Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Неравный брак. Эволюция взглядов.

Варенька аватар

Я люблю под настроение заглянуть в Национальный художественный  музей, что по улице Ленина в Минске.  Радуюсь  свежим выставкам, но более всего люблю постоянную экспозицию. Неизменный состав, масштаб в смысле количества экспонатов и в смысле объёма помещений, а также загадочная  тишина залов  гарантированно  производят на меня  приятно-гнетущее  впечатление, но  при этом и замечательно успокаивают. В повседневной суете периодически очень нужно прислониться к чему-то большому и вечному. К боку пирамиды в Гизе, например.  Или пересчитать камушки  Стоунхенджа. Или просто посетить ближайший музей искусств.


Каждый раз среди прочих достойных произведений уважаемых мастеров  мой взгляд цепляется за знаменитую картину «Неравный брак» Василия Владимировича Пукирева. Вернее копию знаменитой картины, постоянно прописанной в Государственной Третьяковской галерее,  в Москве.   Сюжет известен каждому: молодую девушку против воли выдают замуж за богатого старика. Изображена сцена венчания. Всё ясно без слов.

Но я с удивлением обнаружила, что моё отношение к истории, краткое мгновение которой запечатлел художник, с  течением  времени странным образом трансформируется…

 

0_8ba94_54e8b873_orig.jpg

 

10 лет. Считаю себя вполне зрелой личностью. О любви представления имеются чёткие и непоколебимые: любить надо только принца. В принцы записан одноклассник  Дима. Дима   является принцем по единственному, но железобетонному и исчерпывающему критерию  – он красивый.


Первая встреча с прекрасным.  Музей скучнейшая муть... Самое интересное – гардероб и бегать по этажам, вызывая на себя  внимание Димы и  истошные хрипы престарелых смотрительниц.  Экскурсовод  тычет указкой в стенку и педалирует голосом,  лицом и нервными подскоками  на месте, что, мол, это картина «Неравный брак», она жуть-какая-известная и  очуметь-какая-высокохудожественная.  И сразу ясно, что врёт. Ну, потому что красивая картина – это, например, фантик с куклой Барби или Дональд-Даком.  Или, скажем,  фотообои дома  у тёти Клавы. На всю стенку, разноцветные, с котиками – вот это красота! А тут что-то маленькое, тусклое, кучка каких-то старых и страшных человечков ( в «старые» и «страшные» без сомнения записывается даже объективно юная  невеста).  И вообще, неграмотно  писать  «нерАвный», а грамотно писать «нерОвный».  А главное, нельзя жить на свете с фамилией Пукирев!!!  Надо умереть сразу в детстве и не позориться!!!

 


20 лет.  Жизнь во всём её многообразии предельно ясна и понятна лично мне. С любовью вообще просто. Принцев мало и на всех их не хватает. Ну и пожалуйста. Не очень-то и хотелось.  Есть однокурсник Егор. Он высокий, мускулистый, с  бархатным голосом, от которого начинает резонировать мой копчик, а затем и вся остальная я. Он играет на гитаре и обладает нереальным интеллектом. И всё это будет моё. Потому что любовь всегда права. И точка.


«Неравный брак» висит на том же месте.  Боже мой, какой ужас!!! Они там что, с ума посходили в своём 19 веке???  Это же какое-то, извините, извращение! Он же почти при смерти, жених этот.  Ему же лет 100! Да и батюшка не лучше, фу на него... И  не стыдно на старости лет венчанием таких кошмарных мезальянсов душу-то чернить? И гости премерзкие все. Все в сговоре, сразу видно. Один только ничего, за невестой стоит, наверное, папашка её. Подлееееец, и не пожалел родную кровинушку за кащея старого продать. А невеста сама – ну дура дурой. Стоит, слезами свечку увлажняет. Дай ты этому деду под дых и беги. У подружки переночевала, в соседний город уехала, на работу устроилась, парня хорошего нашла и живи. А перед папкой потом извинишься, лет через 20. Папка добрый, перед смертью всё простит.  ...А вообще, ничего художник Василий нарисовал, несмотря на фамилию. И платье у невесты красивое. За Егора замуж пойду – сошью такое же.

 

30 лет.   Блин, жизнь такая сложная штука, оказывается. С  любовью и вовсе ничего не ясно. Во-первых, выяснилось, что она не всегда права. А во-вторых, стало очевидно, что она же ничего гарантирует сама по себе – вот это удар! Скажем, счастливый брак длиною в жизнь (как было оптимистично запланировано) на одной только любви существует месяца три максимум.  Ну, при самом благоприятном стечении обстоятельств – до первого ребёнка… Подруги, на чьих свадьбах довелось плясать за прошедшие 10 лет, разделились на три кучки, из которых первая постоянно пополняется за счёт второй и третей, а третья стремится к вымиранию.


