Хотя и в этом вопросе обобщение — враг. Можно ли рассказать огулом, что именно раздражает всех на свете учителей?
Так что же на самом деле раздражает современных учителей в Беларуси?
Учителя разные. Кого-то и в самом деле всерьез раздражает не сделанное домашнее задание. Кого-то — недисциплинированный ученик. Кого-то — непослушный (это ведь разные вещи). Кого-то в принципе раздражает и школа, и класс, и ученики, какими бы они ни были.
А кто-то мыслит совершенно другими категориями, и его раздражает, к примеру, когда дети путают Карабиху и Михайловское или забывают, что на ноль делить нельзя.
Но есть все же вещи, события, явления и факты, которые не нравятся всем без исключения учителям.
И на пятом месте — начнем с конца — выставление итоговых отметок.
Практически для каждого учителя это стресс. Во-первых, само по себе оценивание — стресс, во-вторых, оценивание публичное, на глазах у всего класса, когда поставленную тобой отметку воспринимают не саму по себе и не только тот, кому она адресована, но и как факт, достаточный для сравнения.
А почему ему семь, а мне шесть? А откуда у него восемь? А если мне два, то и ему два!
Казалось бы, процесс на сегодня сведен к арифметическим действиям: вывел среднее за письменные работы, округлил в сторону преобладающей отметки, и кум королю. Но на деле все сложнее.
Как оценить и отметить прилежание? Старание? Как поощрить стремление к высотам и тонко намекнуть тому, кто потерял усидчивость?
Как быть с тем, кто списал и попался? А с тем, кто списал и не попался? Как быть с тем, кто вообще не писал контрольных работ и теперь получает оценку выше, чем тот, кто добросовестно их писал?
Практически для каждого учителя выставление итоговых оценок — это стресс
Задачка та еще. Но все бы ничего, если бы она не осложнялась постоянным давлением извне, со стороны детей и родителей. Но ведь она усложняется! Дети, к примеру, начинают рыдать. Иногда — манипулятивно, иной раз — вправду, потому что их дома за оценки бьют. Или лишают телефона. Или отнимают что-то. Или отменяют праздники. И ты со своей математически верной оценкой становишься соучастником огромной взрослой несправедливости.
Как тут быть? Продолжать выводить среднее арифметическое, сжав зубы? Пойти навстречу, и не знать как объясниться перед тем учеником, которого дома не бьют?
Ууууу. Страшное занятие. Раздражающее в своей ненужной смысловой полноте. Знаю учителей — и сама иной раз их подражаю — которые выставляют итоговые отметки втихаря, закрывшись в лаборантской, и потом предъявляют классу как свершившийся факт. Все. Исправления не допускаются.
На четвертом месте нашего грустного топа — излишнее вмешательство родителей в учебный процесс.
Поймите правильно: есть — родительское сотрудничество. Такому мы все только рады. Есть — живой родительский интерес. Рады тем более. Но вмешательство, злобное, истеричное, хамское качание прав и попытка научить учителя учить детей — поистине раздражают.
Вмешательство родителей в учебный процесс, злобное, истеричное, хамское качание прав — еще один раздражающий фактор для учителя
Иной раз хочется спросить: товарищ мама, ну ведь мы, учителя, не приходим к вам на работу и не учим вас сводить дебет с кредитом или размещать рекламные ролики? Почему же вы позволяете себе вмешиваться в чужую работу?
Это раздражает с первой секунды: взвинченная, нервная, крикливая мама, пришедшая не обсудить проблему, а наорать, призвать к ответу и показать, где раки зимуют. Понятное дело, здесь и речи не идет о последующем конструктивном диалоге.
На третьем месте — дети, выпрашивающие оценки.
С глазами кота из мультфильма «Шрэк». С настойчивостью, достойной лучшего применения. Со слезами. С бесконечными, вне задания сделанными, рефератами из сети интернет. Дети, которые не к знаниям стремятся, не возможностей дополнительных ищут, а просто хотят высокую отметку ни за что.
Сюда же можно включить детей, прогуливающих контрольные работы. Есть такое: как диктант или изложение, оп-па, болит живот, срочно к зубному, тренировка, концерт, бабушка приехала. И не отпустить вроде нельзя (а вдруг и правда живот болит), и дураком себя чувствуешь, и перед классом неудобно.
Но это все цветочки по сравнению с главным. С тем, что в наш учебный процесс бесконечно и неловко вмешивается постоянный тотальный контроль вышестоящих органов. Причем контроль не позитивный, не конструктивный, а тупой бюрократический.
Совпадают ли побуквенно темы календарного планирования в книжечке и в журнале. Написано ли слово «контрольный» перед словом диктант. Справа или слева подсчитаны оценки. Одинаковый ли стержень, которым ты весь год заполняешь журнал. Написано ли название факультатива в заявлении родителей, и вообще, само заявление — написано ли оно на листе формата А4, а не, не дай бог, на его половинке.
Может быть, эти детали как-то улучшают учебный процесс, не знаю, но внимание к ним — раздражает не на шутку.
И, наконец, на первом месте — тотальная ответственность учителей за все.
За летние каникулы учеников. За их поведение после уроков. За состояние электропроводки в их домах. За внутреннюю жизнь их семей. За сведения о количестве детей, родившихся на конкретной улице, но еще не ходящих в школу. За бытовые условия, в которых они делают уроки. За пропуски занятий. За все целиком.
Меня бесконечно раздражают заявления, которые я пишу как родитель своим коллегам, учащим моих детей:
«Беру ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка на себя с 23:00 до 06:00».
В современных школах в учебный процесс бесконечно вмешивается тотальный контроль вышестоящих органов
Как будто это и так не понятно, что я и только я отвечаю за жизнь и здоровье своего ребенка всегда. Учитель давным-давно стал стрелочником, на которого по бесконечным циркулярам, директивам, приказам можно столкнуть любую вину — от неуспешно сданного тестирования за выпившего одиннадцатиклассника вечером на дискотеке.
Куда смотрит школа? А почему она вообще должна куда-то смотреть, кроме как в учебник и на доску? Школа – учит. Остальное – сами.
Но вообще-то, если честно, раздражение — неконструктивная эмоция. От нее ничего не меняется. Разве что выгораешь быстрее. Поэтому о своем раздражении надо как минимум говорить с теми, от кого оно зависит. А вдруг получиться прийти к взаимопониманию?