Полная версия сайта Мобильная версия сайта

История на вашем столе. Нелегкая судьба иконописца Владимира Комаровского

Если вы помните, в нашем очередном цикле статей мы вместе с вами говорим о прекрасном и глубже окунаемся в мир искусства. Вашему вниманию — талантливые графы-художники!

Сегодня предлагаю вам поговорить об охотничьей живописи и поближе познакомиться с русским художником-иконописцем графом Владимиром Комаровским.

velvet.by__566.jpg

«Каково действие иконы как таковой, т.е. как некого образа, выраженного или, вернее, явившего себя в пластической форме? Действие ее таково же, как молитвы и, в высших выражениях, – как таинства» (граф Владимир Комаровский)


Родился 8 октября 1883 году в Санкт-Петербурге. Ему было всего три года, когда он и его два маленьких брата остались без матери, которая последние 20 лет своей жизни провела в психиатрической больнице.

komarovsky_v._a..jpgГраф Комаровский. Автопортрет

Отец мальчиков, Алексей Егорович Комаровский, поселился с сыновьями в Москве, где служил хранителем Московской Оружейной палаты. Будучи художником-любителем Алексей передал свой дар и сыновьям.

После смерти отца в 1899 году мальчики переехали в Ялту к своему опекуну — деду Василию Григорьевичу Безобразову (по материнской линии), который с этого времени заменил им обоих родителей.

После окончания ялтинской гимназии Владимир Комаровский поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но весь курс он так и не окончил: после трех лет обучения перешел в Академию Художеств, которую посещал как вольнослушатель. Но и там учебой Владимир не был до конца удовлетворен, поэтому и в Академии он не доучился.

image-28.jpgАвтопортрет художника. Фото: ohrangos-2016.ru

Огромную роль и в жизни, и в творчестве графа сыграл его двоюродный брат и друг граф Юрий Олсуфьев. В юности Комаровский дважды путешествовал вместе с ним по Италии, изучал творения старинных мастеров, восхищался искусством раннего средневековья.

А весь 1909 и начало 1910 года Владимир провел во Франции, занимаясь в парижской мастерской Жульена и Колоросси, а также под руководством Валентина Серова, который в эти годы там жил.

311px-vf_komarovskaia.jpgВарвара Федоровна, жена Комаровского

Вернувшись в Петербург, граф Комаровский выставил свои работы на 7-й выставке НОХ, и они были отмечены тогда известными критиками. Но главная учеба художественному мастерству была еще впереди.

image-34.jpgЧета Комаровских: Владимир Алексеевич и Варвара Федоровна. Фамильный герб рода Комаровских. Фото: ohrangos-2016.ru

В 1910 году произошел важный перелом в жизни Владимира, связанный с открытием в Русском музее отдела древнерусского искусства. Хранителем музея был художник, ученик Репина, родственник и друг графа Олсуфьева Петр Нерадовский.

Это было время открытия древнерусской иконописи — в прямом и переносном смысле этого слова. С этого самого момента Владимир Алексеевич связал свою жизнь с церковной живописью. Он много работал, делал копии со старинных образцов, изучал технологию иконописи.

olsufjev_j._a._by_komarovsky_v._a._1924.jpgПортрет Ю. А. Олсуфьева. 1924 г.

Уже в следующем году известный в то время художник Дмитрий Стеллецкий пригласил Комаровского для совместной работы над иконостасом храма в имении графа Александра Медема, расположенного на Волге. При создании икон Стеллецкий, как более опытный, обозначал на иконной доске «прориси», а Комаровский писал по намеченному красками.

Работа была закончена в 1913 году, но еще во время работы над ним Ю.А. Олсуфьев предложил новую работу — над иконостасом для строящегося мемориального храма во имя прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле. Этот иконостас художники выполнили к весне 1914 года.

