Полная версия сайта Мобильная версия сайта

— Лк.15:11-32

Rusya аватар

Я знаю, что на портале много верующих людей. Да и просто мудрых тоже хватает... Вот к Вам у меня и вопрос. Белка в дневнике Анфисы выложила притчу:

 

"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся."

 

Первый раз я ее прочитала в детстве со всеми остальными, которые были размещены в детской Библии... Смысл и справедливость всех я поняла еще тогда... всех кроме этой.... И ее бы могла понять, если бы не слова старшего брата: "я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка."

Почему??? Где здесь справедливость (особенно с учетом положения старшего брата)? К чему этой притчей призывает Библия? Мое детское впечатление (хотя я знала, что это не правильно, что не об этом речь): лучше быть таким(такой) как младший брат: и в жизни много интересного узнаешь, и будешь прощен, если раскаишься... А  вот таким(такой) как старший брат быть не надо: проживешь абсолютно серую и скучную жизнь, совсем без радостей и удовольствий (а если СОВСЕМ БЕЗ, то зачем такая жизнь???)

Вобщем я знаю, что Библию надо понимать своим умом и своим сердцем, но прошло уже около 15 лет с моего первого знакомства с этой притчей, а я ее до сих пор понять и принять не могу...

Пожалуйста, дайте хотябы намек на ее правильное понимание. Мне это важно

Рубрики:
Статус: Помогите советом

Комментарии

Всего комментариев (68) Последнее сообщение
Анна Северинец аватар

 Руся, я в вашем посте не по адресу, человек я не верующий, но до чего же с вашей трактовкой согласна!

Вы так здорово притчу разложили:))

Никогда в нее особенно не вчитывалась, кстати, и трагедии старшего брата как-то не замечала:))

Есть у меня маленькое опасение, что вы АБСОЛЮТНО правы в своем желании быть младшим братом:))

Спасибо вам за пищу к размышлению! Я загрузилась! 

Lesja аватар

Это в теории так легенько все у младшего. Но придти и раскаяться, начать праведный образ жизни тому, кто был совсем не праведником на практике гораздо тяжелее, да и гордость не позволяет... А еще эта притча учит тому, что Бог все прощает, если есть ИСКРЕННЕЕ раскаяние. Но это мое понимание. 

Alvaro аватар

Никто ничего не даст, пока сам не возьмешь. 

ИМХО. Старший принял свою долю раба. Младший же бросил отцу вызов, тем самым сравнился с ним, он имел собственную волю и силу, и результат здесь не главное, он лишь как повод вернуться. Не мудрено, что отец любил младшего больше. Ну это так, по человеческим меркам... 

Старший говорит явно из ревности. Отец проявляет любовь и прощение. История здесь именно об отце, на нем фокус притчи. Решением отца движет в первую очередь не столько справедливость, сколько именно любовь. Это противопоставление, как мне кажется, делается именно для усиления значения любви.

Анна Северинец аватар

Хочется, дорогие комментаторы, о старшем брате забыть и отодвинуть его в тень. Фокус, де, на отце,   на младшеньком.... Ан нет! Права Руся! Милее-то грешившие и раскаявшиеся, чем рабы!

До чего же мудра Библия, за голову хватаюсь порой! Куда мудрее, чем даже хотелось бы...

Alvaro аватар

maryka аватар

Анна, ну где написано, что старший - раб???  В притче всё наоборот - старший равен отцу, поскольку отец говорит ему "всё мое - твоё". Старший наследник - ему принадлежит все. Не раб.
Грешившие - да, они дороги, поскольку "были потеряны и нашлись".  А "старшие братья" - праведники - они наследники. Богатства, власти, будущего. 

Анна Северинец аватар

Раб - это я аппелирую к одному из предыдущих ораторов. Кажется, к Альваро:)) И, кстати ,вообще ничего не утверждаю. Мне в этой притче, оказывается, много чего непонятно:)) Кто раб ,кто не раб, кто наследник, кто право имел ,кто не имел.... Даже то ,что вы говорите, для меня ох как спорно.... насчет старших сыновей. Не может быть в Библии наследования по старшинству априори. 

Alvaro аватар

Старший сын - раб в смысле своего мышления, а не положения.

Старший не распоряжается имуществом отца, он никогда не владел тем, чем владел его брат, иначе отец не утешал бы старшего словами  "Все мое - твое". Старший, следовательно, равен наемному работнику. Слово "раб" -  утрирование. 

maryka аватар

Младший сын хоть и вернулся, но имущество своё растратил. А старший - нет. Соответсвенно, хоть отец младшего и любит , принял, но работать для того чтобы что-то заиметь, ему надо начинать сначала. А старший - всё сохранил.

