Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Моцарта просто не люблю

Как не люблю попсу и современный шансон.

Спокойно и равнодушно (если это не «психическая атака» в маршрутке).

И картинка «малютка в паричке за клавесином» меня не умиляет — не сентиментальна, каюсь.

Речь не идет о бесспорных шедеврах уровня «Реквиема» или серебристых переливах колоратур.

И кусочки Сороковой приятно мурлыкать под настроение, и «Женитьба Фигаро», несмотря на заезженность (в которой Моцарт не виноват) по-прежнему свежа и хороша под шампанское.

Но стоит копнуть чуть глубже, и как-то грустно становится.

Вы его танцевальную музыку слушали? А если бы на диске не было написано «Моцарт»? Почему именно он так легко вписался в обертки бесконечных коробок?

Все дело в приятном для глаза сочетании белого паричка и красного камзольчика? А что же сам Моцарт?

1.jpg

Вы скажете, Генделя тоже исполняют за границей под каждый фейерверк, как будто это яичница с колбасой. Но Гендель и написал эту музыку именно для фейерверков.

Что же в Моцарте такого приторно-шоколадного? И легок, и глубок, и пленителен, а поди ж ты.

Или это безграничная любовь народа так сказывается? И кто из них напоет что-нибудь «из Моцарта», как пушкинский «скрыпаль»? Ну, «Турецкий марш», пожалуй, и то, если я напомню.

Кстати, эта почти рокайльная безделица и вправду похожа на марципан в шоколаде — изящно и пикантно, не правда ли?

И все же послушайте его.

Что-нибудь кроме «Маленькой ночной серенады» — детские симпатии не в счет. Скрипки всхлипывают резко, пронзительно, зачастую угодливо и почти истерично.

От вульгарного «трам-трам, пам-пам» до почти классицистически назидательных басов, мелодии чередуются, перекликаясь с шекспировским «…или что угодно».

1.jpg

Всем угодить, всем потрафить, от строгого папы до кокетливой жены, и отбивную оценить все с тем же стабильным упоением.

Как тут не впадать в меланхолию и не раздражаться на самого себя?

Тяжко быть гением, а куда денешься, гениальность не выдают по заказу, так выпало. И, раз уж судьбой подсунут этот «лимон», стоит получать из него «лимонад». Не в этом ли корень будущих конфетных оберток?

Талант такая неприятная штука, он считает, что это мы выданы ему для воплощения замысла, что часто бывает нам не по силам.

Кого-то он бросает, наигравшись, и мы говорим «вот, исписался человек».

Кто-то спивается, пытаясь заглушить страх перед невоплотимостью поставленных задач.

А кто-то успешно продает плоды своего труда при жизни и становится манком для туристов в посмертии.

Все они равно заслуживают сочувствия, большинство – уважения, значительная часть – интереса, некоторые – восхищения.

Возможно, я пока не доросла до его высот, как, к примеру, до понимания шедевров блатного шансона и совершенства стиля Дарьи Донцовой – с тиражами не поспоришь.

Но – не люблю я Моцарта, не люблю.

Послушаем Моцарта:

В.А.Моцарт. «Менуэт».

В.А.Моцарт. «Турецкий марш».

В.А.Моцарт. «Реквием Lacrimosa».

В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада-рондо».

В.А.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Марина Бондаренко

Комментарии

Всего комментариев (113) Последнее сообщение
Анна Северинец аватар

До Моцарта нужно, конечно, расти, а вот до шансона и Донцовой - падать. Так что это разные приложения интеллектуальных усилий. Падать тяжелее.
А так... Шнитке - он,конечно, поинтереснее будет. И джаз, безусловно, позабабонистей.
Действительно, до чего банально, визгливо и просто звенит тишина ранним летним утром... До чего приторно-голубое небо над головой... Как-то простенько и безыскусно чирикают воробьи... ну никакого интеллекта... Все как-то банально... Прямо как у Моцарта...

Kozlik Mozlik аватар

ROLF Класс....

Хотя джаз я не воспринимаю органически...

Марина Бондаренко аватар

Вам тоже нравится Шнитке? Правда, его концерт для альта - это замечательно? Столько иронии, столько горечи... Нет, я понимаю, что он такой же классик, а вот поди ж ты, пробирает.
А что за "забабоны" у джаза? Джаз, он и есть джаз. "Бывает холодное, бывает горячее..."

