Интересно, что оба педагога, разделенные временем, пространством и железным занавесом, независимо друг от друга пришли к одному и тому же выводу: чтобы не пропустить индивидуальный срок развития детских способностей, нужно создать благоприятную для обучения среду и не мешать ребенку ее осваивать.
В основе понятия о подготовленной среде лежит идея о том, что каждый человек строго индивидуален в своем физическом и интеллектуальном развитии. В процессе этого развития время от времени возникают «пики» каких-то возможностей: именно на этом пике заложенные в каждом ребенке способности развиваются наиболее эффективно. Если же «пик» пропущен — возможности угасают необратимо.
Никому из учителей, воспитателей, родителей не дано угадать, когда именно ребенок наиболее расположен усвоить ту или иную информацию или выработать тот или иной навык. Не знает этого, разумеется, и сам ребенок: просто в один прекрасный момент он вдруг почувствует непреодолимое желание исследовать взаимосвязь букв и слов, цифр и величин, формы и цвета — не дать этому порыву пропасть втуне и призвана подготовленная среда.
Дом, в котором создана подготовленная для раннего развития среда, выглядит приблизительно так:
Современные производители выпускают огромный ассортимент таких букв: и на магнитах, и на кубиках, и в мягких книжках, и на развивающих игрушках. Можно наклеить на каждую игрушку буковку, с которой начинается игрушкино название — так ребенок выучит буквы еще быстрее.
Впрочем, увлеченные родители без труда создадут подготовленную среду для своего ребенка без особенных советов и вложения денег — главное, чтобы они стали не учителями, а добровольными помощниками малыша в несложном деле раннего развития.
Ярким примером использования принципа подготовленной среды в обучении детей является подход к изучению иностранного языка, практикуемый в минском центре Global Chaild (Машерова, 54), частном детском саду «Апельсин» (д. Сенница), центре детского развития «Дарсай».