В притче, я думаю, оба брата - пример. Старший верности и трудолюбия, младший - раскаяния и покоры. Каждый человек в своей жизни бывает и тем, и другим.

Alesja аватар

Притча-многогранка...

И раскаяние, и зависть, и обида, и нелюбовь...

И да - мне тоже это странно... Как, собственно, вся библейская тарктовка веры, Бога и любви (да простят меня верующие люди - но я имею право так думать, до чего додумалась за свои годы; и не надо, на всякий случай, вести со мной диспуты теологические) Happy

Анна Северинец аватар

Я - не спорить:)) Тока уточнить. Мне кажется библейская трактовка веры и Бога - она все-таки первична, нет? Или ты имеешь в виду вообще потребность человека в любом боге, будь то Зевс или Аллах, и библейский вариант этой потребности?

Alesja аватар

Для меня библия - творение рук человеческих, и отношение к ней соответствующее - мудрость, но рукотворная...

А Бог гораздо шире, чем любая человеческая его трактовка и гораздо первичнее, чем самый первый даже человек...

Анна Северинец аватар

А, ну тогда понятно.... Еще одна штука, которая никак не укладывается в мою голову. Видимо, это - краеугольная штука. Никак не могу поменять свою картину мира так, чтобы человек в ней был не первичен..... То есть не "не могу". а "не хочу". 

Lesja аватар

Старшего никто не задвигает...Каждая притча в Библии многогранна - это факт. А жизнь такую выбрал старший брат сам. И у нас, у каждого есть выбор, и есть право на ошибку. Возможно, ошибка старшего брата в такой жизни, но он ее не сознает - он лишь ревнует...И, возможно, именно потому симпатичен большинству младший, что именно он был способен признать свои ошибки.

Анна Северинец аватар

Так вот тут-то и интерес. А где ошибка? Получается, по логике, что она где-то есть, эта ошибка, но вот где? ревность - понятно, гордыня - понятно, но это ж уже все после, после того, как обнаружилась несправедливость отца.... Или нет этой несправедливости? Или надо было старшему брату тоже привести барана возлюбленному брату своему и ни на какое вознаграждение отцово не рассчитывать?

Вот уж и правда, Наташа Белка, Георг, расскажите же нам!

Natali16 аватар

И я о Белке подумала  Очень интересно мнение верующих людей

Lesja аватар

Ошибка может быть и в том, что старший брат всегда ревновал, всегда ждал похвалы отца, и внутренним мотивом было желание заслужить награду, а не просто чистая любовь к отцу и брату. Младший был готов стать хоть слугой у отца, старший же ждал материальных благ для себя.

Анна Северинец аватар

Понимаете, не сказано ведь в притче, что он до того как ревновал. Ставлю себя на место старшего брата. И сдается мне, человеку, вообще ничего не ждущему от родителей, что было бы тоже мне обидно:)) Не потому, что жалко младшему, а потому, что и вправду странно:))

Lesja аватар

Все мы люди, и понятно, что нам присущи и обида, и ревность, но ведь вера учит нас совершенствоваться. 

Если поставить себя на место старшего - все же моей первой мыслью было бы, как хорошо, что брат вернулся - никогда не жду от родителей наград-похвал, им огромное спасибо, что жизнь дали.     

Ну, и, конечно, ждем Белку. Надеюсь, она нам разЪяснит. 

Белка аватар

Пища для размышления каждому. И до конца понять вряд ли можно. 

В чем обделили старшего брата? Он всегда жил в достатке и радости, никогда не испытывал нужды. А брата простить не захотел, не понял, что младший сам не ведал, что творил. У старшего не было такой беды, как затмение разума. Мы ведь тоже часто требуем такой справедливости, не думая, что на самом деле пережил тот, кого простить не хочется, а хочется сказать: вот, получаешь по заслугам, так тебе и надо. А потом пинать его еще временами. 

Каждый участник выносит из событий свой урок, каждому есть во что вглядеться в себе и подумать. 

А знаете, еще интересно представить, а кто в этой притче Вы? 

Rusya аватар

А если пофантазировать по другому: младший брат желал материальных благ, разгульной жизни со свеми ее удобствами... а потом деньги закончились и вот только тогда наступило расскаяние (иначе и не наступило бы вовсе..)

А старший подумал об отце, о том, что если он заберет и свою часть, то для отца это верная смерть от голода....

