Согласно этому методу обучение должно опережать развитие, стимулируя последнее и облегчая усвоение новых знаний.
Отец-основатель современной педагогики, Л.С. Выготский, писал:
«Обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».
Поэтому, по мысли ученого, задача педагога — попасть в тот возрастной период, когда ребенок еще не выучил самостоятельно, но уже почти готов это сделать. Этот трудноуловимый период Выготский называл «зоной ближайшего развития» — именно на эту зону и ориентировано опережающее обучение.
Зона ближайшего развития характеризуется особенной ролью взрослого: в этой зоне переход на новый уровень психического развития осуществляется ребенком не самостоятельно, не путем прямого подражания действиям окружающих, а решением задач, которые попадают в зону интеллектуальных возможностей ребенка.
Правильно поставить задачи, намекнуть на возможность их решения, предложить новую информацию, вроде бы непосильную по возрасту, но облегчающую путь к победе — в этом роль педагога, выбирающего опережающее обучение.
В домашних условиях опережающее обучение заключается в создании подготовленной среды, благодаря которой у ребенка есть ежедневная возможность узнавать что-то новое, и в постановке «непосильных» задач, решать которые ребенку должно быть интересно и увлекательно.
Само собой, никаких наказаний или порицаний за нерешенные задачи в опережающем обучении не подразумевается.
Специалисты по опережающему обучению выделяют два возраста, когда дети наиболее сенситивны (то есть «чувствительны») к такого рода задачам:
Именно эти периоды жизни детей наиболее эффективны для восприятия новой информации и получения новых знаний.
Если же родители и педагоги сыграют «на опережение», последующие годы учебы у детей будут значительно плодотворнее, поскольку их психическое развитие будет серьезно простимулировано.