1. Бывшие жёны. Некоторые  несколько раз. Все до единой невиноватые. Всем попались козлы. Некоторым  несколько раз. Сколько козлов-то на свете, мамочки... Страшно жить.


2.  Жёны обычные. Имеют прочные  семьи, состоящие из двух едва способных терпеть друг друга людей, накрепко связанных не столько клятвами, сколько пониманием очевидного факта: вместе легче выживать, надо поднять детей, кредит за квартиру платить ещё 20 лет, и ни продать, ни поделить её до тех пор не представляется возможным, да и вообще, все остальные бабы/мужики точно такие же … (вставить любое слово, характеризующее  безмозглую личность с преотвратным характером и подлую притом), ну так, по крайней мере, своё  уже известное до мелочей, проверенное в боях, предсказуемое в поступках и привычное в быту.


3. Действительно счастливые жёны. Единичные экземпляры. По странному совпадению живут в браке  менее трёх лет. Или дольше – но без детей и материальных трудностей. По мнению  первых двух категорий, представительницы этого вида жён просто врут. Тщательно скрывая свою принадлежность к категории номер 2.


...И вдруг возникает желание почитать, а с какого перепугу художник Пукирев надумал написать картину «Неравный брак». Ага, критический реализм... И действительно, критично изображено. И вправду,  на реальных событиях основано. Версии две. То ли это была личная драма самого художника, то ли история его друга, некоего Варенцова.  Фабула проста: они молоды и влюблены.  Её выдают замуж за богатого старика (не спрашивая собственного мнения невесты, разумеется), а он не просто остаётся с носом, он ещё и шафером на свадьбе назначается, что, согласитесь, совсем уж бесчеловечно. Это он – единственное приличное мужское лицо – стоит за спиной у девушки.  Лицо этому персонажу Пукирев  написал своё личное. Опять же, то ли потому, что это автобиографическое произведение, то ли потому, что изначально было изображено лицо Варенцова, но тот остро возразил против такой бессмертной славы, и голова была переписана с ближайшей подручной натуры (есть и такая версия). Не в этом суть.

И вот смотрю я на эту прекрасную картину глазами тридцатилетней женщины, и сама себе тихонько удивляюсь…

Девочку, конечно, по-прежнему жаль. Но что-то мне подсказывает, что судьба её незавидно сложилась бы при любом раскладе. Почему отдали за старика? Да потому что богат. А возлюбленный, напротив, беден как церковная мышь. Ну, вышла бы она за него по любви. Сбежали бы и обвенчались тайно. И что – счастье навеки? Прозябали бы вместе самым плачевным образом. Кстати, сам Василий Владимирович умер в крайней нищете немногим более сорока  лет от роду.  Вот было бы чудно его вдове, да с оравой детишек на руках… 

А старик, изображённый на картине. Так уж его описывают, в таких чёрных красках, прям злодей-погубитель… Обычный дядька, заслуги вон имеет перед отечеством – орден прикручен в нужном месте. Лет 70 ему, так что же? Сегодня среди миллионеров обычное дело и бон-тон в таких годах жениться.  И между прочим, выстраиваются очереди из фотомоделей с тремя высшими образованиями совершенно добровольно. И никто не рыдает... Занимался этот государственный муж всю жизнь важными делами, не до амуров было ему, видать.  А потом ответственно надумал жениться – ну, когда созрел, тогда и надумал.  И вообще, кто сказал, что в эти годы нельзя взять и влюбиться? Зато человек на ногах стоит твёрдо, по бабам шляться вряд ли станет, да и от жены многого не потребует, а уж что быт обеспечит по высшему разряду (тот самый быт, о который любовные лодки бьются тысячами ежедневно) – тут и вовсе без сомнения. И будет эта бесприданница с серебряной посуды омаров кушать, а лет через пяток станет прелестной обеспеченной вдовушкой и ещё, вполне вероятно, устроит своё личное счастье с суръёзным мужчиной средних лет. Так что по всему, выходит, что свезло невесте несказанно, просто она ещё не врубается...


А ещё я поняла, почему она плачет. Не из-за старика. А из-за того, который, любимый-единственный, стоит за спиной (шафер, прости Господи) и ни-че-го не делает для счастья, для спасения  любимой женщины. Просто осудительно смотрит в спину конкуренту, артистично скрестивши ручонки на груди под франтоватой манишкой. И признаков горя на его лице не наблюдается. Да ну её к  чёрту, такую любовь!!!


