Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Эта несчастная школа

Это уже тенденция: в трудные времена зачем-то хвататься за школьников и школу.

Как только назревает какая-нибудь революция, трансформация, сдвиг общественного сознания или просто финансовый кризис — почему-то первым делом начинают кромсать учебные программы, сроки каникул, количество школьных предметов и школьных лет, покусились даже на святое: на великий день двадцать пятое мая, который зашит в нашу генетическую память как последний день тяжелых учебных трудов.

Последнее мнение, которое довелось услышать по этому поводу (пока еще, по счастью, только мнение) — пусть бы дети учились круглый год с перерывами в две недели раз в два месяца, потому что родителям некуда их летом девать.

Денег на летние лагеря, мол, не напасешься, а в школе хоть мозги развивают.

У меня есть четкое впечатление, почти уверенность: ученые умы от педагогики заняты в основном самореализацией за счет школы.

Для получения ученых степеней и званий нужно создавать и выпускать учебники, совершать научные открытия, произносить новые слова в методике и практике обучения — вот и стараются, кто во что горазд, переписывают, переделывают, крутят туда-сюда, абсолютно забывая, что имеют дело с живыми людьми.

А откуда им это помнить, скажите мне на милость, если средний срок работы в настоящей школе у таких людей — два года? Два маленьких учебных года (закончившихся, между прочим, двадцать пятого мая), положенных для отработки при поступлении в педагогическую аспирантуру.

Отвел два года на полставки невнятные школьные уроки, отбыл эту повинность — и в теплый кабинет подальше от этих безумных детей.

Писать учебники, программы, разрабатывать двенадцатилетки, потом — одиннадцатилетки, потом — опять двенадцатилетки, и все время новые учебники (один хуже другого), новые методические пособия (серые и скучные, как перемерзлый щавель), новые инструкции и ЦУ.

Пойти в класс, разработать собственную методику индивидуального обучения, стать у доски и влюбить в себя маленьких, доверчивых детей — кишка тонка. Учебник — оно проще.

books.jpg

Например, те учебники по русскому языку, которые сегодня используются для обучения грамоте (между прочим, именно благодаря этим учебникам в нашей стране катастрофическое положение с грамотностью, просто катастрофическое!) 

В мои времена за 12 орфографических ошибок в диктанте поднимали на смех.

А когда я сама пришла работать в школу, лучшие ученики допускали по 38!), так вот, эти учебники разрабатывались в моем родном университете, когда я была на третьем курсе.

По пилотному выпуску этих книжек мы вели практику. Нас, сопливых студентов, бросало в дрожь от предчувствия гуманитарной катастрофы: было совершенно очевидно, что  эти книжки убивают всякую возможность научить детей грамотно и правильно писать.

Мы ходили к профессорам, доказывали, устраивали общие собрания (время было такое, свободолюбивое, середина девяностых), но и тогда, естественно, никто нас не слушал. Несмотря на время.

Мои сегодняшние студенты в большинстве своем свято уверены в том, что история Беларуси началась после Великой Отечественной войны, делают большие глаза при имени княгини Рагнеды, не могут без ошибок написать слово «присутствующий», а «Войну и мир» знают только по французскому (!) фильму.

Давеча аудитория очень сильно удивилась, когда оказалось, что в начале двадцатого века была не одна революция (пришлось объяснять, почему она называлась «большевистской»), а две. Про третью я уже решила не заикаться.

А вы говорите, в школе учиться круглый год. Боюсь, при таком подходе ученики вообще забудут, как пишутся буквы и сколько будет дважды два. У них и так уже есть на этот счет сомнения.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (11) Последнее сообщение
Vrednaya_Julietta аватар

Учебнички конечно те ещё. Правда по физике учебники изменили в лучшую сторону, в теоретическом плане, но задач мало и они лёгкие. А вот с грамотностью у многих проблемы большие. Да и с знанием таблицы умножения не лучше. Дроби элементарно посчитать и выразить большинство не могут. В 8-х классах причём. Школьники пятиклассники лет 5-7 назад умели это всё только так......но это не проблема, проблема вот в чём:
-ставить ли точку после "Классная работа";
-отступать 4 клеточки или 5 всётаки;
-номер варианта арабскими или римскими цифрами записывать................
Больше проблем нет. И если кто-то из деток не то кол-во клеточек отсчитает , то вздрючнут учителя по полной. И вместо того, чтоб готовиться к занятию он будет сидеть и считать клеточки.
А ещё когда каждый год что-то вводят, какие-то новшества бредовые, а потом их отменяют.....то вообще ....я не удивляюсь....
А ещё выборы-учителей приплетут, перепись населения-учителя, заполнить Минск -Арену для массовки-учителя с детьми.....зае*ли уже.....
Пусть мне лучше выговоры всякие штампуют, чем я буду заниматься всякой шнягой. Ну реально....делать больше нечего мне что-ли?Учитель учить должен, помогать получать знания. Следить за ходом мысли, а не проверять: поставил точку или нет, написал вариант римской или арабской циферкой. Вот за такую неправильную циферку оценку нужно снижать, даже если ход решений верен. Бред, верно? Дали б возможность каждой школе по-своему развиваться, и акцентировать внимание на таких предметах, где действительно у учеников большие трудности. Либо для общего развития изучить все предметы, а в классе 9-м оставить основные и те, что хочет изучать более подробно. Биологию изучил и понял, что ему не надо, он хочет за счёт этого предмета получать больше знаний по математике, так как он будет поступать туда-то......

Наяна аватар

Ну что тут скажешь... Все так Sad
И кухню аспирантскую я видела и изучила изнутри. Поэтому и не осталась в педагогике Happy

Olvia аватар

согласна с Donna Julietta , все эти ежегодные нововведения уже всех достали, и детей , и учителей! действительно сидят себе там в "тепленьких кабинетах, подальше от детей" и с жиру бесятся, как же все таки записывать домашнее задание в дневник? с большой буквы или маленькой? нужно больше уроков иностранного или нет? каждый год изменятся программы, требования...надо же как то создавать видимость работы.

Солнце Лета аватар

Анна! Я не согласна с мыслью, что все беды от школы и учебников. Объясню, почему. Да, система нашей современной школы сама по себе умудрилась унаследовать от советской школы, к сожалению, худшее. И унаследовать, и развить! Дети превратились в винтики, учителя словно стоят у фордовского конвейера и с удивлением вопрошают неравнодушных родителей: "О чём вы, какой индивидуальный подход? Знаете, сколько их у меня?" Тем не менее, дети, которые стремятся к познанию несмотря ни на что, - есть, и их немало! К счастью. Мое мнение таково: чем больше равнодушия в школе, тем НЕРАВНОДУШНЕЕ должны становиться родители! Прежде всего, по отношению к своим детям. Во вторую очередь, пресекать оболванивание своих детей в школе, защищать их всеми доступными (и культурными) средствами, не отдавать на откуп чужим уставшим людям душеньки наших деток. Что я имею в виду, говоря о детях? Прежде всего, родители должны заражать детей тягой к познанию, научить любить процесс получения знаний, показать, как можно расти при помощи хороших книг, умных людей... Чтение в наше время вообще в загоне, а ведь именно чтение - источник и знаний обо всем на свете, и грамотности, и богатства речи (Филологи понимают, о чём я). Да, у современной работающей матери (а тем более - отца) времени на нюансы орфографии и истории не остается, но... В конце концов, ведь это НАШИ дети!.. Научим их учиться - и они сами начнут рвать эти знания и из учителей, и из книг. Моё такое мнение...

