Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чтобы ваш ребенок достиг высоких результатов в любой профессии, в первую очередь ему нужны гуманитарные знания

Современная белорусская система образования, о кризисе которой не говорил только ленивый, во многом упадочна потому, что в ней самым катастрофическим образом нарушены взаимосвязи и приоритеты в расстановке предметов и формировании учебных планов.

Лет двадцать назад в нашем образовании начался процесс, названный за кулисами «дегуманитаризацией» учебных дисциплин. Резко и навсегда изменилось количество часов, отводимых на гуманитарные предметы, и в первую очередь — на литературы и языки, зато увеличилось время на изучение математики, информатики и естественнонаучных дисциплин.

onlineeducation2.jpgИменно гуманитарии изучают и осмысляют все инструменты, которыми пользуются математики, физики, химики и биологи

Разумеется, делалось это из благих намерений: рынок — он ведь не гуманитария требует. Ему программистов и инженеров, медиков и ядерных физиков подавай. Гуманитарии, эти общественные парии, люди, выброшенные на обочину материального благополучия, самым своим существованием обесценивали важность гуманитарного знания: если ты такой умный, гуманитарий, то чего такой бедный?

Очевидной казалась истина: гуманитарное знание на хлеб не намажешь, в карман не положишь, гайкой не завернешь. Да и кто такие гуманитарии в понимании среднестатистического гражданина? Болтуны. Никакого проку.

И случилось то, что должно было случиться: вместе с гуманитарным знанием из обихода ушел самый важный навык, необходимый современному человеку: навык понимания текста, умение расшифровывать информацию, выраженную при помощи слова, привычка понимать, запоминать и воспроизводить написанное.

«Речь сегодня идет о том, что господствуют технократические, а не гуманитарные знания, те знания, которые и передают как раз смысл происходящего, оценку происходящего и реальные пути выхода из тех кризисов, которые мы имеем, глобальных кризисов, таких как кризис смысла утраты в мире человека, кризис экологии, кризис демографии, кризис межцивилизационных отношений.

Технократическое знание не дает нам никакого выхода, решения тех проблем, которые возникают и которые еще более будут обостряться», — говорит философ Б.Н.Тарасов, оценивая катастрофические последствия дегуманитаризации образования.

stressed-student1.jpgРасшифровка, декодирование, осмысление чужого опыта, навык сомнения и проверки — где еще вы «прокачаете» эти мышцы, как не на литературе?

Но дело даже не только в том, что именно гуманитарное знание единственное может решить гуманитарные проблемы человечества. Гуманитарное знание вообще первично по отношению к знанию техническому, точному или естественнонаучному — хотя бы потому, что именно гуманитарии изучают и осмысляют все инструменты, которыми пользуются математики, физики, химики и биологи для сохранения и передачи своей специальной и общей информации.

Любой преподаватель вуза — физик или лирик, неважно — скажет вам сегодня, что современные дети разучились понимать и воспроизводить тексты. Они не в состоянии обнаружить главное, отделить его от второстепенного, запомнить — и пересказать своими словами. Выучить, скопировать — да. Понять и переосмыслить — нет. А ведь дело в том, что выучить и скопировать — это навыки массового точного знания. А вот понять и переосмыслить — навыки гуманитария.

Чему учит школьная физика или математика? Запомнить формулы, отработать стандартное решение, научиться решать виды задач положенными способами. Это — навыки исполнителя.

Критически отнестись к математическому знанию — пробовали? Особенно у доски? Спорим, вам это вышло боком? Подвергнуть сомнению таблицу Менделеева у кого-нибудь получилось? Не поверить Ньютону?

Да, в мире высокой физики и высокой математики наука начинается как раз там, где люди не верят, сомневаются, опровергают и доказывают обратное — но научиться этому в рамках школьного курса алгебры или тригонометрии невозможно. А вот на литературе — в самый раз.

Пожалуй, это единственный предмет, который не предлагает заранее известных решений, протоколов, стандартов и правил. Расшифровка, декодирование, осмысление чужого опыта — и сопоставление его со своим, умение сказать то же самое, но другими словами, навык сомнения и проверки — где еще вы «прокачаете» эти мышцы, как не на литературе? Нет больше таких предметов в школьной программе.

pedagog_70639700.jpgНевозможно добиться выскоих результатов в точных и естественных науках, не имея широкого кругозора и высокого уровня общего развития.

Как ни странно (то есть вообще не странно), все без исключения великие физики и математики были гуманитарно развитыми людьми: прекрасно разбирались в литературе и искусстве, с удовольствием и пользой для себя и для других формулировали философские категории, хорошо писали и внятно излагали свои мысли.

Невозможно добиться выскоих результатов в точных и естественных науках, не имея широкого кругозора и высокого уровня общего развития.

Но кому это объяснить? В дегуманитаризованном обществе — практически некому. 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.

Комментарии

Всего комментариев (1) Последнее сообщение
laricaglebova аватар

Абсолютно верно подмечено, насчет необходимости! а что общество дегуманитаризовано - не соглашусь. На технические специальности идет конечно много людей, но процент гуманитариев крайне велик. я вообще за всесторонне развитие и заниматься этим надо с детства. все начинается с выбора сада - это целая беда, потом кружок какой-нибудь, ну тут можно в спортивные секции - это ой как важно и выделить необходимую очень сложно, книжки умные предлагать все время. в общем - это как работа))) только работа, цель которой сделать ребенка счастливым) просто так) безвозмездно)

#
Система Orphus