Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Читаем вместе

С Анной Северинец

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Книга: Общаться с ребенком. Как?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава: 9

Активное слушание: революция в нашем общении

Как ни печально признавать, но испокон веков родители неправильно общаются с собственными детьми. И особенно славянские родители.

Любое обращение ребенка к маме или папе воспринимается нами как призыв к действию и немедленной корректировке жизни отпрыска.

Но поскольку язык ребенка и язык взрослого сильно отличаются, так же сильно, как языки мужчин и женщин, начальников и подчиненных, богатых и бедных, мы часто просто не понимаем своих детей – и, соответственно, «не в туда» реагируем.

Что с этим делать – в принципе, давно знают детские психологи.

Чтобы понять смысл того, что ребенок хочет вам сказать, нужно его услышать. И не просто воспринять и обработать в мозгу звуки и слова, а именно услышать: что стоит за обычной фразой типа «ненавижу физкультуру!» или «я не собираюсь больше носить эту кошмарную юбку!»
 
 
Сам ребенок вряд ли сможет и захочет объясняться с вами, ему кажется (и в этом его убеждает жизненный опыт), что вы его все равно не поймете: «Как можно ненавидеть физкультуру!», «Это самая красивая юбка, да и к тому же дорогая!» Значит, услышать человека – это ваша задача.
 
В помощь слушающим родителям существует методика «активного слушания», которая заключается в следующем: взрослый в ответ на любую реплику ребенка воспроизводит те чувства, которые, по его мнению, малыш испытывает, произнося свое сообщение:
 
- Ненавижу физкультуру!
- Тебе очень не нравится этот предмет.
- Я не собираюсь больше носить эту кошмарную юбку!
- Тебе совсем не нравится цвет и длина этой юбки.
 
Звучит неожиданно и как-то «по-дурацки», не правда ли? Мы вообще не привыкли общаться в таком стиле, и поэтому трудно представить, как это может быть эффективным.
 
Между тем внимательно присмотритесь: родитель, который повторяет посыл ребенка, причем не в виде вопроса, а в виде утвердительного предложения, посылает маленькому собеседнику сразу несколько сигналов:
  • я тебя понимаю,
  • я понимаю твое недовольство,
  • я тебя слышу,
  • я готов понять, что с тобой происходит.
Знаете, ребенок моментально улавливает ваши сигналы и продолжает с вами общаться!
-Ненавижу физкультуру!
- Тебе очень не нравится этот предмет.
- Да предмет он может и неплохой, но я туда ходить больше не хочу.
- Тебе хочется совсем забыть про физкультуру.
- Да нет, просто… У всех детей нормальная спортивная форма, а у меня…
- Тебе не нравится твой спортивный костюм.
- Да, он меня просто бесит! Эти малиновые штаны на резинке, так уже никто не носит!
- Ты думаешь, что правильный костюм должен выглядеть иначе.
- Да!
 
Оказывается, чтобы решить проблему, нужно просто купить нормальный спортивный костюм, а не доказывать с пеной у рта и без всякой надежды на успех, что физкультура полезна, укрепляет здоровье, делает человека сильным и так далее.
 
Техника активного слушания очень проста. И очень непривычна. Зато эффективна! Попробуйте, результаты не заставят себя ждать.

 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
Понравилась публикация? Подпишитесь на обновления (RSS)
Вернуться на главную страницу Velvet.by или перейти в раздел Дети
#
Система Orphus