Kozlik Mozlik аватар

Ну что же. Мнение интересное. Лично для меня. И я - не большой в общем ценитель - с ним соглашусь. Вот примерно тоже шкурой чувствую.

Но рэквием....

У меня бывают периоды запойного рэквиема.
Когда я ставлю в плеер 6 любимых версий и слушаю их бесконечно.

ЗА работой, в метро, за едой и в туалете.
Я с ними хожу в метро, глядя в лица прохожих, и за ту бесконечно медленную секунду что мы расходимся тут, раз и на всегда успеваешь почувствовать все важно в случайном встречном - и что было и что будет. Придумать или узнать - не все ли равно??? Таков он - рэквием для меня.

Когда хочется нырнуть в вечность с ее человеческой стороны.

зы
А если нужно со стороны звезд нырнуть - то лунная соната помогает.

Марина Бондаренко аватар

Вот. И тут же рядом - танчик для клавесинчика. И это не зловредный Бетховен, писавший максимально технически трудно... Нет, пожалуйста, доступно всем - а помнятся с десяток-другой вещей. Слюшай, обидно, да?

iya аватар

Почему у гениев такая тяжелая судьба? Когда читала его биографию плакала навзрыд. зато потом он всем понадобился

Марина Бондаренко аватар

А кто вам сказал, что в биографии написана правда?

Юлия Беккер аватар

Я Моцарта тоже не люблю. Все четко и строго по правилам - классицизм одним словом. Абсолютно не берет за душу ни одно его произведение. Кроме "Реквиема", как будто его другой композитор сочинил. А, может, сам композитор, чувствуя конец, стал писать по-другому. А на конфеты его лепят, потому что пипл такие конфеты лучше хавает. Конфеты, кстати, невкусные Sad

Марина Бондаренко аватар

Потому что на слуху. И сладенько местами, как эти самые конфеты. И кто бы Бетховена - а лучше Вагнера, Вагнера - на оберточки!... Что за начинка была бы у конфет "Вагнер"? Winking

Анна Северинец аватар

Девочки. Пожалуйста. У Моцарта что ни произведение - то отсутупление от правил. Особенно - классицистских. У него все по правилам мироздания. Он свои симфонии и оперы строил, как каменщики - древние соборы. По божественным правилам.

Сalumniado аватар

О-па! Ну и ну!

Serge Telenchenko аватар

Марина, перестаньте отождествлять Моцарта (и прочих гениев) с их личной жизнью. Вы прослушали главную тему 40-го концерта, быть может, т.н. "турецкий марш". И что? Слушать надо все в комплексе, и не судить об этих персонах по их личным качествам, присущим, кстати всем нам (возможно, не Вам, но мне точно).
На самом деле, Ваши статьи чрезвычайно любопытны. Но до Вас в это направлении много поработал М.И. Веллер - "Перпендикуляр", литературные лекции, про Пушкина в т.ч. Да, он (А.С.Пушкин), безусловно, сукин сын, и что?
Музыка Моцарта(тоже, возможно, сукин сын) потрясающая, не устаревающая, вся, без исключений.

Елена Подгорная аватар

Сережа, то, что Веллер уже поработал в этом направлении, безусловно хорошо. Но это все-таки не определяет единственность и безусловность его мнения. Например, темы, которые эксплуатируют литераторы, одни и те же. Однако сколько веков поэты пишут о любви, столько веков каждому отдают дань по его вкладу в тему любви.

Мне очень нравится позиция Марины. Не в том, что Моцарт ей не нравится ), а в том, что она воспринимает его комплексно, как живого человека, с его историей, в его времени. С его достоинствами и недостатками.

Ведь то, что он творил гениальную музыку не исключает его человеческого несовершенства, которое, кстати, и создает его индивидуальность. И еще больше позволяет ощутить его особенность, в том числе и в музыке.

А потом, разве каждый человек не имеет право на свои собственные симпатии? Неужели правильно хором со всеми кричать восхваления, только потому, что так делает большинство?

Марина говорит о легковестности, сладости музыки Моцарта, хотя и видит ее достоинства (...Что же в Моцарте такого приторно-шоколадного? И легок, и глубок, и пленителен, а поди ж ты...). В ее видении Моцарт — это Киркоров того времени. Мы ведь сегодня пренебрежительно говорим: Поп музыка. В ее видении, он поп-музыка того времени.