Вот интересно, что я увижу на этой картине, когда мне  стукнет 40? ))))))))))))))))))))))

Комментарии

Всего комментариев (50) Последнее сообщение
Amadeo аватар

Хочется пожелать хотя бы в сорок увидеть на этой картине ситуацию, в корне противоположную вашему личному семейному счастью.

Варенька аватар

Это Вы сложно завернули...))) Учитывая многослойность и вектор трансформации моего восприятия данного произведения, не захочу ли я в 40 замуж за очень пожилого миллиардера, вот в чём вопрос?... Надеюсь, нет. ))))))))))))

 

Amadeo аватар

Но суть то в том, что девушка на картине несчастна. Я же желаю вам обратного. С каждой пятилеткой в моем личном календаре я становлюсь все более терпимой и благодушной к окружающим. А вдруг пожилого миллионера можно любить не только за его миллионы?

Варенька аватар

Видимо, да. Недавно коротала время в очереди и листала журнал, из которого узнала о счастьии  неземном американского миллиардера  Филиппа Раффина и "Мисс Украина 2001" топ-модели Александры Николаенко. Второго ребёночка вот родили. Ей 30, ему 76. Любовь, говорят, во всём виновата...))) Фото даже не буду приводить. Дядька на портрете Пукирева реально симпатичней.)))

NatashaD аватар

Варенька-вы прелесть!

Варенька аватар

Благодарю. )))

А что Вы видите на этой картине маслом по холсту?

NatashaD аватар

вот в радиусе 10 и 20 лет ход мои мыслей был аналогичен вашему, а сейчас.... затрудняюсь ответить. Мои семейные состоявшиеся ценности не позволяют быть объективной. Но я за брак по-расчету, только расчет у всех свой.

Тати аватар

Я была первый раз в музее лет где-то в 12. Запомнились мне тогда лишь 2 картины: Кающаяся Магдалена и, конечно, неравный брак. Но мне тогда было очень жалко невесту. Бедная. Несчастная.

Помню в студенчестве тоже было ее жалко.

Недавно водила дочку в этот музей. Пыталась обратить ее внимание на картину - она ее даже не зацепила. И я сейчас понимаю, что и мне как-то уже стала безразлична эта ситуация. Как-то обыденна, что ли.

Так что мне очень близки Ваши взгляды.

А вообще очень интересный экскурс в картину.

Варенька аватар

Спасибо. 

С "Кающейся Магдаленой" вообще можно эволюционировать взглядами всю жизнь, каждый день себе удивляясь...))) Это вопрос размера и состава списка литературы по теме... Ну, и с точки зрения искусства и чистой эстетики - тоже достойный предмет для многократного рассмотрения.

fucsia аватар

Шикарный пост!!!!

Спасибо!!!

У  меня  до  22  лет  в  родительском доме висело три картины-репродукции в рамах: неравный  брак,   незнакомка, мона  лиза...

Эволюция взглядов  та  же....

Из  всех  подруг я одна  довольна браком....но и ему только  3,5 года...

Варенька аватар

Спасибо.

В интеллигентном доме просто обязаны были висеть эти репродукции. Конечно же, родом из журнала "Огонёк"?))))))))))

Брак - это труд. И прежде всего труд мысли. И он может быть счастливым даже без любви. Или по окончании любви.  Но с ней, конечно, лучше и  правильнее.

fucsia аватар

наверно) никогда  не  спрашивала....

труд....да,   труд....мозги   пухнут от  работы, чэстна но я человек умственного труда,  так что в  своей стихии)

Amadeo аватар

Кстати, в Третьяковке, во всяком случае раньше, эта картина висела над лестницей. Она достаточно большая, но можно было встать на площадку, как раз напротив нее, и рассматривать подробности. Меня поразило, как выписана свечка, которая в руках у жениха.

Варенька аватар

Не была. Но в планах значится.)))

tru-ekaterina аватар

мне мама эту картину показала впервые лет в восемь, позже закрепив мое восприятие "Бесприданницей" Островского.. эволюции, как таковой, я не отследила..

но вот сейчас мне почти уже и сорок..и я вовсе не против пусть не замуж, но  близкого знакомства с  интеллигентным, образованным, состоятельным мужчиной.. жаль только, что они в большинстве своем предпочитают молоденьких профурсеток... 

