Полная версия сайта Мобильная версия сайта

К нововведениям вступительных экзаменов этого года подготовиться уже нет времени. Но правильный подход поможет не провалить их

Министерство образования работает над новой концепцией вступительного испытания для абитуриентов.

1446740979_gomeltut.by_16-2_145914656020.jpg

На встрече с выпускниками белорусских школ глава государства пообещал: теперь тесты будут основаны только на материалах школьной программы. 

Никаких отступлений и вольностей, которые позволяли себе прежние составители, между прочим — научные сотрудники, доценты и профессора белорусских вузов. 

Теперь — об этом не говорилось прямо, но вытекает из контекста — тесты будут составлять люди, максимально близкие к школьному образованию. Значит, сдать их станет легче.

Но в целом направление поиска теперь иное: перед министерством образования поставлена задача искать альтернативные способы проверить знания и способности абитуриента — а то ведь за неправильно зачеркнутыми цифрами можно и человека не увидеть. 

Начнут с творческих вузов: они и так проводят один из вступительных экзаменов в не-тестовой форме — их опыт изучат, расширят и применят на большем числе специальностей, а там, глядишь, и на большем числе вузов.

Что значат все эти распоряжения и обещания для нынешних выпускников? Сказать пока трудно.

inx960x640.jpgДополнительные экзамены при поступлении у будущих дизайнеров. Фото: kp.by

Дело в том, что тесты и так составлялись исходя из требований школьной программы.

Конечно, иной раз составители тестовых заданий брали в качестве основы для задания не материал основного правила или параграфа, а материал подстрочного примечания, практического задания, подписи к иллюстрации, вопроса в конце главы. Но, так или иначе, любой ответ можно было найти в учебной литературе. 

Что же изменится в новых тестах, писать которые дети будут уже в этом июне? 

Сложно спрогнозировать. Мало того: уже нет времени готовиться к каким-то другим тестам и пытаться предсказать их содержание.

Из года в год содержание тестов можно было более или менее предугадать, исходя из содержания репетиционных тестирований: 

  • первое из них повторяло структуру основного ЦТ за прошлый год,
  • во втором в приблизительно равных долях содержатся задания, повторяющие прошлогодний тест и приближающиеся к будущим, и, наконец, 
  • третье концептуально составляется в тех же чертах и закономерностях, по которым будет построено основное испытание. 

ct.jpgКакие в этом году ожидают нововведения в централизованном тестировании пока не известно... 

Сохранится ли теперь эта закономерность — неизвестно. Так что абитуриентам в любом случае понадобится весь объем знаний школьной программы — и немножечко везения.

Так что подготовка на последних неделях перед сдачей ЦТ вырисовывается в таких общих чертах:

  • Еще раз, поверх повторенных и отработанных знаний, умений и навыков, читаем школьные учебники — медленно, спокойно, вдумчиво, как художественную литературу, обращая внимание на все взятые в рамки правила, формулы, особые случаи, подстрочные комментарии и замечания под рисунками.
     
  • В сборниках упражнений и тестов решаем комплексные варианты — те, которые проверяют знания из всех областей, а не из одной узкой.
     
  • Высыпаемся, много гуляем на свежем воздухе, едим витамины и не переутомляемся в социальных сетях.

brpnf91f.jpeg


Теперь о других формах сдачи вступительного экзамена.

На сегодняшний день экзамены в нестандартной форме принимают только некоторые вузы и на некоторые специальности:

речь идет о творческих экзаменах в Академию искусств,

сочинении на факультете журналистики БГУ,

устном экзамене по литературе на филологическим факультете

Но, по большому счету, иметь такой экзамен, который выявит не только объем знаний, проверяемых тестом, но и способ мышления будущего студента, направление его внутреннего профессионального поиска, его приоритеты и потребности, хотели бы многие вузы.

За рубежом все эти качества абитуриента проверяются посредством эссе, которое пишут поступающие как на гуманитарные, так и на технические специальности: 

Почему я выбираю именно этот вуз? Именно эту профессию? Именно это направление? 

wx1080.jpgПоступление абитуриентов на творческие специальности. Фото: kp.by

Тема эссе может варьироваться, но критерии проверки, в принципе, единообразны: эссе должно быть написано самостоятельно, грамотно, структурированно, не общими словами, честно и от души.

Но где есть человек, проверяющий эссе — там есть и риск подкупа. Попробуй формализуй названные критерии! В любом случае все они будут оцениваться с высокой долей субъективности.

Поэтому механическим введением эссе в наших условиях, когда мы не только писать, но и проверять подобного рода работы не умеем — проблему не решишь.

Не первый год в Министерстве обсуждают создание независимых комиссий для проверки такого вида работ.

Если они и правда будут созданы, если у них получится быстро и согласованно проверять работы и выставлять адекватные оценки, если руководство вузов посчитает, что такие комиссии действительно вправе возглавить отбор абитуриентов для конкретного вуза — может быть, и наши выпускники будут демонстрировать свои лучшие навыки посредством эссе.

1023505994.jpg

Пока же речь идет о письменной части в тестах, об устном ответе или дополнительной части С в общем тестировании для выпускников профильных классов.

Словом, о каких-то вариантах, легких в проверке и понятных в исполнении.

Единого мнения на этот счет нет, а значит, ближайшие два года изменения в этом вопросе вряд ли случатся.

Так что вступительная кампания в этом году обещает быть как всегда: чуть-чуть нервной, чуть-чуть внезапной, чуть-чуть тревожной, но в целом — несомненно позитивной.

А как иначе?

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus