Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Что больше всего раздражает белорусских учителей?

Думаете, не сделанные домашние задания? Как бы не так.

Хотя и в этом вопросе обобщение — враг. Можно ли рассказать огулом, что именно раздражает всех на свете учителей?

0_3c6c4f_d829295c_orig.jpgТак что же на самом деле раздражает современных учителей в Беларуси?

Учителя разные. Кого-то и в самом деле всерьез раздражает не сделанное домашнее задание. Кого-то — недисциплинированный ученик. Кого-то — непослушный (это ведь разные вещи). Кого-то в принципе раздражает и школа, и класс, и ученики, какими бы они ни были.

А кто-то мыслит совершенно другими категориями, и его раздражает, к примеру, когда дети путают Карабиху и Михайловское или забывают, что на ноль делить нельзя.

Но есть все же вещи, события, явления и факты, которые не нравятся всем без исключения учителям.


И на пятом месте — начнем с конца — выставление итоговых отметок.

Практически для каждого учителя это стресс. Во-первых, само по себе оценивание — стресс, во-вторых, оценивание публичное, на глазах у всего класса, когда поставленную тобой отметку воспринимают не саму по себе и не только тот, кому она адресована, но и как факт, достаточный для сравнения.

А почему ему семь, а мне шесть? А откуда у него восемь? А если мне два, то и ему два!

Казалось бы, процесс на сегодня сведен к арифметическим действиям: вывел среднее за письменные работы, округлил в сторону преобладающей отметки, и кум королю. Но на деле все сложнее.

Как оценить и отметить прилежание? Старание? Как поощрить стремление к высотам и тонко намекнуть тому, кто потерял усидчивость?

Как быть с тем, кто списал и попался? А с тем, кто списал и не попался? Как быть с тем, кто вообще не писал контрольных работ и теперь получает оценку выше, чем тот, кто добросовестно их писал?

dabartine-mokykla-remiasi-prievarta-ir-konkurencijos-skatinimu-61373375.jpgПрактически для каждого учителя выставление итоговых оценок — это стресс

Задачка та еще. Но все бы ничего, если бы она не осложнялась постоянным давлением извне, со стороны детей и родителей. Но ведь она усложняется! Дети, к примеру, начинают рыдать. Иногда — манипулятивно, иной раз — вправду, потому что их дома за оценки бьют. Или лишают телефона. Или отнимают что-то. Или отменяют праздники. И ты со своей математически верной оценкой становишься соучастником огромной взрослой несправедливости.

Как тут быть? Продолжать выводить среднее арифметическое, сжав зубы? Пойти навстречу, и не знать как объясниться перед тем учеником, которого дома не бьют?

Ууууу. Страшное занятие. Раздражающее в своей ненужной смысловой полноте. Знаю учителей — и сама иной раз их подражаю — которые выставляют итоговые отметки втихаря, закрывшись в лаборантской, и потом предъявляют классу как свершившийся факт. Все. Исправления не допускаются.


На четвертом месте нашего грустного топа — излишнее вмешательство родителей в учебный процесс.

Поймите правильно: есть — родительское сотрудничество. Такому мы все только рады. Есть — живой родительский интерес. Рады тем более. Но вмешательство, злобное, истеричное, хамское качание прав и попытка научить учителя учить детей — поистине раздражают. 

participa-reuniones-padres-maestros-pregunta1040kk052909.jpgВмешательство родителей в учебный процесс, злобное, истеричное, хамское качание прав — еще один раздражающий фактор для учителя 

Иной раз хочется спросить: товарищ мама, ну ведь мы, учителя, не приходим к вам на работу и не учим вас сводить дебет с кредитом или размещать рекламные ролики? Почему же вы позволяете себе вмешиваться в чужую работу?

Это раздражает с первой секунды: взвинченная, нервная, крикливая мама, пришедшая не обсудить проблему, а наорать, призвать к ответу и показать, где раки зимуют. Понятное дело, здесь и речи не идет о последующем конструктивном диалоге.


На третьем месте — дети, выпрашивающие оценки.

С глазами кота из мультфильма «Шрэк». С настойчивостью, достойной лучшего применения. Со слезами. С бесконечными, вне задания сделанными, рефератами из сети интернет. Дети, которые не к знаниям стремятся, не возможностей дополнительных ищут, а просто хотят высокую отметку ни за что. 

Сюда же можно включить детей, прогуливающих контрольные работы. Есть такое: как диктант или изложение, оп-па, болит живот, срочно к зубному, тренировка, концерт, бабушка приехала. И не отпустить вроде нельзя (а вдруг и правда живот болит), и дураком себя чувствуешь, и перед классом неудобно.

img15.jpg


Но это все цветочки по сравнению с главным. С тем, что в наш учебный процесс бесконечно и неловко вмешивается постоянный тотальный контроль вышестоящих органов. Причем контроль не позитивный, не конструктивный, а тупой бюрократический. 

Совпадают ли побуквенно темы календарного планирования в книжечке и в журнале. Написано ли слово «контрольный» перед словом диктант. Справа или слева подсчитаны оценки. Одинаковый ли стержень, которым ты весь год заполняешь журнал. Написано ли название факультатива в заявлении родителей, и вообще, само заявление — написано ли оно на листе формата А4, а не, не дай бог, на его половинке.

Может быть, эти детали как-то улучшают учебный процесс, не знаю, но внимание к ним — раздражает не на шутку.


И, наконец, на первом месте — тотальная ответственность учителей за все.

За летние каникулы учеников. За их поведение после уроков. За состояние электропроводки в их домах. За внутреннюю жизнь их семей. За сведения о количестве детей, родившихся на конкретной улице, но еще не ходящих в школу. За бытовые условия, в которых они делают уроки. За пропуски занятий. За все целиком. 

Меня бесконечно раздражают заявления, которые я пишу как родитель своим коллегам, учащим моих детей: 

«Беру ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка на себя с 23:00 до 06:00».

prilozhenie-znakomstvo-na-nokia408.jpgВ современных школах в учебный процесс бесконечно вмешивается тотальный контроль вышестоящих органов

Как будто это и так не понятно, что я и только я отвечаю за жизнь и здоровье своего ребенка всегда. Учитель давным-давно стал стрелочником, на которого по бесконечным циркулярам, директивам, приказам можно столкнуть любую вину — от неуспешно сданного тестирования за выпившего одиннадцатиклассника вечером на дискотеке.

Куда смотрит школа? А почему она вообще должна куда-то смотреть, кроме как в учебник и на доску? Школа – учит. Остальное – сами.


Но вообще-то, если честно, раздражение — неконструктивная эмоция. От нее ничего не меняется. Разве что выгораешь быстрее. Поэтому о своем раздражении надо как минимум говорить с теми, от кого оно зависит. А вдруг получиться прийти к взаимопониманию? 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus