Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Гений? Архитектор. Женщина! Заха Хадид

оlя аватар

Все здравствуйте!!!

МОЙ КУМИР

Заха Хадид - одна из самых известных личностей в современном мире архитектуры и дизайна, едва ли не единственная мэтресса в патриархальном цеху планетарного зодчества. Она единственная женщина, которая удостоилась Притцкеровской премии - наивысшего признания цеха архитекторов. Творческая звезда уроженки Багдада и британской подданной взошла именно на западе, впоследствии озарив и родной ей восток…

26101.jpg

__Заха Хадид родилась в Багдаде 1950 г в семье промышленника. Постигала высокую архитектурную грамоту в школе Архитектурной ассоциации Лондона у знаменитых мастеров Рема Колхааса и Элия Зенгелиса. Она пошла по этой дороге и сразу заработала нелестные отзывы от практикующих мастеров– «эксцентричная чудачка», а ее проекты считались не подлежащими воплощению. Однако Колхаас увидел в ученице «планету на своей собственной орбите» и в 1977 году привлек ее к работе в своей мастерской «ОМА». Через три года Заха Хадид основала собственную архитектурную фирму «Zaha Hadid Architects» в Лондоне.
Больших заказов долго не было. Фирма занималась «мелочами» (бары, мебель, дизайн выставок, горнолыжный трамплин), которые признавались выдающимися, но чересчур радикальными, а архитектурные идеи – слишком сложными и нереальными. Хадид оставалась"бумажным" архитектором.

Ситуация кардинально изменилась лишь в 1999 году, когда в Цинциннати (США) по проекту Хадид началось строительство Центра современного искусства:

zaha_12.jpg

44679.jpg

__Центр открылся в 2003 году – и посыпались заказы и приглашения на большие конкурсы, где ее конкурентами становятся самые выдающиеся мастера, включая учителя Колхааса. Заговорили о ее версии архитектуры как искусства, когда создается уникальный зодческий «образ», ведущий из тупика постмодернистской и деконструктивистской архитектуры. Гланое в ее проектах – не принципы эргономики и функциональности (они учитываются, но отходят на второй план), а собственный формальный язык – среднее между метафорой и абстракцией. Хадид не укладывается ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного.

                                                                                         

                                                                                  ПРОЖЕКТОР

В огромном неотремонтированном классе сидело человек семьдесят очень молодых людей. «Простите, это и есть мастерская знаменитой Захи Хадид?» – изумилась я. «Да. А что вас удивляет? Вон ее место – розовый стул в третьем ряду с края. Она только на переговоры в отдельный кабинет уходит».
«Но ведь у розового стула нет компьютера!» – удивилась я. «А Заха от руки все рисует. Говорит, только рука устанавливает связь между сознанием и подсознанием».
В этот момент из дальних комнат школы раздался требовательный низкий клич: «Хей!» К двери мгновенно кинулись несколько женщин. «Недовольна!» – расплывшись в улыбке, перевел собеседник. «Трудно с ней, да?» – посочувствовала я. «С ней необыкновенно. Заха не признает компромиссов».
Та, кого я увидела спустя часы ожидания, и близко не напоминала знакомый по фотографиям образ самой знаменитой в мире женщины-архитектора. Вместо привычного образа Захи – крупногабаритной восточной дамы с волевыми чертами лица – напротив меня за длинным, метров 30, белым столом в невообразимой одежде (затейливый шоколадного цвета камзол с высоким испанским воротником) появилась дышавшая духами и туманами сногсшибательная Инопланетянка.
Слово «сногсшибательная» очень точно описывает мое впечатление: самые красивые из виденных мной женщин (в большинстве годившиеся ей в дочери и внучки) не шли с ней ни в какое сравнение. Женщина с глазами-прожекторами и разбросанными по плечам волосами несла в себе что-то настолько значительное, что мгновенно превращало все окружающее в слабый аккомпанемент. Прожекторы искрились, вспыхивали, освещали и выжигали все, что оказывалось перед ними. Под их фантастическим светом стоять было трудно, празднично и страшно одновременно – как в свете софитов на сцене...

– Что ж вы в дверях замерли? – молвила Инопланетянка низким голосом. – Проходите.

– Дело в том, – запинаясь, пролепетала я, – дело в том, что я не знала, какая вы красивая. Вы просто невообразимо красивая. Я не была к этому готова...

– Берегите себя, – без улыбки ответствовала Заха, скользнув по мне прожекторами. – Искренность дорого оплачивается.

...

– Как ваша категоричность сочетается с необходимостью отвечать запросам клиентов?

– Послушайте, если заказчик ко мне пришел, он должен понимать что-то о том, что я делаю!

– Понятно, что после вручения вам самой престижной архитектурной премии мира, Притцкеровской, вас слушают. Но ведь так было не всегда, правда?

– Неправда! Я всегда говорила, что архитектура – это не обслуживающая дисциплина. Это дисциплина формирующая!

– Но ведь в вашей уже почти тридцатилетней карьере были периоды спада и подъема. У вас даже на выставке целый раздел – «Оставшееся в проектах». Что давало вам силы на протяжении долгого времени, когда проекты не воплощались в жизнь, не опускать голову?

– Я говорила: что ж, пока меня не поняли. Все это вернется. Рано или поздно. В форме готового проекта, как Пик в Гонконге или Курфюрстендамм в Берлине, или, по крайней мере, в виде идеи. Идеи не пропадают. Они просто ждут своего времени.

– И вы никогда не сомневались в том, что это время настанет...

– Ну конечно, я бывала временами очень подавлена. Но чтобы двигаться дальше, надо двигаться! Верить, что рано или поздно ты победишь... Моя команда всегда в меня верила. Все, кто со мной работал. Какие бы ни были неудачи, провалы, простои. Было десятилетие, приблизительно с 1993 по 2003 год, когда большинство моих проектов оставалось на бумаге. Но люди не хотели от меня уходить. Это нельзя не оправдывать. Это дорогого стоит. Это вообще самое дорогое, что у меня есть...

– Меня, надо сказать, поразил возраст ваших сотрудников. У вас удивительно молодой офис...

– Потому что я люблю людей с горящими глазами! Большинство людей, к несчастью, с возрастом теряют способность к горению.

– Горение – это талант?

– Его необходимая составляющая.

– А талант – вы его сразу в человеке видите?

– Понимаете, когда преподаешь, проблема таланта становится существенно более сложной. Человек может начинать очень слабо – и потом взмыть вверх, как ракета. Или обладать роскошными исходными данными – и никак их не воплотить. Поскольку я преподаю в трех университетах вот уже почти тридцать лет, я весьма осторожна в своих высказываниях. Талант – это семя внутри. При неправильном обращении может зачахнуть. Может прорасти и пожрать обладателя...

– Вы свой талант ощущали как бонус судьбы или как бремя?

– Хм... (Долгое молчание.) А у меня что, был выбор? Этот выбор человеку не предлагается. Нам всем ничего не остается, как рано или поздно принять себя как данность. Все. Дальше остается работать. Делать свою очень обычную – или очень необычную – работу. То есть думать вовне, а не внутрь. (Взгляд в упор.) Думаю, это самый правильный вариант строительства жизни с соблюдением необходимой техники безопасности.

...

– Счастливчик – это, по-вашему, кто?

– Человек, которому выпадает много шансов. У всех бывает время подъема и спада. Главное при этом – не останавливаться и понимать, что ты на правильном пути. А счастье, оно разное. Есть люди, для которых счастье

– это семья и дети...

– Вы верите в женщин, понимающих счастье иначе?

– Не в этом дело. Просто есть женщины, которым этого хватает. И те, которым этого в любом случае было бы мало. Я из вторых. (Долгое молчание.) Конечно, у каждого есть поле неосуществленного. Вопрос в том, чтобы мудро его заполнить... Если подумать, каждому дается шанс встретить нужных людей, оказаться на нужном месте. Дальше уже твой выбор. Воспользоваться или нет. Если полагаться исключительно на свои чувства, решения принимать сложно. (Сверлящий взгляд в упор.) Потому что правильные решения требуют холодной головы. Если ты хочешь стать тем, кто решает, а не тем, за кого решают, придется в любом случае приглушить эмоции и включить голову.

...

– А расскажите мне: как надо вдохновлять? За вами ведь следует огромная команда из трехсот человек...

Собой. Иначе чем? Нужно быть честолюбивым. Амбициозным. Но не в отношении личной славы, а в стремлении совершить открытие!

