю стоит в самом крайнем случае: ездили на соревнования и много пропустили, обнаружились системные пропуски в знаниях, вам кажется, что учитель несправедливо оценивает вашего ученика — но хотя бы за три недели до выставления итоговых оценок.

2) Держать связь с классным руководителем: в идеале он всегда знает, что, когда и как можно «подтянуть», доучить, дополнительно сделать, чтобы поднять итоговую оценку.

3) Подтолкнуть ученика к решительным мерам: дети склонны все откладывать на последний урок, и к последнему уроку их таких скапливается ровным счетом двадцать пять. Так что будет очень здорово, если ваш ребенок подтянет все свои хвосты хотя бы за неделю.

dom-obuch.jpg


Что нужно знать, решая вопрос с четвертной оценкой:

  • Как правило, оценка за четверть представляет собой среднее арифметическое всех оценок за письменные работы с возможным повышением или понижением на один балл в сторону преобладающей оценки за устные ответы.
     
  • Большинство предметов в средней и старшей школе (за исключением математики и языков) стоят в недельном расписании один-два раза в неделю. Поэтому предпринимать какие-то шаги по повышению балла нужно как минимум за две-три недели до выставления оценок.
     
  • Если вы с вашим учеником планируете «идти на медаль», то восьмерок в четвертях не должно быть, уже начиная с восьмого класса.

Так что подумайте хорошенько — «оно вам надо»?

Медаль сегодня практически ничего не решает. Разве что знакомым можно похвастаться. Кстати, можно иметь хороший балл диплома (выше 90) и при этом не иметь медали из-за четвертных восьмерок и семерок, которые в итоге ни на что не повлияют. И нервов меньше, и толку больше. 


А в целом хорошо бы помнить нам всем: не в оценках счастье. И даже не в поступлении в престижный вуз. И даже не в будущей зарплате, на которую рассчитывают амбициозные родители учеников, плачущих над четвертными оценками. А в чем-то совершенно другом.

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Михалина аватар

Я бы лично слишком уж амбициозных родителей привлекала к ответственности. О здоровье детей нужно думать. У меня в классе из 28 детей только двое имеют первую основную группу здоровья. У остальных куча диагнозов. А ещё половина детей грызут ногти, карандаши и ручки и, пардон, ковыряются в носу. И это только второй класс, где оценками ещё и не пахнет...
Сама я всю жизнь была отличницей. Потому что мне легко было учиться, но все равно это мне стоило многого. От своего ребёнка я требую не отличных результатов и оценок, а ответственности.

Joyful аватар

Замечательная статья, Аня.

Я только с третьим своим поумнела, и то порой едва сдерживаюсь.

Сегодня еще на Снобе эссе прочла Катерины Мурашовой - "Побег за пределы амбиций". Там градус амбиций и последствий повыше и пожестче. Очень отрезвляет. А в трезвом уме) четко понимаю, как умны дети.

#
Система Orphus