Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Из-за чего нельзя упустить «пик» развития детских возможностей?

Подготовленная среда — центральное понятие методики раннего развития Марии Монтессори и теории НУВЭРС Бориса Никитина.

Интересно, что оба педагога, разделенные временем, пространством и железным занавесом, независимо друг от друга пришли к одному и тому же выводу: чтобы не пропустить индивидуальный срок развития детских способностей, нужно создать благоприятную для обучения среду и не мешать ребенку ее осваивать.

mm1936.jpgМария Монтессори

В основе понятия о подготовленной среде лежит идея о том, что каждый человек строго индивидуален в своем физическом и интеллектуальном развитии. В процессе этого развития время от времени возникают «пики» каких-то возможностей: именно на этом пике заложенные в каждом ребенке способности развиваются наиболее эффективно. Если же «пик» пропущен — возможности угасают необратимо.

Никому из учителей, воспитателей, родителей не дано угадать, когда именно ребенок наиболее расположен усвоить ту или иную информацию или выработать тот или иной навык. Не знает этого, разумеется, и сам ребенок: просто в один прекрасный момент он вдруг почувствует непреодолимое желание исследовать взаимосвязь букв и слов, цифр и величин, формы и цвета — не дать этому порыву пропасть втуне и призвана подготовленная среда.

Дом, в котором создана подготовленная для раннего развития среда, выглядит приблизительно так:

  • На стенах, стендах или на холодильнике расположены буквы и буквосочетания: поодиночке, в слогах, в складах (по методике Зайцева), в произвольном порядке и любых количествах.

Современные производители выпускают огромный ассортимент таких букв: и на магнитах, и на кубиках, и в мягких книжках, и на развивающих игрушках. Можно наклеить на каждую игрушку буковку, с которой начинается игрушкино название — так ребенок выучит буквы еще быстрее.

  • В качестве игрушек используются пирамиды, кубы, шары, параллелепипеды — простые геометрические формы разных размеров и цветов.
  • В детской комнате обязательно оборудован спортивный уголок с лестницами, канатами, шведскими стенками, турниками и кольцами (народные умельцы собирают такие уголки из автобусных поручней, и они легко монтируются даже в малогабаритную однокомнатку).
  • Под рукой у ребенка всегда находятся предметы домашнего обихода: крупные пуговицы, пришитые к тряпочке вместе с петелькой (там же — крючки, шнурки, молнии и кнопки, которые можно застегивать и расстегивать), кастрюли, тарелки, ложки, детские наборы маленького мастера с молотками и плоскогубцами, чтобы малыш мог спокойно подражать труду взрослых.

72073af91aebbf79afad8f9654e659b9.jpg

Впрочем, увлеченные родители без труда создадут подготовленную среду для своего ребенка без особенных советов и вложения денег — главное, чтобы они стали не учителями, а добровольными помощниками малыша в несложном деле раннего развития.

Ярким примером использования принципа подготовленной среды в обучении детей является подход к изучению иностранного языка, практикуемый в минском центре Global Chaild (Машерова, 54), частном детском саду «Апельсин» (д. Сенница), центре детского развития «Дарсай».

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus