Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Что такое опережающее обучение и какую роль оно играет в развитии ребенка?

Опережающее обучение — вид обучения, при котором новые знания в обработанном определенным образом виде даются незадолго до того, как ребенок будет готов их усвоить исходя из особенностей психического развития.

Согласно этому методу обучение должно опережать развитие, стимулируя последнее и облегчая усвоение новых знаний.

Отец-основатель современной педагогики, Л.С. Выготский, писал:

«Обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

obhenie-v-razvitii-rechi.jpg

Поэтому, по мысли ученого, задача педагога — попасть в тот возрастной период, когда ребенок еще не выучил самостоятельно, но уже почти готов это сделать. Этот трудноуловимый период Выготский называл «зоной ближайшего развития» — именно на эту зону и ориентировано опережающее обучение.

Зона ближайшего развития характеризуется особенной ролью взрослого: в этой зоне переход на новый уровень психического развития осуществляется ребенком не самостоятельно, не путем прямого подражания действиям окружающих, а решением задач, которые попадают в зону интеллектуальных возможностей ребенка.

Правильно поставить задачи, намекнуть на возможность их решения, предложить новую информацию, вроде бы непосильную по возрасту, но облегчающую путь к победе — в этом роль педагога, выбирающего опережающее обучение.

В домашних условиях опережающее обучение заключается в создании подготовленной среды, благодаря которой у ребенка есть ежедневная возможность узнавать что-то новое, и в постановке «непосильных» задач, решать которые ребенку должно быть интересно и увлекательно.

Само собой, никаких наказаний или порицаний за нерешенные задачи в опережающем обучении не подразумевается.

Специалисты по опережающему обучению выделяют два возраста, когда дети наиболее сенситивны (то есть «чувствительны») к такого рода задачам:

  • это возраст до трех лет, когда интенсивно развивается мозг и формируются нейронные связи;
  • и возраст 10-11 лет (пятый класс средней школы), когда заканчивают формироваться межполушарные связи головного мозга.

motherson.jpg

Именно эти периоды жизни детей наиболее эффективны для восприятия новой информации и получения новых знаний.

Если же родители и педагоги сыграют «на опережение», последующие годы учебы у детей будут значительно плодотворнее, поскольку их психическое развитие будет серьезно простимулировано.

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus