Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Если вы и решили все-таки помогать своему ребенку с домашним заданием, то делайте это правильно

На самом деле не всякая помощь взрослого нужна, полезна и эффективна для ребенка. Особенно в деле образования!

skuchno-uchit-le-fran--ais.jpg

Знания, полученные из-под палки, знания, полученные в результате неумеренной родительской опеки, знания, которые вместо школьника получили его родители — все это совсем не то, что по-настоящему нужно вашему чаду. Только добытые собственными руками, возможно, в муках и поту, знания останутся у него в голове и принесут реальную пользу.

Поэтому в идеале, конечно, родители вообще не должны иметь никакого отношения к домашним заданиям ученика — разве что посильная помощь и небольшой совет, если уж совсем никак не решается задачка или не пишется диктант.

Но на практике ответственным родителям трудно не вмешаться в образовательный процесс. Они помнят себя детьми, они знают, как легко можно запустить предмет или испортить оценки, им кажется, что уж теперь-то они закончат школу руками своего ребенка как минимум на золотую медаль — и они не могут не сидеть над домашними заданиями вместе со школяром.

Что ж, если иначе никак — быть посему. Но хорошо бы делать это с максимальной пользой.


Если вы все-таки решили активно участвовать в учебе сына или дочери — запомните три главных правила учебной помощи.

6691bf704d6be4dfe03230b0aa05fbf0.jpg

Правило первое. Давайте рыбаку не рыбу, а удочки. Не надо предлагать ученику готовое решение, ни в коем случае не стоит садиться и рисовать за него картинку, распечатывать на работе реферат или всей семьей писать формулы кислоты.

Покажите ему, где раздобыть правильный ответ: хорошие справочники, энциклопедии, интересные сайты в сети, отведите в библиотеку, устройте общую семейную консультацию со специалистом.

Увлекитесь проблемой сами: а и правда, как же решается эта проклятая задачка? Какой подвох лежит в ее основе? Кто ее вообще придумал? А что по этому поводу говорят специалисты? А что пишут в книжках?

Одна задачка, решенная таким общекомандным способом, с поиском правильных ответов в энциклопедиях и библиотеках, один такой реферат, написанный по следам увлекательных поисков в старых дедушкиных книгах, может стать фундаментом счастливого интереса на всю дальнейшую жизнь.


Правило второе. Не бегите впереди паровоза. Ваша задача — подбрасывать топливо, а уж рулит пускай тот, кто добывает знания. Знаете правильный ответ? Придержите, пока не догадается ребенок. Уже читали эту книжку? Прочитайте еще раз вместе. Догадались, в каком направлении нужно думать? Просто подтолкните.

Пусть радость открытия достанется тому, кто в нем нуждается. А теперь делайте круглые глаза и восхищайтесь: ну надо же! Я бы сам никогда и ни за что не догадался!

homework.jpg


Правило третье. Куйте железо, пока горячо. Никаких откладываний на потом, на завтра, на «когда поедем к дяде Феде». Если вы видите, что ребенка что-то всерьез заинтересовало – срочно ищите этому интересу практическое применение. 

Интерес можно подогревать и развивать: в тематических группах и на форумах в сети, в кружках в домах творчества, на школьных факультативах, в предметных олимпиадах, в научной деятельности школьников.

Обратитесь к учителю-предметнику, он сможет включить ученика в олимпиадное движение. Нет? Значит, идем в любой дом творчества или дворец культуры, при которых всегда работает много по-настоящему интересных объединений. И это не то? Просто займитесь дома экспериментами и исследованиями, сбором гербария, составлением коллекций камней и минералов, ремонтом старинных наручных часов, формированием домашней библиотеки.

Что угодно, лишь бы дать интересу закрепиться в конструктивной практической деятельности. Пусть это не будет касаться задания, записанного в дневнике — вот увидите, подогретый таким образом интерес отобразится и на выполнении стандартных упражнений из учебника.

Да, это не так легко, как просто сесть рядом с учеником и механически прорешать с ним заданные упражнения. Но зато как увлекательно! Сколько возможностей таит такое общение взрослого с ребенком! Вы вроде бы и не решаете школьные задачки — но вы делаете то, что и должны, собственно, делать ответственные взрослые рядом с малышом: вы учите его учиться, учите его увлекаться, учите его направлять свои интересы в конструктивное русло. Остальное он сумеет сам.

experiment.jpg

А напоследок — история из жизни.

Один мальчик всерьез увлекся историей. Он переворачивал горы книг, статей и сайтов, составлял сравнительные таблицы и ленты времени, находил удивительные закономерности и фантастические случайности. Но при этом у него, естественно, страдала физика.

А родители считали, что именно физика — тот предмет, который обеспечит ребенку будущее. Они душили и душили несчастного ученика, сидели с ним над задачами, проверяли параграфы, попутно убеждая его в том, что у истории нету перспективного будущего, в том, что это вообще не наука, и денег ей не заработаешь, и приличного имени не оставишь.

Да, они отбили интерес к истории. Но и к физике — не развили. Сегодня этому мальчику не интересно совсем ничего.

Странно ли это? И кто в этом виноват?  

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus