Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Не скучно про русскую литературу

Со  школьных времен в  каждом из нас живет  твердое мнение: если еще русская классическая литература – чтение более или менее  интересное, то «про русскую литературу»— хуже не придумаешь.

Все эти ужасные  хрестоматии, в которых нам казенным языком расскажут, что, де, хотел  сказать писатель, и как, де, у него это получилось – тоска смертная!

И даже неистовый Виссарион – великий Белинский – не способен зажечь огонь интереса в глазах здравомыслящего читателя. Между тем, читать о русской литературе бывает очень интересно – вот несколько подсказок для любопытствующих интеллектуалов.

Для тех, кто познал русскую классику исключительно в рамках школьной программы (а программа у нас насыщенная, и дает вполне приличный читательский багаж, если читать ее честно, не в кратких пересказах) – настоящим откровением будет книжка нашего минского филолога Александра Горбачева.

Она так и называется: «История русской литературы», и персонажи в ней абсолютно знакомые: Крылов, Пушкин, Лермонтов, Островский, Толстой.

Вот только «Мцыри» – не просто свободолюбивый герой и не только боец с барсом, Катерина из «Грозы» – вовсе не такая уж правдоискательница, да и Пушкин – не такой простак, как преподается в школах.

Для тех, кто не боится заново открывать  навязших в зубах классиков –  великолепный бестселлер российского  журналиста Дмитрия Быкова «Был ли Горький?».

Захватывающее биографическое повествование, скрупулезно собранные факты из жизни и творчества Максима Горького, спорные и бесспорные выводы, изложенные ярким, предельно публицистичным языком… такого Горького мы и не знаем, живого, неутомимого, желчного, циничного – настоящего.



Анатолий  Андреев, профессор главного белорусского университета, яркий прозаик и  тонкий ученый, родоначальник целой  литературоведческой школы –  и он написал о русской литературе, правда, опосредованно, иллюстрируя  одну из своих излюбленных философских  идей о противостоянии натуры и культуры.

«Психика и сознание: два языка культуры» – так называется его сложный внутренне и очень легкий внешне труд, в котором как на ладони предстает замечательная русская литература со своими извечными поисками правды там, где ее нет.

Старая  книжка, сегодня забытая – «На  берегах Невы» Ирины Одоевцевой, поэтессы-эмигрантки, которая осталась в истории литературы вовсе не поэтессой, а внимательной и памятливой  мемуаристкой, которой посчастливилось увидеть, запомнить и описать литературный Петербург начала ХХ века – описать с женской наблюдательностью, острым стервозным язычком и легким стилем.

Ну  и, наконец, как всегда в наших  обзорах – фундаментальный труд, для тех, кто смотрит на дело глубже обычного.

Специалистам рекомендовать этого автора давно уже не нужно, а вот самодеятельным грамотным читателям представлю: Юрий Лотман, великолепный знаток русской литературы и гениальный ученый, извлекающий из художественного текста правду, истину, красоту и интерес. Любая книга Лотмана – откровение для любителей русской классики.

 Нескучного вам чтения! 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
#
Система Orphus