Отрывки из интервью Марии ВАРДЕНГИ.

 

...Заха Хадид строит 170-метровую стеклянную башню с офисными помещениями, трехэтажную галерею и шесть жилых домов в Милане, небоскреб в Марселе и другой – «лежащий», похожий на упавшее дерево, – в Монпелье, железнодорожную станцию в Неаполе, «танцующие башни» в столице ОАЭ Дубаи, музейные здания, мосты, библиотеки. Всего не перечислишь: планирование работ бюро Заха Хадид ведется уже на 2021 год и дальше, а строящихся крупных объектов до этого времени – 16.
Никто теперь не скажет, что среди женщин нет великих архитекторов. Сегодня она одна из главных фигур в «звездном параде», шагающем в историю архитектуры уже ХХI века.

Заха Хадид прославилась не только авантажными архитектурными проектами, но и своими живописными и графическими листами, а также работами в области дизайна интерьеров, мебели, посуды:

   berlin-2000-the-dead-zone.jpg

     wmf_cutlery_zaha-hadid-architects_4.jpg                        arh-d.jpg

 

21.jpg    

ZHA_Lilas-Installation_LH_0071.jpg

 

988_wh_0106_30.jpg    988_cp_hb_0605_24.jpg  Центральное здание завода BMW, Лейпциг, Германия

 

maxxi-rome-zha-0184.jpg  

Национальный музей искусств  MAXXI, Рим, Италия

 

50478.jpg   Спиральная башня, Барселона, Испания

 

zha_the-opus-dubai_e-05.jpg   

65631.jpg

Офисный комплекс, Дубаи, ОАЭ

 

zaha-hadid-01.jpg   Поект "идеального" дома

 

 

 

Я восхищаюсь этой АРХИженщиной!!! Единственное что смущает в её архитектуре это то , что такте экстравогантные сооружения немного не вписываюся в окружающий их архитектурный онсамбль. А может это и плюс?)) Вот как здесь, например:

zha_1499_soho-city-china_east-perspective-2.jpg     zha_hoxton-square-1.jpg

   20632.jpg

 


 

 

 

 

 

 


 


 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (11) Последнее сообщение
Xindi аватар

ГЕНИЙ !!! спасибо за "Прожектор" - каждое слово в Архитектурную Библию Thumbs Up Thumbs Up

оlя аватар

Yes Это отрывок из интервью))

Xindi аватар

"Единственное что смущает в её архитектуре это то , что такте экстравогантные сооружения немного не вписываюся в окружающий их архитектурный онсамбль" - Гении - это люди с малекулами будущего в крови , с тем , что нам еще не осознать , с тем , к чему мы идем ... Они как маяк и путеводная звезда - может исчезнуть тогда когда мы поймем направление движения или дойдем до него , но если бы их не было - мы стояли бы на месте

оlя аватар

Это понятно, но.. можно построить "космический корабль" и окружающую архитектуру увязать в одно целое, тогда он не будет казаться "чужеродным телом" как на предпоследнем фото. Хотя я там не была Don't Know Happy

Xindi аватар

а меня , вот , что-то , не смущает Pardon ...

Вот аватар

Сразило наповал! Rose

оlя аватар

И ещё я ей немножко не верю, что она полностью счастлива без семь и детей. Вот она получила всемирное признание как величайший архитектор современности, получила Притцкеровскую премию, уже ВОШЛА В ИСТОРИЮ! И вот с премией она приходит домой..и что дальше? А если бы её поддерживал любимый муж, дети бы сказали: "Мама, ты у нас самая-самая лучшая!!" Думаю, радость от полученной премии возросла бы в сто раз!

Xindi аватар

вот согласна с pravda_ ... мужское начало как факт Happy и даже не в вопросе о семье и детях - просто Женщины так не строят и не думают ... она конечно же неуютно себя чувствует в вопросе "О семье" ( ростили и воспринимали то ее как девочку , привили все эти женские правила ) , но по-сути это не ее "мамонт" . ( ИМХО )

pravda_ аватар

я думаю, что в этой гениальной голове нет места для женской жизни Happy

Natali16 аватар

Молодец, Оленька! Интересно было почитать!

оlя аватар

Спасибо)) Winking

#
Система Orphus