Я ожидала вашего взгляда на произведения Моцарта, вашей исключительно тонкой и чуткой оценки музыкальных достоинств и уникальных качеств его произведений, его авторского исключительного стиля.

Serge Telenchenko аватар

Дело в том, Елена Марксовна, что, на мой взгляд, данная заметка не касается творчества Моцарта – это скорей попытка создания негативного представления о его творчестве, отталкиваясь от, вообще говоря, вполне логичной идеи о том, что то, что поддерживается большинством, не может быть лучшим.

Хорошо, собственно о творчестве Моцарта. Мне представляется абсолютно некорректным применение к музыке таких категорий как “нравится – не нравится”. Такой подход сравним с оценкой математической теоремы в рамках “нравится – не нравится”. И в отношении науки, и в отношении музыки подход есть один (уже говорил об этом): “истина – ложь”. Настоящая музыка является отражением некоторой невидимой нам реальности. И в этом плане музыка Моцарта, безусловно, истинна, адекватно представляя данную реальность.

И еще – об уникальности исполняемой музыки. Музыка, простите за банальность, существует только в момент ее исполнения. Сейчас есть такой технический инструментарий, как звукозапись, поэтому то, что исполняют современные музыканты, как правило, не перекладывается на ноты и не воспроизводится другими музыкантами – несмотря на то, что в современном джазе композиционная часть превалирует над импровизационной. Раньше такого инструментария не было – музыка фиксировалась в нотах. Но, на самом деле, Моцарт – безусловно, великолепно импровизировал, и, в каком-то смысле, немного утрируя, можно сказать, что в нотах он зафиксировал свои импровизации. Такой живой, хорошо структурированный и насыщенный музыкальный поток возможно генерировать только в режиме реального времени, т.е. в процессе импровизации.

Что касается популярности Моцарта – да, его имя на слуху. Но, уверяю Вас, как минимум 99.9% людей слышали из творчества Моцарта, как я указал выше, основную тему 1-й части 40-й симфонии (меня, кстати, больше впечатлила 41-я симфония), и “турецкий марш”. Ну, может быть еще фрагменты Реквиема.

И не ругайтесь, пожалуйста – я про упомянутую Вами фамилию Киркорова – он, как, впрочем, и Пугачева и многие иже с ними, к музыке никакого отношения не имеют.

Елена Подгорная аватар

Сравнение с оценкой математической теоремы по принципу нравится — не нравится, просто супер Thumbs Up Thumbs Up .

И все же Марина говорит не о том, что ее раздражает популярность, а о том, что сама музыка легковесна и сладка, и что именно по этой причине музыку растиражировали на площадные забавы.

Serge Telenchenko аватар

Елена Марксовна, а вот это еще одна ошибка. Торт сладок (терпеть их не могу!), флирт легковесен. Ну, подобные термины, ладно, можно отнести ко множеству образцов поп-музыки - на то она и поп-музыка.

Музыка Моцарта легка для восприятия, а Вы посмотрите партитуру... Природа тоже легка для восприятия - "ух, как красиво!". И что? Известный Вам Al Jarreau - разве не легкая для восприятия музыка? Ага.

Кстати, один из вариантов тестирования музыки - слушаете ее много лет, и если не надоедает, то все в порядке. Многие альбомы Al Jarreau я слушаю уже более 20 лет. Что касается Моцарта, во время съемок фильма Милоша Формана "Амадей" (Amadeus, сюжет имеет много общего с "Моцарт и Сальери" Пушкина) актерам пришлось множество раз прослушать нарезанную на фрагменты музыку Моцарта - ну, множество дублей, длительные съемки. Не надоело!

Марина Бондаренко аватар

И в торте, и в флирте есть много прелести: "Как обаятельны для тех, кто понимает...". Плохо, когда торт и флирт объявлены обязательными и совершенными.
А если серьезно - Ваша беседа с Еленой Марксовной Вам рекомендацией, даже если Вы не видите особой разницы в выбранной Моцартом форме произведения - Вы не считаете его композитором "моноолога"?
Кстати, Ваши предыдущие аргументы - "не надоедает", и попытка рассказать мне, сколько Моцарта я слушала, не слишком, так сказать?... Учителю следует быть образцом, не так ли? Берите пример с классицистки Ани.