Варенька аватар

Да, у них своя эволюция взглядов)))

Маргоша аватар

       

да ладно тебе.....и не профурсеток и вовсе не сопливеньких предпочитают такие мужчины.........     

 

Варенька аватар

Список Форбс большой, и  можно подобрать мужчину под свои...достоинства, не так ли?))) 

Dinka аватар

 Похоже я безнадежно инфантильна.  Вроде мозгом все понимаю и "...с серебряной посуды омаров кушать, а лет через пяток станет прелестной обеспеченной вдовушкой ... " и все равно    Это ж как ни крути а парочку деток от этого старика родить придется, а то он и пошутить на последок может, завещав миллионы любимому сенбернару.  

Варенька аватар

Резонно.)))

Anny аватар

Ах, хорошо написано!

Варенька аватар

Благодарю, я старалась.)))

Larysa аватар

ЗАмечательный пост!

Варенька аватар

Благодарю.

венуха аватар

Спасибо! Так подробно, не рассматривала картину будучи в музее раз 100( 5 лет в университета- занятия еженедельно). Отлично пишете!

Варенька аватар

Спасибо.

У каждого предмета или явления есть своя история. И без этой истории, сами по себе, некоторые предметы и явления зачастую не представляют никакого интереса. )))

Lapka аватар

А мне жениха жалко. Ведь не любит она его. Вряд ли полюбит потом. Ну наиграется с молодым телом, а потом начнет тихо ненавидеть за то, что не стала  близкой и родной, не полюбила его душу, не благодарит за обеспеченную и сытую жизнь. 

А ей, как вдове, очень даже и неплохо в будущем можно устроится.

Варенька аватар

Вот взгляд зрелой женщины.))) Но взгляд из 21 века.)))

По тем временам любовь в обстоятельствах девушки данного сорта была непозволительной роскошью. Для благополучия в браке достаточно было мужа уважать и бояться.

Ну а  до тех пор, когда бы она вошла в силу и стала (не факт, что стала бы) хваткой горластой барыней, дедуля, думаю, просто бы не дожил.

tru-ekaterina аватар

Лапка, жениху ее любовь сто лет не надо..он достаточно умен, чтобы понимать, что девушка за него не по любви идет.. для него молодая жена - аксессуар...и возможно даже менее ценный, чем орден на груди... мог себе позволить - вот и приобрел по случаю.. ну, ИМХошечка..

Хильда аватар

Моя тема. Бальзам на мою неуравновешенную душу.

Lapka аватар

А вот станет она аксессуаром или нет - от нее самой зависит. Потому как может стать как рабыней, так и хозяйкой. 

tru-ekaterina аватар

жених старенький уже...не успеет она стать ни рабыней, ни хозяйкой... а вот аксессуаром уже стала!

Rozarita аватар

А у меня в 10 лет было две любимых картины: "неравный брак" и "сватовство майора"

Варенька аватар

Я вот не могу назвать её любимой, никак. Просто цепляет. )))

fucsia аватар

Можно стихи в  тему?

Цветаева Марина.

***

Полюбил богатый — бедную,
Полюбил ученый — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.

— Где, купец, твое роскошество?
«Во дырявом во лукошечке!»

— Где, гордец, твои учености?
«Под подушкой у девчоночки!»

— Где, красавец, щеки алые?
«За ночь черную — растаяли».

— Крест серебряный с цепочкою?
«У девчонки под сапожками!»

Не люби, богатый, — бедную,
Не люби, ученый, — глупую,
Не люби, румяный, — бледную,
Не люби, хороший, — вредную.
Золотой — полушку медную!

Варенька аватар

Замечательно.

Для себя тоже правильным считаю искать половинку среди равных. Возможно, это признак ограниченности сознания. ))) Всякий дисбаланс  ( по возрасту, происхождению, интеллекту, принадлежности  к этническим или религиозным группам, и особенно исходно полярные  финансовые кондиции) рано или поздно расшатывает конструкцию отношений. Это не безнадёжно, но требует большого труда, таланта канатоходца, что ли...

Но не могут же ошибаться миллионы женщин, активно ищущих подобного мезальянса? Каждому своё. )))

ulyana аватар

"В интеллигентном доме просто обязаны были висеть эти репродукции. Конечно же, родом из журнала "Огонёк"?"

Вы знаете, в советские времена эти репродукции висели практически во ВСЕХ домах. И не только из "Огонька". У моей бабушки была "Неизвестная" Крамского - красивая такая, заламинированная, объёмная.

Пост СУПЕР! Спасибо.

Варенька аватар

Спасибо.

