Полная версия сайта Мобильная версия сайта
Тати аватар

Громницы — белорусский и сербский народный праздник, отмечается 2 февраля. В Белоруссии отмечается 15 февраля, ему соответствует Сретенье. Разница в датах получается из-за разницы календарей в православной и католических церквях.

Громницы — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свјетло».

Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.

Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она даёт им надежду на скорейшую весну.
Народное поверье гласит: на Сретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. Праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящен богу весны Громовнику, посылавшему на землю животворные первые дожди. После суровой зимы веяло робким теплом. Вот несколько белорусских поговорок: «Громницы — скидай рукавицы», «На громницы напьется петух водицы», «Громницы — половина зимицы». К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, их-то и называли громницами. У кого были пчелы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков. В Громницы их носили в церковь для освящения. Обычай этот утвердился на Беларуси во времена унии. Униатская же церковь переняла его от католической. Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Над лавкой в церкви, где лежали свечи, читалось пять специальных молитв по чину униатского требника, троекратно взмахивал над ними священник кадилом, кропил святой водой, троекратно же осенял крестом, после чего вручал свечи их хозяевам, которые зажигали их с возгласом священника «Благословенно царство!» и гасили по окончании литургического Евангелия, пряча обычно за пазуху. Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз.

Так что с праздником, вельветчане.

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Polina. аватар

О, Тати, точно! Спасибо за напоминание! И за подробную информацию. Полезно и позновательно

Тати аватар

#
Система Orphus