Марина Бондаренко аватар

Rose

Serge Telenchenko аватар

Ну не могу удержаться, уж простите.
Про название: "Моцарта просто не люблю".
- Гиви, ты памидоры любиш?
- Кушать - да, а так - нэт.

Kozlik Mozlik аватар

Интересное мнение.

Марина Бондаренко аватар

А почему Вы их записали в гении? И как давно гений не человек? И уместно ли отделять человеческое от творческого? И как постичь глубину главной темы из, простите, "40-го концерта", если, снова простите,это симфония, и это важно?
Может, именно потому для Вас и нет разницы - концерт, симфония - Вам сказали, что он гений? Снова венок ему из лаврушки и кляп мне в зубки? И в хранилище его, поглубже, чтобы никто не смел даже косого взгляда?... Ууу, как все запущено! Мрак! Соболезную!

Serge Telenchenko аватар

Простите - Вы зря экстраполируете мои оценочные суждения по прослушанной большинством людей музыки Моцарта на себя. Полагаю, раз написан такой материал, Моцарта Вы слушали не в сборках "Популярная классика".
Что касается гениев - видимо, действительно зря я употребил этот термин. Здесь следует избегать категориальности. Давайте скажу по-другому - настоящая музыка. И ни в коем случае не надо никаких венков и соответствующих запретов - это только во вред. А что касается симфонии - именно 40-ю (соль минор) и 41-ю (до мажор, "Юпитер") симфонии я упоминал.

Анна Северинец аватар

А если дослушать 40ю симфонию до конца - а потом послушать еще раз - то как раз вся человеческая жизнь откроется перед тобой во всей своей простоте (ибо Моцарт абсолютно прост)и внутреннем драматизме (ибо Моцарт не безысходно трагичен ,как Бах,например, а разумно драматичен, даже - в своем божественном Реквиеме).
Если это произведение - это просто дурацкое стремление бывшего вундеркинда всем угодить - что ж, пускай все гении живут с таким стремлением. И этот моцартовско упрощенный мир мы уж как-нибудь примем. Вместе с конфетами. И тогда и наступит всеобщее счастье.

Марина Бондаренко аватар

А вот Бродский отказывал ему в надрыве.Tongue

Larysa аватар

Странно, Марина, что Вы выбрали такую тему. Моцарт - явление яркое,нравится Вам это или нет. Учтите время, в которое он работал. а ведь критики того времени называли его музыку сложной и непонятной, в то время это было совершенно новым веянием. я не думаю, что он писал, руководствуясь вкусами толпы, и не его в том вина, что он теперь украшает конфеты...

Марина Бондаренко аватар

А кто Вам сказал, что не руководствуясь? Что только на вершине холма, в развевающихся одеждах, подняв очи к небесам: "Амор! У!"?
В яркости и гениальности я ему и не отказываю - мне уже сказали, что в посте два сложных слова - "рокайль" и "колоратура". Устыдилась.Winking
Мы ведь только что повторили Пушкина. Девочки старались, стихи переписывали. "Не продается вдохновенье, но..."
А что до "нравится - не нравится", так - какие ваши аргументы? Усы, лапы и хвост? Winking

Kozlik Mozlik аватар

Можно и по другому взглянуть на ситуацию.
Воспользоваться системой трех качеств.

Собственно мы всегда имеем качество технологическое, профессиональное и потребительское.
В любом рукотворном объекте, деле.

С технологическим качеством понятно.
Соответствует лучшим образцам и превосходит.

С профессиональным тоже ясно.
Музыка и сложна для своего времени, и по сей день оценивается экспертным сообществом, коллегами, ценителями на отлично.

С потребительским же как всегда не все так ясно. Он - этот потребитель - потребляет чаще всего не объект (если это не колбаса - а культурное явление) а скорее экспертизу. Авторитетное мнение. Т.к. придаваемый явлению искусственный, непонятно откуда взятый статус. Ну гений - значит гений. Раз умные люди говорят. Не поспоришь. Да и оно надо?

Если же попробовать сделать более широкую тестовую выборку разной музыки и посмотреть на усредненные результаты - уверен, классика глубоко провалится по популярности в современном музыкальном клозете, а Моцарт лично получит свои вполне среднестатистические доли поклонников среди случайных слушателей "на слух". И вот отсюда можно вполне расставлять оценки - кто первый, кто второй... Laughing
Кого ЛЮБЯТ...