"Неизвестная" Крамского тоже была визуальным "паролем" и "отзывом" приличного советского дома. )))

Сигрун аватар

У нас никогда не висели репродукции, у дочки нет постеров - не запрещено, просто не хочется.

А если о картинах - то я мало разбираюсь, но Матис - мое все Happy

Варенька аватар

Я тоже слабо разбираюсь. ))) И не претендую. Это чистые впечатления и ассоциации. Это можно и без диплома искусствоведа. )))

Напишите нам о Матисе. Исключительно интересная тема.

Малечка аватар

Варенька, когда Вам стукнет 40, обязательно напишите, что Вы увидите на этой картине! С удовольствием почитаю! Пост великолепный! А что сама я на картине вижу? Да много чего! Так, как Вы, не опишу!

Варенька аватар

Как только стукнет - пойду, присмотрюсь и тут же напишу.  Обещаю. )))

Ligia аватар

... может потому что мы "проходили" эту картину в школе и, естественно, с  идеологической "подложкой", что мол, вона как у них у богатых-то было... сплошное угнетение и т.п. - у меня она не вызвала никакого душевного отклика... Не вижу в ней  и высокой художественной  (по своим меркам) ценности. 

У меня в школе был по этому поводу забавный случай.  Где-то в средних классах писали мы изложение по теме картины «Грачи прилетели». Изложение означало пересказ от себя того, что ровненько вложила в наши ушки учительница по русскому.

Говорила она о картине пафосно,… и мы как бы должны были узреть  неоспоримую весну как необратимость процесса развития;  возрадоваться ручьям – потокам нового и прогрессивного; принять, как родных, грачей – вестников революции, ... и все в таком духе. Детишки после такого «разогрева» все, как один, признали весну лучшим временем года, грачей братьями-коммунарами,…в общем, дали бы им фломастеры, так они бы кумачовые флажки к деревьям пририсовали.

…Я поежилась и написала: «Сыро, холодно и тоскливо». 
 

                  *   *    *

Помню свою  первую экскурсию в музей, еще в советское время. Обратила внимание на эту картину, просто потому, что экспозиция была бедная... Тогда и подумала: "Вот он, неравный брак...  При таких-то художественных запасниках в Москве, в Минск передали всего лишь копию далеко не самой известной картины.... "

 

Варенька аватар

Мне, наверное, повезло. Совершенно не помню никакого идеологического давления. То ли не было, то ли я пропускала мимо ушей...)))

А "Грачи прилетели" мне нравится. Ну вот нравится, и всё. Она живая. ))) Хотя, откровенно говоря, я бы ни за что не стала вкладывать столько труда, чтобы так натурально выписать грязный снег и миллион берёзовых веточек... Но выписано потрясающе!

Alvaro аватар

 Просто шикарно написано! 

В самое яблочко! 

Варенька аватар

Спасибо.

Анна Северинец аватар

Варенька аватар

Совсем не люблю эту песню, простите. Ни в чьём исполнении.  Особенно в женском. Да и в Погудинском тоже плохо. Только актёр Александр Михайлов прилично её исполняет, тихо и без лишней "народности".  Это ИМХО.

При всём уважении к Диане - у неё получилась  грустная "Мурка".  Так и ждёшь строчку   "...и за это пулю получай" )))

Нежность аватар

Очень интересно написали! Спасибо!

Vrednaya_Julietta аватар

Помню в раннем детстве увидела эту репродукцию, она мне показалась довольно мрачной и я не рассматривала это так, как будто  пара венчается, мне казалось, что они просто в церкви молятся и все. Но жутко было. А сейчас я вижу задумчивость пожилого человека, мне кажется, что он переживает и ему хочется, но понимает, что колется. Ему хочется, чтоб она к нему искренно относилась и радовалась, что за него вышла замуж. Но не радуется, понятно почему. А она не плачущая, думает о чем-то своем и отстранена от венчания с ним. Мол:"так уж и быть, ладно, но это не долго продлится, потерплю". В наше время я что-то не видела чтобы дамочки Хью Хефнера были  унылыми. Просто ранее у девушек и женщин не было столько возможностей для самореализации сколько сейчас. Можно выйти за бедного человека, а через год он будет богатым либо сама женщина  заработает так, что на всех хватит. Сейчас можно много чего. И всем всеравно, никто пальцем тыкать не будет. 

А вот Ваше описание картины и версия видения художника данных  событий, действительно скорее всего, правдива. Многие говорят:"Почему я маму/папу не слушала". А там не только слушали , но и делали то, что родители решат. 

#
Система Orphus