В общем понимание у меня пока не пришло.... а вот таки противоречащих друг другу трактовок уйма...

Xindi аватар

        правда не всегда там где ей памятник  ))) 

Rusya аватар

Девочки! О ревности старшего брата не нужно говорить: притча об этом умалчивает, а значит не о ней здесь речь (он на мой взгляд не ревнует, а задает очень даже резонный вопрос)

Если бы старший брат повел себя как младший - семья бы оказалась в нищите, поэтому принижать его до уровня раба тоже несправедливо на мой взгляд

Lesja аватар

С мужем читаем "Закон Божий" - там есть о ревности старшего .

Ну и, на мой взгляд, логично, что брат должен порадоваться за брата сперва, а не думать, мол, а чейта ему праздник, а мне нет... Это ж семья, одна кровь...а тут чистый эгоизм. 

Rusya аватар

но ведь "отче! дай мне следующую мне часть имения" - и в одиночестве растраты этого имения на себя любимого - это чистейшей воды эгоизм!! так почему одному прощается, а другому нет?

Lesja аватар

Младший попросил ту часть имения, которая положена ему. Старший не брал ничего. И отец не просил его оставаться и помогать работать. И раскаяние было только от младшего. Старший просто, как правильно КоМо выразился судил по разумению земному. Он судил так, как виделось правильно ему, младшему дал, мне не дал. Это как дети дерутся за игрушки...

Mee аватар

Руся, солнышко. Младший упал очень низко. ОЧЕНЬ! Он стал  противен всем читателям, но он ОСОЗНАЛ свою ошибку, он раскаялся так, что был годов жить со свиньями и прислуживать. Его жадность привела его у нищете и унижению у лишению к жалкому состоянию... но эта же жадность сделала его человеком, он понял, он принял и извлек свой урок.

А старший не знал таких лишений, по этому и радости отца о "душевном росте" понять не мог. по этому и завидовал. потому что младший уже путь прошел, а старший только на него вступил...

Mee аватар

Как и всегда в последнее время - хм....

Зорко только сердце. Эту притчу умом не одолеть, и без веры тоже.

Я не могу переложить ее на себя, но я могу сказать, что я ее понимаю так: предположим, младший умер. Лежал труп в могиле... и тут воскрес... Меняется восприятие?

Rusya аватар

и вот если бы был в могиле или страдал из-за несправедливости, то тут все просто... а вот он же "младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно", т.е. мы знаем, что человек пожил в свое удовольствие и мы его за это прощаем, а вот тому, который рядом и старается ничего не позволим, зачем, ведь "ты всегда со мною", вот и радуйся???  

не понимаю, не принимаю....

Mee аватар

Выше ответила. Вы судите с точки зрения ЭГО ,а библия - сострадания, прощения и любви...

Kozlik Mozlik аватар

Вы не принимаете этого потому что в современном обществе стяжательство - главная ценность. В то время как в оригинальной концепции трактовка такая: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Растовщичество, стяжательство, эксплуатация ближнего - жизнь не трудом своим -считаются тягчайшим грехом - отвлекающим человека от бога, так как идя этим путем человек развивает в себе гордыню, грех, избавится от которого невозможно. Даже каясь, льет грешник воду на колесо своего величия.  

Kozlik Mozlik аватар

смысл для гормональной среды пожилого человека, он для юношества слишком нелогичен, несправедлив, в то время когда 2+2 сияют светом неоспоримой истины. 

Это вот о чем: 

Есть злой недуг, - видал я под солнцем, -
Богатство, хранимое на беду владельцу!
А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, -
Породивши сына, он тому ничего не оставит,
Ибо как вышел он наг из утробы материнской,
Так вернется, чтоб уйти, как пришел,
И за труд свой в руке унести ничего не сможет.

Можно сказать история о истинных ценностях. О любви из сердца - против логики из разума. О непостижимости путей господних. И конечно о тщеславии человеческом, которое берется судить их, эти пути, по разумению своему земному. 

olga- аватар

Все мы здесь для совершенствования нашей души, что бы стать подобными отцу нашему,побороть в себе все пороки. Младший пошел по пути совершенствования, старший не дошел еще до этого.Вот  отец и возрадовался младшему и дал ему вознаграждение. 

Alvaro аватар

Наверное, в этой притче есть еще один смысл, и он не об этике. 

Уход в другую страну - рождение. Часть имения - талант, потенциальные возможности человека.  Потери и страдания - жизненный опыт. Возвращение к отцу - смерть. Это словно весь цикл жизни человека. И в конце нет страха, а есть лишь любовь отца. 