Конечно такой эксперимент неплохо было бы проводить не в стране с таким количеством музыкальных школ... ато тут по мусорному баку стукни ногой - так из под него то художник - то музыкант вылезет. Ну в крайнем случае журналист - эстет.

Да и дипломов "ниачем" роздано много - 50% населения осчастливлены индульгенцией на безделие в офисе, т.е. много народу с искусственно сформированным мнением.

Узнают же рэквием - и отдадут баллы чтобы поддержать трэнд.
Ато подумают что я некультурный человек. А я ногти стригу.
И иногда даже на ногах, где нявидна.

ROLF

ps
Вот написал и подумал - а зачем я весь этот поток сознания исторг??? Ах да - придумал. Чтобы подчеркнуть искусственность оценок.

Kozlik Mozlik аватар

Нет, даже не так.

Классика - культурное явление существовавшее в период отсутствие выбора. Когда кучка экспертов готовила продукт экстракачества для кучки экспертов. Лучшие для лучших. Отборные художник, поэты, музыканты с одной стороны - короли, папы, графья на худой конец - с другой стороны.

Остальные 98 процентов населения довольствовались музыкой звенящего утра, муканьем коров, стуком молотков и пьяным ором у кабака что вечно песней зовется. Ну может в детстве выдул кто-то 3 кривых ноты из тростниковой дудочки. И усё.
Т.е. на процесс не влияли никак.

А теперь потребителем, танцующим "даму" искусства, стал именно такой широкий класс - малообразованные, загруженные трудом автомеханики, строители, фрезеровщики, "сапоги" всех сортов, домохозяйки и пр. То что они потребляют, культурный поток так велик, плотен, денежен - что встает вопрос - а жива ли классика вообще? И если жива - то где?
Там, на грани статистической погрешности???

Я бы сильно удивился услышав Моцарта в маршрутке.
Я не помню когда слышал его из окна весной.

Возможно любить его не актуально?
Или просто теперь уже незачем?

Что в общем одно и тоже. Pardon

Марина Бондаренко аватар

Судя по количеству рок-обработок и звучании в коровнике - более чем актуален.

Анна Северинец аватар

Козлик, опять вы за свое. Ради красного словца брезгуете исторической правдой. Значит, поясняю. Классика - это то, что осталось нам с вами от тех эпох, когда выбор в музыке был точно так же велик и разнообазен ,как и сейчас. Просто остался - Моцарт. А все остальные - попса всякая салонная - до нашего времени не дошли.
А классика жива все там же - "Отборные художник, поэты, музыканты с одной стороны - короли, папы, графья на худой конец - с другой стороны". Остальные 98% слушают Киркорова.
Хотя Марина так ставит вопрос, что спорить с ней не очень получается. Люблю-не люблю - это так субъективно. Ну не можем же мы на полном серьезе требовать от человека ЛЮБИТЬ Моцарта.

Kozlik Mozlik аватар

То-есть Анна Вы на полном серьезе утверждаете что простой баварский крестьянин захаживал в некий салон прямо после дойки коров и проплачивал леди гагу своего времени, влияя на музыкальные вкусы того периода? И все тогдашнее многообразие эмбрионального примитива голых жоп победил гений Моцарта? Чисто на таланте???
Я так понимаю Выше виденье истории???

Марина Бондаренко аватар

Тут я вижу два посыла:
- дошло, значит классика. Спорно. Вот Баха откопали сравнительно недавно, С Шенбергом никак договориться не могли, Шостаковича туда-сюда носили. Дело не в оценках. Ни современников, ни потомков.
- это искусство. Это требует, именно требует, эмоционального отклика. Иначе это что-то другое.
- И третье - а вот и не спорьте. Со мной надо - делиться! Вашим Моцартом Вы поделились - это такое счастье: послушать с Вами Вашего Моцарта, понимаете? Rose

Kozlik Mozlik аватар

о да. Аллилуйя. Rose

Анна Северинец аватар

Не, я баварского ркестьянина не трогаю. Он у меня в данном контексте как бы не существует. Просто наряду с тем, что мы сегодня называем классикой, всегда существовало то ,что мы сегодня называем попсой - просто потребителей было меньше, и перспективы у нее были хуже, вот и все. Те же на худой конце графья тоже не все любили и понимали Моцарта.