Светлана33 аватар

Согласна с Настуся! В первую очередь родители должны позаботиться о том, чтобы дети были грамотными, образованными и стремились что-то узнать. Если стремления такого нет - то даже самые идеальные школьные программы не помогут Если родители доиа не читают книг сами (а вспомните, какие домашние библиотеки были в домах наших родителей, это же такое богатство, настоящее сокровище!!!), то и дети не будут читать. Выучат правило, но писать правильно от этого не начнут. Только если тысячу раз встретят слово в книге - тогда в самый ответственный момент вспомнят любиую книгу=) И напишут правильно!!!
А если мама на телефоне, а папа на диване - какая уж там грамотность, конечно, им же некогда заниматься с ребенком орфографией, пунктуацией и правильной чистой речью Happy Они устали и очень-очень заняты)))

Юлия Беккер аватар

Светлана33 права насчет грамотности. Каким бы ни был совершенным учитель и методика, только благодаря им грамотным не станешь. Нужно читать - причем не только ХОРОШУЮ литературу, но и ХОРОШО ИЗДАННУЮ. А про школу... Ну что тут скажешь Crying

son^ka аватар

Что вы? Главное - правильно заполнить первый лист дневника, придти на помывку кабинета и подарить учителям хорошие подарки. Одна моя однокурсница с трудом тянулась в пединституте на "троечки". Теперь под её редакцией учебники выходят. Без комментариев...

zhasya аватар

Согласна с Donna Julietta. Вы почитайте учебник по математике за 6 класс: задачки на логику, а двух похожих и не найдёшь. А детки у меня на уроках черчения от начала линейки, а не от нуля размеры меряют. Толку от логики?