Старший брат - тот, кто боится познания. 

З.Ы. Всвязи с этой притчей еще вспоминается поговорка "За битого двух небитых дают". 

Natali16 аватар

Интересная интерпретация

Rusya аватар

 olga-,  Alvaro, обЪясните же мне тогда, что бы было с отцом, если бы оба сына забрали свои части имения??? нищая жизнь? голодная смерт? а ведь это бы было, с этим не поспоришь 

Kozlik Mozlik аватар

Его бы небыло в этой притче. 

Alvaro аватар

Да, оба сына могли бы поступить так. И отец остался бы ни с чем, в надежде на любовь сыновей. Возможно, кто-либо из них заботился бы о нем.  Если бы оба сына отвернулись бы от него и отец умер голодной смертью, то и это был бы замечательный в своей жестокости урок сыновьям. Возможно, самый лучший урок. ИМХО.

Rusya аватар

Еще раз напомню, на всякий случай, что мы говорим о Библии))

и если бы притча учила нас забрать у родителей все причитающееся нам и пойти "получать замечательный в своей жестокости урок", то не было бы в ней других притч, которые учат почитать своих родителей

ИМХО не в этом смысл притчи, но я уверена, что он есть

Alvaro аватар

Вероятно, Вы ищете тот смысл, который Вам удобнее было бы принять. 

Белка аватар

Мне кажется, что отец в этой притче – Бог. Отца невозможно оставить без имения. У Бога всего много. А часть имения - духовное богатство младшего, которое он бездарно растрачивает.

Rusya, за тему – огромное спасибо! Столько полезного!

Rusya аватар

Еще раз уточню свою позицию: я обсолютно согласна с притчей и всеми, кто пишет в коментариях, что младшего брата надо понять, простить и вернуть к родному очагу - это для меня бесспорно и это я принимаю!!!

я непонимаю неравенства, созданного отцом  между двумя братьями, и обЪяснения этого я к сожалению до сих пор не вижу

Со словами, что младший стал на ступень выше, чем старший тоже не могу согласиться: в притче не сказано ничего о том, на какой ступени старший брат, возможно это достаточно мудрый человек

Kozlik Mozlik аватар

Так это и есть нелогичность любви. Слабому дали больше чем сильному. Праведного оставили в праведности, гадкого утенка подсади себе на спину. 

В общем уроки библии - полный дзэн.  Их не надо логикой трогать. Их бы сердцем пережить. 

Rusya аватар

Вот за эту мысль большое вам спасибо) о такой аспект я в голове не прокручивала, это повод для размышлений... хотя и в его правильности я пока не уверена

Белка аватар

Да.

Mee аватар

Руся, Вы меня разочаровываете этим "Со словами, что младший стал на ступень выше, чем старший тоже не могу согласиться: в притче не сказано ничего о том, на какой ступени старший брат, возможно это достаточно мудрый человек"...

Старший ревнует К БРАТУ, а младший готов жрать со свиньями, ради прощения отца... У кого ступень выше????

"я не понимаю неравенства, созданного отцом"

они равны... в этом соль. младший страшный больной и нищий, а старший жил при отце в достатке. Почему так случилось - не важно, но отец любит их одинаково, по этому радушно встречает того. который заблудился, но нашел дом. Вот и все.

Анна Северинец аватар

Сравнивать, кто выше, в любую пользу, вообще не по-христиански, вы не находите? меня всегда настораживает стремление верующих людей (без личностей, так, вообще) представить дело таким образом, что тот, кто верует (кается, жрет со свиньями), тот лучше. 

Это гордыня. Нет?

Alvaro аватар

«Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу…»

Чем он мудр? Тем, что не рад был возвращению брата настолько, что не мог войти в дом? Тем, что в сердце допустил такое раздражение решением отца? Это не мудрость, это затмевающий разум эгоизм. 

Lesja аватар

Так а где неравенство? Если бы это случилось со старшим, уверена, отец поступил бы также! 

И старшему явно есть куда расти - хотя бы потому, что он осуждает отца, ревнует, но не раскаивается в грехах своих. Мудрый бы промолчал, принял брата и обрадовался его возвращению.

Elohim аватар

Rusya,   прежде всего, это вовсе не притча об отдельном грехе. В ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе.

 

bludnyy_syn.jpg

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

 ЧИТАЙТЕ  Rusya,  ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ  ЗДЕСЬ -

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82%D0%B0)

http://www.metropolit-anthony.orc.ru/soul_put/put_5.htm

 

 

#
Система Orphus