Марина Бондаренко аватар

А зря! Баварский крестьянин был не дурак до гладеньких мелодий. Да и Моцарт у него порой подслушивал. Тут из-за китайской стены кой-чего проникало, а вы с Козликом сословные предрассудки бетоном заливаете. Непорядок.

Kozlik Mozlik аватар

Т.е. явление мас.культа не новость в истории? Shocked

И носители - телевизоры там всякие, были всегда, и радива, и прочее? Про сеть и не говорю???
Будем как-то принимать в расчет такие "мелочи", в вопросе формирования культурного пространства??? Про время для участие в культурной жизни и необходимое образование, образное мышления - я просто промолчу еще раз. Да?

Какая попса была доступна населению?
Просветите меня. Скоморох на осенней ярмарке?

Не все понимали Моцарта?
Логично. Кто-то же должен был слушать Сальери.
Наверно не самый плохой был музыкант?
Или все же близок к гуслярам - скитальцам?
По тавернам не играл он случаем?

К чему это лукавство Анна?
Я про то что за Вашим: - Не беру в расчет - и стоят мои 2 процента профессиональных меценатов, формировавших культурный слой эпохи, да и генетический код культуры органично вобравший в себя лучшее из предыдущего.
Или все же надо 3 процента взять???
Или как тогда понимать Ваши возражения?

Я понимаю, приятно оставаться в рамках ограниченной модели, апеллируя к великому прошлому, которое ниодним боком не соответствует настоящему. Можно наслаждаться своей причастностью к великому. Нормальная человеческая черта - за себя мазу потянуть.

Отчего то вспомнилось: Все, что можно основательно поколебать -- необходимо поколебать , и если оно не устоит -- так тому и быть

Марина Бондаренко аватар

Drink
Посыл неверный - предрассудки о замкнутости сословного общества у Вас еще советские. И Сальери был хороший, он просто сейчас не в моде - у нас, исключительно.
А вот о коледаниях - верно. Пыль полезно стряхивать.

Kozlik Mozlik аватар

Меня поразил реквием Сальери.
Помню в первый раз услышал - подумал - быть не может. Это что? Такое исполнение Моцарта???
А потом понял - и тот и другой апеллировали к какой то принятой форме. Laughing

Анна Северинец аватар

Козличек, при чем тут ТВ и радива? У нас тут,как говорит Наяна, "перекос пошел". Массовая культура - образно говоря - была всегда, и это - факт. Просто масс, способных воспринимать культурные явления, было меньше. Разделение на классику и попсу произошло в мировой культуре где-то в 13-14 веке, а на Руси - аж в 11, что называется, испокон веков. При этом то ,что мы сегодня называем классикой, производилось как интеллектуальный продукт, а то, что сегодня попсой - как развлекательный. Разумеется, на времена Моцарта разрыв между двумя ветками был значительно меньше, а иногда - плохо различим, но он был! Понимаете, в чем дело, водевиль и опера - это не невесть откуда взявшиеся вариации одного и того же жанра, а не менее чем столетний процесс интеллектуализации классики и оразвлекаливания (уж и не знаю, какое слово подобрать) массовой культуры. Я спорю с вами только касательно этой части: попса была всегда, и Моцарт - не классик на безрыбье.
Что же касается вашей с Мариной молодецкой забавы колебать неколебимое - тут я по-прежнему списываю это на молодость и дурную удаль. Типа бродит силушка несметная в плечах саженных ,да девать некуда. Вы уж простите.

Kozlik Mozlik аватар

Самая банальная идея дзэна - вот такой вот каламбур - сомневаться. В общем то делать что угодно, но в стремлении к совершенству. Даже головой болеть, если придется.
Но в ритме вечности. Совершенно. Как и все что делает вселенная. Без пустой человеческой суеты.

Вот Марина как раз близка к этому, так как живет легко, органично, идя по пути самопознания, не принимая устойчивую иллюзорность "долин сочных умозаключений" за абсолютное, истинное и нерушимое.

Я не так хорош, поэтому все еще апеллирую логикой, хотя бы местами. И не замечать разницы между оперой и водевилем вкушаемыми парижской богемой в 18 веке - или оперой и блатным шансоном у узбека в маршрутке - не могу.

Елена Подгорная аватар

Меня удивляет и восхищает способность Марины думать и чувствовать самой, напрямую, оголено, минуя толстую глухую вату чужих мнений, создающих человеческих идолов. Избегая наслоения годов убегающего времени.

