Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Читаем вместе

С Анной Северинец

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Книга: Общаться с ребенком. Как?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава: 10

Активное слушание: правила использования

Простому всегда сложнее учиться, чем сложному.

Абсолютно элементарная на вид техника активного слушания кажется на первых порах невероятно сложной в использовании: мы совсем не привыкли слушать людей, а тем более слушать активно.

Между тем результаты применения этой техники настолько быстры и эффективны, что не использовать ее в семейном общении – это как минимум неправильно.

Первое правило активного слушания: никогда не отвечать вопросительными предложениями. Только утвердительными.

- Ненавижу физкультуру!
- А что случилось?
- Ничего! Просто ненавижу.

Когда вы задаете вопрос, ваш собеседник подсознательно воспринимает не суть вопроса, а внутренний посыл: «я не понимаю, что происходит, разберись со своими чувствами и доложи мне».

1.jpg

Когда вы обращаетесь с утвердительной фразой, просто пересказывающей своими словами проблему, вы как бы говорите: «я хочу тебя понять, продолжай, пожалуйста».

Согласитесь, второй вариант гораздо больше располагает к общению!

Второе правило активного слушания: если действительно хотите слушать ребенка, повернитесь к нему лицом. Мыть посуду, отвернувшись спиной, читать газету и поддакивать, нависать над маленьким человеком, стоя над душой, – все это не интерьер для активного слушания.

Присядьте на корточки, сядьте рядом, посадите ребенка на колени, разговаривайте с ним на его уровне и его эмоциональной волне.

Третье правило: после каждой реплики держите паузу. Дайте ребенку выговориться, не налетайте на него со шквалом своих предположений и советов, помните об опасности посоветовать «не в туда».

И, наконец, правило номер четыре: старайтесь проговаривать чувства, которые не может высказать сам ребенок (потому что не умеет, а не потому, что не хочет):

«Тебе страшно, ты обиделся, ты хотел бы, ты рад».

Приведу еще один пример: моя девятилетняя дочь сидит за цимбалами и плачет. Вечер, поздно, пьеса не выучена.

- Мама, я не хочу больше играть на цимбалах никогда! Позвони завтра учительнице и скажи, что я больше не приду!
- Ты совсем не хочешь больше учиться играть на цимбалах (сажусь рядом с ней).
- Да! Мне надоело! Уже поздно, а я должна тут…
- Ты устала и хочешь спать.
- Ну, а приходится еще учить…
- Ты, конечно, хотела бы придти завтра подготовленной на урок, но уже так поздно…
- Да! Вот если бы я поиграла в обед, мне не пришлось бы сейчас мучиться!
- Конечно, если бы было четко определено время для занятий цимбалами, тебе было бы значительно легче.
- Да… Мама, давай теперь я буду заниматься с двух до трех, как раз успею еще «Возвращение Мухтара» посмотреть и уроки сделать…

Вот, собственно, так я решила проблему с занятиями музыкой. А могла бы серьезно поругаться с расстроенным и уставшим ребенком.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
Понравилась публикация? Подпишитесь на обновления (RSS)
Вернуться на главную страницу Velvet.by или перейти в раздел Дети

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
garpun аватар

 Действительно, нужно долго учиться этому активному слушанью.

Очень актуально для меня..Спасибо!

Умняша аватар

Несколько раз прочитала правила, однако применить их на практике не так просто. Буду учиться.

#
Система Orphus