Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Дети и деньги

 Для меня, росшей еще в Советском Союзе, в небогатой семье совслужащих, карманные деньги были нонсенсом.

Помню только, как однажды нашла на улице 10 рублей (богатство по тем временам) и пару месяцев жила, как ухарь-купец: угощала мороженым полшколы, сестре и брату покупала без счета леденцы на палочке, начала собирать личную библиотеку и даже купила свою первую пластинку Битлз.

Мои дети уже живут в другом мире – им без карманных денег никуда. Как, в каких количествах и зачем давать детям деньги – над этим вопросом я мучилась не один год.

Объясню, почему я не могла просто давать детям деньги, а пыталась выработать систему: по моему категоричному убеждению, большие деньги детей портят, маленькие – унижают; бесконтрольные расходы пугают родителей, а, в свою очередь, контроль за детским карманом – лишает смысла воспитательную роль карманных денег.

Карманные деньги – это не просто наличные средства, это серьезный воспитательный процесс, в котором ребенок учится распределять бюджет, думать о семье, выбирать подарки, позволять себе что-то или отказывать в развлечениях. Одним словом, проблема.

Мои подруги, например, по-разному решили ее для себя.

Десятилетней Маше родители выдают довольно крупные суммы, по 20-30 тысяч на неделю, но строго требуют чеки, и если сумма в чеках не сходится, ребенка ждет разбор полетов, сокращение финансирования и лишение похода в кино.

Девятилетняя Анюта, отличница и умница, зарабатывает карманные деньги оценками, и никак не отчитывается за свою «зарплату». Но в семье четко заведено: детские журналы, Макдональдс, сахарная вата и карусели – на это тратит только ребенок свои карманные деньги.

Восьмилетняя Катя, поскольку еще маловата, просит у мамы или папы деньги на конкретные нужды – ей всегда дают, но только после серьезной экспертной оценки, действительно ли ей покупка необходима.

Моя старшая тоже получает зарплату – по результатам четверти. За оценки выше восьми она деньги получает, за оценки ниже семи – платит маме штраф.

На карманные расходы я даю ей пять тысяч в неделю – и никак не спрашиваю, куда она их тратит. Но и не забочусь, хватает ли ей на все желаемое. Чаще всего, думаю, они с одноклассницами голливудят на общие деньги в понедельник, а потом – экономят на перекусах.

Младшая, пока еще в саду, зарабатывать не может. Но у нее деньги тоже есть – она у нас ходит сама в магазин по семейным надобностям и за это имеет право прикарманить мелкую сдачу.

Поскольку тратить эти деньги она пока не умеет, они тихонько складируются в ее кошельке, и извлекаются на свет каждый раз, когда мама говорит что-то вроде «пластилин я вам пока не куплю, нету денег». Вот тут-то и появляются на авансцене под гром фанфар и барабанную дробь смятые рублики младшенькой – на них обязательно покупается пластилин.

Но все же вопросов по поводу карманных денег у меня по прежнему больше, чем ответов. Как научить детей правильно реагировать на безденежных одноклассников? Стоит ли давать им карманные деньги в расчете на подруг? Стоит ли им объяснять, что деньги нужно прятать и о них молчать (другими словами, обвинять ли окружающих детей в потенциальной непорядочности и возможном воровстве)? Как поступить, если в школе деньги таки украли?

И устраивающих меня ответов на эти вопросы я не нахожу.

 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анастасия Субботина

Комментарии

Всего комментариев (6) Последнее сообщение
Zdrasti аватар

Подружка моей дочки регулярно просит, чтоб ей подружки что-то купили в буфете. "Ты же моя подруга, тебе что, жалко?!" Сначала я даже поощряла это. Да, действительно, ты подруга. Угости девочку. Потом как-то поняла, что угощения переросли в обязательную ежедневную подкормку. Вроде и не в жалости тут дело - не жалко ведь 300 рублей на вафельку. Дело серьезнее. Как себя вести? Как объяснить ребенку, что это уже не угощение и не дружба, а паразитизм какой-то? Или с мамой подружкиной поговорить? Подскажите, пожалуйста!

Василий аватар

важно учить ребенка говорить "нет".
сложность для ребенка, да и для многих взрослых в умении говорить нет - это не обидеть. другие люди могут этим манипулировать.
как это сделать?
для этого важно разделить поведение человека от личности.
Т.е. важно научить ребенка разделять отношение к подруге и отношение к поведению подруги (попрошайничеству).
например отвечать на "навязчивые просьбы" - примерно так:
"я с тобой дружу и ты мне нравишься как подруга, но когда ты постоянно просишь у меня вафли, а сама меня не угощаешь - мне не нравиться..., поэтому давай договоримся что ты у меня не будешь просить (что мы будем по очереди друг друга угощать или др. варианты)"
что-то в таком ключе - писал сходу, поэтому для ребенка важно адаптировать... в зависимости от возраста и конкретной ситуации.

а так получается - что ребенок "зарабатывает" дружбу, причем даже не своими ресурсами, а за мамин счет... это не есть хорошо..

PS
ссылку написал на сайт с информацией по тренингу Радость воспитания. на самом тренинге много полезной информации по решению этой и похожих вопросов.

Басня аватар

Мне кажется, карманные деньги для того и нужны, чтобы в детстве научиться обращаться с финансами. Надо их потерять, потратить на ерунду в один день, копить, пережить их кражу, одолжить, положить в "папин банк" на пару месяцев и получить с процентами, заработать дополнительно на чистке обуви родителей и т. д. и т. п.
Вот только своим детям деньги за оценки я давать не буду. Все мы в школе учились и знаем, что уровень знаний и оценки - вещи разные.

Оксана78 аватар

Здравствуйте! У меня тоже вопрос как мотивировать ребенка не навредив. Дочь учится в первом классе. Оценки им пока не ставят, но за хорошее поведение, активную работу на уроке дают звездочки (фишки, флажки). Я честно говоря не вижу особой радости в глазах ребенка когда она приносит домой эти звездочки. Ну как то ровно она на них реагирует, нет особого стремления выделиться на уроке или не устраивать скачки на переменах. Вместе с тем карманные деньги ей нужны конечно, так как в школе есть буфет и весь класс ходит туда за вкусняшками. Вот как вариант думаю приравнять заработанную звездочку, например к стоимости стакана сока в школьном буфете. Ведь звездочка - это вроде бы и не оценка за знания. Поделитесь своим мнением, пожалуйста! Happy

Zdrasti аватар

Моей дочке дедушка выдает "зарплату" по итогам каждой четверти: за каждую "десятку" - 10 тысяч. Она учится старательно, сообщает деду об успехах и с огромным удовольствием ждет этих денежных подарков. Я сначала сомневалась в правильности метода, а сейчас поддерживаю. С детства знает: хорошо работаешь - хорошо зарабатываешь Happy Стимул очень даже замечательный. И ничуть ничем не портится мировоззрение ребенка, не становится он алчным или бездушным. Мне кажется, это правильно.

Оксана78 аватар

Спасибо Happy. Вот правду говорят - сколько людей столько и мнений. Столько всего начиталась. Кто-то за, кто-то категорически против. Я наверное все же пойду по этому пути. Буду мотивировать ребенка финансами. По крайней мере пока нет оценок, потом посмотрим.

#
Система Orphus