Летом 1914 года Комаровский с женой уехал в Москву, где в сентябре родился их первенец — Алексей. Через год, живя в Мцхете, Олсуфьевы восстановили небольшую древнюю церковь в русском Ольгином монастыре. Эскиз каменного иконостаса сделала жена Олсуфьева — Софья Владимировна; две большие иконы для церкви — Спасителя и Божией Матери — написал граф Комаровский. В 1916 году у Комаровских родилась дочь, Антонина.

florensky_p._by_komarovsky_v._a..jpgПортрет Павла Флоренского

В 1922 году граф Комаровский был арестован в доме графа В. Михалкова, у которого в это время он находился в гостях. Однако «за недостаточностью улик» уже через 2 месяца был освобожден.

В 1923 году в измалковском имении была организована детская колония. Комаровских, оставшихся без крова, приютил Юрий Олсуфьев, который сразу после Февральской революции вместе с женой и сыном бежал из своего имения и по благословению своего духовника поселился в Сергиевом Посаде, купив двухэтажный дом с большим садом.

image-33.jpgПортрет Павла Флоренского

Комаровский стал работать в Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры, позднее — в музее: для художественного музея делал акварельные копии старинных миниатюр, тканей, вышивок — памятников древнего шитья XV века. Продолжал по заказам знакомых писать иконы.

Также сделал ряд портретов маслом, в том числе портрет самого Олсуфьева и два портрета Павла Флоренского, который в одном из писем писал:

«Это большой художник, с каждым шагом делающий шаг вперед».

image-29.jpgИкона Донской Богоматери кисти Комаровского

В начале 1925 года граф Комаровский снова был арестован. На этот раз ему предъявили обвинение: «принадлежность к монархической группировке бывшей аристократии».

Три года он отбывал ссылку в Ишиме, но и здесь не переставал писать картины. Им был написан ряд произведений «в иконописном стиле». В 1927 году граф переслал несколько своих работ в Сергиев Посад, в том числе автопортрет и второй портрет Олсуфьева.

После ссылки, в 1928 году, Комаровский с семьей поселился у знакомых крестьян. Вскоре у Комаровских родился четвертый ребёнок — Федор. В конце года Комаровский был привлечен священником Александром Андреевым к ремонтно-реставрационным работам в храме Софии в Средних Садовниках. В это же время в церкви села Ахтырка им была написана еще одна икона Донской Богоматери.

image-32.jpgШествие праведников в рай

В 1929 году и в 1930 году его снова, на короткое время, арестовывали. В 1931 году семья Комаровских переехала в Жаворонки, где они поселились в одном доме с семьей Оболенских. В этот период, до очередного ареста в 1934 году, Комаровский выполнил целый ряд работ:

  • роспись плафона ресторана на Казанском вокзале
  • панораму Москвы для Геологического музея
  • серию декоративных панно для детского санатория «Ярополец»
  • картины «Сказки Пушкина» для павильона в Измайловском парке
  • эскизы росписи для актового зала Московского государственного университета на Моховой.

image-35.jpg

В августе 1937 года графа вновь арестовали, предъявив обвинение: «контрреволюционная деятельность, принадлежность к ИПЦ» и… приговорен к расстрелу. В это время старший сын Комаровского был в ГУЛАГе, жена полностью парализована из-за поражения спинного мозга.

5 ноября 1937 года В.А. Комаровский был расстрелян на Бутовском полигоне.


Заказать  питьевую воду Графская в Минске вы можете по телефонам:

Городской: (017) 555-32-32
МТС Velcom Life 775-08-80
Артезианская питьевая вода «Графская»

 velvet.by_.png

НОВЫЙ КЛИЕНТ

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩАЯ АКЦИЯ! 

КАЖДЫЙ НОВЫЙ КЛИЕНТ ПОЛУЧАЕТ 18.9 ЛИТРОВ ВОДЫ В ПОДАРОК! 

Мы ценим каждого нового клиента и при первом заказе делаем ему подарок — 18.9 литров питьевой воды "Графская" БЕСПЛАТНО!

VELVET: Редакция
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
#
Система Orphus