ГостьЕлена аватар

Случайно прочитав статью Анны Северинец о школе,я лишь в сотый , а то и в больший раз убедилась в правоте своих мыслей. Я без содрогания не могу проходить возле школы, у меня подкашиваются ноги.Дело в том, что мне все "прелести" школьных реформ пришлось пережить на себе. Какому-то чиновнику в 1999 году стукнуло в голову и он решил, что надо учить 6-ти летних детей безотрывному письму шариковой ручкой. А сам он интересно своим бы детям пожелал такого? Представьте ребенка, который уже устал после школы и продленки, а ему,бедолаге, нужно еще и без отрыва учиться писать слова, Методике такого написания родителей не учат да и к чему эта техника, я до сих пор не поняла. Я вообще училась писать в школе , начиная с карандаша, перьевой чернильной ручки, затем автотручки. До сих пор я предпочитаю ей писать, когда я пишу шариковой ручкой мне порой самой сложно прочитать все написанное.Но на мою просьбу помочь научить сына освоить данную методику,я получила в ответ от учительницы;"Это ваши проблемы, как хотите - так и учите" Читать сына я научила сама в течение двух недель, когда ему было еще 5 лет, он много читал, до школы занимался математикой по тетрадям 2 класса. Я просила, чтобы ребенок не потерял интереса к учкбе, чтобы его спрашивали, хотя бы иногда, что он прочитал. Но учительница заявила,что у нее в классе мало кто умеет читать. Когда все научатьтся, тогда и буду спрашивать.А на математике мой мальчик сидел и читал книжки, потому что делать ему было нечего, другого занятия учитель не нашел. Отучившись так 2 года, психолог сказала мне, чтобы я немедленно забирала ребенка из этой школы.Но полученная травма оказала влияние на всю дальнейшую учебу. Он не любил языки, а в последующем из-за загруженности стал и читать меньше.Он учился в музыкальном классе, ходил на кружки по авиамоделирорванию, затем по туризму. Да и учиться три года подряд во вторую смену уже будучи в 6,7,8 классах на пользу не идет.
Мой мальчик попал и под реформу, когда вводили 12 лет и ,не закончив своих экспериментов, опять отменили. Пришлось учиться последний этот год за два. А еще ,чтобы куда_-то пойти учиться нужны еще курсы, репетиторы,а для этого нужно работать ,чтобы все суметь оплатить, с утра до ночи. Но вот эту каторгу под названием школа мой сын не перенес, он ушел из жизни 27 февраля этого года, не успев окончить 11" класс. Я говорила классной, что с ребенком что-то происходит, что он не хочет утром вставать и идти в школу, учить уроки начал выборочно, но оказывается я все придумываю, Так мне было сказано.Я люблю своего мальчика больше всего на свете и не представляю своей дальнейшей жизни без него. Я растила его и дочь одна и мои дети для меня дороже всего на свете. А сыночек всегда мне помогал и щадил, просил не ходить в школу, чтобы не трепать нервы. Но 11 февраля я все же побывала в школе у завуча, он мне сказал, что можете не обращаться за характеристикой дляпоступления, но тогда я не знала зачем она. После его разговора с сыном, ребенок вообще перестал учить уроки и ничего практически не рассказывал. Я все время волновалась за него и не знала как помочь.Он ушел и больше не вернулся, а зачем мне теперь дальше здесь находиться. А милиционер из школы сказал, когда его искали, что надо было больше бить сына, тогда бы не ушел. Но я никогда не била своего мальчика и считаю это недопустимым. Да ему было сложно в этой жизни, он не пил, не курил, не шатался по улице, уважал старших, помогал им, любил природу,цветы, кота Васю, не переносил несправедливости.Я хотела его забрать и уехать, но оночень любил Беларусь и был патриотом не на словах. Зачем я все это пишу? Да бывают хорошие учителя, но их меньшинство. Люди стали жестокими, никто никому не нужен. Однажды мне сын сказал, что в школе он никому не нужен. А уже после окончания школы его друг мне сказал, что к моему сыну постоянно цеплялись из-за почерка, ставили оценки,не читая.Когда он спрашивал:"Почему все написано, а оценка 6 или 7№ В ответ слышал:" МыЯ и не читал, почерк у тебя как у доктора.Иди отсюда" Вот и накопилось все. А после разговора с завучем сын пришел и сказал другу, что тот пообещал устроить веселую жизнь, что навсенда запомнилось. А еще он не дал характеристику в военкомат для прохождения комиссии(сын хотел поступать на военмед, а если не поступит, то в будущее лето идти служить в армию0.
Школа должна давать не только знания, но прежде всего видеть в ученике личность. А этого нет. А программы, учебники это особый вопрос. Некоторые првда есть и неплохие. Но, поверьте,заглянув в современный учебник русского языка, я поняла, что граммотно писать он научить не может, даже если бы я сейчас стала учить, то что там написано, то в голове стала бы полная каша.А я в свое время закончила школу лишь с одгной 4 по белорусской стилистике и институт с красным дипломом. Но видя, как порой пишут мои отдельные коллеги более молодые, имеющие золотые медали в школах, я понимаю, что с такой системой обучения и постоянно меняющимися учебниками научиться правильно писать невозможно. Я считаю, что умственные способности человека не определяются его почерком. Я нашла старую запись в блокноте сына:"1 сентября - начало тюремного срока" А чиновники от просвещения прежде, чем ставить эксперименты на детях, пусть проведут опробацию на своих чадах.Для них материальная выгода превыше всего,если они не будут переписывать учебники туда сюда, то за что же они станут получать зарплату. Я понимаю, что вернуть ничего назад нельзя,я не кровожадный человек, но пусть тот, кто довел моего мальчика до самоубийства сами прочувствуют всю боль утраты, когда единственное желание лечь и не проснуться. Может тогда что-нибудь изменится в школе и не будут страдать дети и их родители.Нельзя учить своих детей, что в школе нужно уважительно относиться к учителям, что они справедливы, умны, эрудированы. К сожалению, я поздно поняла, что основной принцип: человек человеку совсем не друг.Никто в этом мире никому не нужен- этому учат в нашей школе.

rona аватар

Проблема взрослых людей(особенно учителей) в отношениях с детьми в том, что они требуют от детей абсолютно "взрослых моделей" поведения

Марина Бондаренко аватар

Проблема в организации общества - учебники пишутся не для детей, а для министерства, для отчета и заработка. В школе хорошо работается, когда детей нет - и планы и отчеты, все успевается. В библиотеке и музее хорошо без посетителей, актеры не хотят играть в спектакле, потому что не понимают его содержания - не до зрителя. Живем мы так.

#
Система Orphus