Да еще так легко и радостно с этим жить, будто эти таланты,— ее соседи по лестничной клетке. Вот утром шла она по лестнице, и из нечаянно открытой двери, услышала проигрыш.

-А, это Моцарт,—подумала Марина.— Отчего это он с утра за клавесином, ведь должен быть в капелле, где выполняет функции концертмейстера?

И это в то время, когда мы раздираемся недовольством от окружающих нас людей. Страдаем, жалуемся, ругаемся, пишем обвинительные посты. На родителей, мужей, любимых и друзей... Считаем, что они нас не понимают, таких умных и хороших. Что сами они не такие умные и хорошие, сами абы как живут. И вообще неинтересно жить в наше время, в нашей стране, с нашими людьми.

А Марина счастлива. Какая у нее страна и какие соотечественники!

Это, Сергей, иллюстрация женского ума. Она думает чувствами. А ваш возле разума, помните? ))) Правда я тоже женщина, а как Марина не могу. Это ее талант. А у вас свой. Одна ваша фраза про то, как Марина идет по пути самопознания вызывает сильнейшие и яркие образы-понимание.

Так что не грешите, не жалуйтесь ).

Polina. аватар

Елена, Вы меня опередили. После Вас и сказать нечего Yes
Я люблю рассуждения Марины, более того-разделяю их, только рассказать так не умею Happy (кто на что учился Laughing ).
А то, что касаемо непосредственно Моцарта - это просто жизнь. И есть она у каждого человека. Только воспринимать нужно своим сердцем, а не всеобщепринятыми стереотипами.

Марина Бондаренко аватар

Спасибо Вам за добрые слова!
Страна у меня, действительно, замечательная - и Вы, и Козлик с лопатой наперевес, и наше национальное достояние Виктор Скоробогатов во всех его ипостасях, и команданте Акудович с его неподражаемой усмешкой, перед которым почему-то всегда стыдно... И Моцарт с Гайдном, куда же без них? И поболтать с Рахманиновым, и ощутить прохладное чуть влажное рукопожатие Шопена в нужный момент - и честь, и удовольствие. В том и смысл, что они - живые. И чаще всего - больше чем мы.
Это не совсем женский ум, скорее творческий - эмпатия называется: "Образ-постижение-проверка-подтверждение/опровержение".
Спиваков это проиллюстрировал рассказом про свое "минское" озарение одного произведения. Где-то так. Embarassed

Kozlik Mozlik аватар

Сколько интересного...
Спасибо Елена, очень изумительно сформулировали.
И Марине спасибо, так как кажется мне что есть нырок такой глубины, что причина для него становится и не важна совсем.

Это Хагакурэ. Жизнь без страха.
Даже просто если нет страха иметь мнение.

Марина Бондаренко аватар

Ой, я вас умоляю! Опера тоже бывает такая сладко-попсовая, а в водевилях столько горькой легкости... Об этом же и спитччч...Козлик, штампы - долой! (умоляюще) Или хоть не при мне, а?

Анна Северинец аватар

А хотели бы, как я понимаю. Да, эта была бы какая-то интеллектуальная нирвана, наверное. Без логики, да еще в маршрутке... Angel Пожалуй, вы заставили меня задуматься...

Сalumniado аватар

Если честно, не дочитала комменты. Мы можем сколь угодно рассуждать в рамках этой темы, но что изменится? А нельзя ли, не рассуждая, просто включить его музыку, тот же Реквием, закрыть глаза и слиться со звуками. Вот у меня в отношении к Моцарту логика не работает. Только чувства, только сердце, только душа...

Марина Бондаренко аватар

А баба Яга против! Не только один Реквием! Ну, пожалуйста! Переберите, хотя бы вдоль диска. Среди дешевеньких танчиков встречаются как раз те ноты, что - для себя, из чего тот самый Реквием вырос. Ну, нельзя же только "40-й концерт"! АААА! Свободу Моцарту!

Парам-пам-пам аватар

Боже мой, то к Пушкину у нас претензии, то Моцарт не достаточно хорош. Я автор вам только от всей души желаю, когда ваш ребенок в 4 года напишет свой первый трехчастный концерт для камерного оркестра, пусть его не закидают тапками те кому гении не угодили...

Анна Северинец аватар

Jokingly

#
Система Orphus