Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Путешествия на автомобиле по Европе

Morgenstern аватар

Границы

Границы между странами Евросоюза - формальность, часто граница обозначена лишь дорожным знаком «название страны». При въезде в страну на автобанах размещаются знаки с обозначением допустимых в этой стране скоростных режимов.

Паспортный и таможенный контроли отсутствуют, но иногда на границе или в приграничных районах рядом с пунктами оплаты за дороги могут дежурить полицейские или иммиграционные службы - они производят выборочную проверку автомобилей.

Исключениями являются: Швейцария, не входящая в Евросоюз, но входящая в Шенген-зону, и Андорра, которая является зоной беспошлинной торговли. На границе с этими странами размещаются посты пограничного и таможенного контроля, но проверку они осуществляют либо выборочно, либо по заявительному принципу.

Арендованные машины с номерами Евросоюза проверяют редко, машины на белорусских номерах - практически всегда.

Плата за дороги

В большинстве европейских стран существуют дороги с платными участками.

Важно знать, что почти любая из платных дорог имеет бесплатного дублера. Для поездок на большие расстояния предпочтительнее выбирать, конечно же, скоростные автобаны, но для знакомства со страной иногда имеет смысл проехать и по бесплатной дороге - они, как правило, очень живописны, и, несмотря на дополнительное время в пути, можно получить огромное удовольствие.

В таких странах, как Швейцария, Австрия, Чехия и Словакия плата за использование автобанов взимается в виде наклейки на лобовое стекло автомобиля - виньетки, которую надо купить до въезда в страну. Виньетки, как правило, продаются на заправках, их стоимость зависит от страны и срока действия. Из неприятных нюансов - у швейцарской виньетки минимальный срок действия один год и цена около 33 евро (40 швейцарских франков, 2014 год).

В Германии, Голландии, Бельгии, Литве и Латвии дороги бесплатны. В Польше - существуют платные участки.

Во Франции, Италии, Испании автобаны платные. Средняя цена - 0,7-0.8 евро за 10 км. При въезде на автобан расположен многоканальный пропускной пункт, подъехав к которому водитель нажимает кнопку и берет талон. При съезде с автобана находится многоканальный пункт оплаты, где с вашего талона будет считана информация о пройденном расстоянии и рассчитана сумма платежа. Оплатить можно банковской карточкой, банкнотами и монетами. Въезд и выезд ограничен шлагбаумами, которые открываются после взятого талона и произведенной оплаты соответственно.

Пункты оплаты оборудованы тремя различными видами пропускных каналов, поэтому, подъезжая к пункту оплаты, обращайте внимание, какую из полос движения вам лучше занять.
Существуют полосы, оборудованные системой автоматического считывания оплаты с приобретенных заранее абонементов и обозначенные буквой «Т» (в Италии эта система называется Telepass, во Франции - Telepeage), по такой полосе вы проехать не сможете.

Есть каналы с оплатой при помощи автомата (надписи на автомате с последовательностью действий дублируются на английском языке). Все автоматы выдают сдачу, но есть ограничения на принимаемые монеты - минимальный номинал 10 евроцентов, и банкноты - максимальный номинал обычно 20 евро. Белорусские банковские карточки в некоторых автоматах могут не сработать.
Также есть каналы с «ручной» оплатой - непосредственно оператору пропускного пункта. (рекомендую для путешествующих впервые).

Иногда встречается другая разновидность пунктов оплаты - в тех местах, где на небольшом промежутке автобана расположено много съездов с него. Чтобы каждый из съездов не оборудовать собственным пунктом приема талонов, устанавливается один полноценный пункт оплаты при первом возможном съезде, а далее фиксированная сумма оплаты взимается за проезд по каждому из небольших участков дороги между съездами. Как только съезды заканчиваются - вы берете новый талон и продолжаете движение по автобану.

Такая система применяется при движении по автобану рядом с крупными городами, например, с Миланом.

Также из трех таких платных участков состоит часть дороги А8 на Лазурном побережье Франции, так как на небольшом расстоянии расположено много съездов - в Монако, Ниццу и Канны, поэтому там приходится делать остановки через каждые 10 минут, чтобы закинуть в очередную «корзинку» 0,9 - 2,2 евро. Обратите внимание - эти автоматы не принимают банкноты, и, если у вас нет монет, можно расплатиться только кредиткой.

В случае возникновения проблем в автоматическом пункте оплаты нажимайте кнопку связи с персоналом, к вам подойдет сотрудник и окажет необходимую помощь. Не забудьте при возникновении проблем включить «аварийку», чтобы не создавать за собой очередь.

Несмотря на то, что трех- или четырехполосная автострада расширяется до 10-15 полос с турникетами, иногда там образуются пробки - особенно в час пик при съезде в крупные города.

Также к платным участкам дорог относятся некоторые тоннели и мосты.

В Европе есть два тоннеля, оплата за проезд по которым достаточно высока - 43,10 евро (лето 2014 года). Это тоннель Mont Blanc под горой Монблан и тоннель Frejus под массивом Мон-Сенис, причем, если вы планируете ехать по одной из двух автострад Лион-Милан, то на вашем пути неизбежно будет один из этих двух тоннелей. Посмотрите на их расположение:

21.jpg

Также в Европе есть несколько тоннелей с меньшей стоимостью проезда, но тоже взимаемой отдельно - Сен-Бернар на трассе Е27 между Италией и Швейцарией (25 евро), тоннель Дель Кади на трассе из Андорры в Барселону (13 евро) и ряд еще более дешевых, до 10 евро.

По большинству тоннелей вы можете самостоятельно проехать на автомобиле, но существует и другой вариант - железнодорожный «паром». Такой тоннель находится в Австрии, в горах Восточного Тироля. Эта информация может пригодиться тем, кто катается на горных лыжах, поэтому показываю на карте:

22.jpg

Проезд по этому тоннелю не представляет сложности - машины по очереди заезжают на платформу железнодорожного состава, пассажиры и водители пересаживаются в комфортабельный вагон, и поезд проходит в тоннеле, время в пути - полчаса, стоимость проезда (2014 год) - 17 евро. Проблема заключается только во времени - тоннель открыт только днем, а поезда ходят примерно раз в час.

АЗС и цены на бензин

Если вы планируете путешествие по нескольким странам, рекомендую посмотреть таблицу средних цен на топливо в странах Европы: http://fuel.priceinf.com/ru. Например, в Италии бензин примерно на 25% дороже, чем в граничащих с этой страной Франции и Австрии.

Цена на бензин всегда выше на автострадах по сравнению с ценой в населенных пунктах, особенно небольших. В горах бензин обычно дороже, чем на равнинной местности из-за дополнительных затрат при его транспортировке, и АЗС встречаются реже.

Крупные компании, как правило, предлагают более разнообразный сервис на заправочной станции, и цена на бензин у них незначительно выше.

Обратите внимание, что на одной и той же АЗС могут быть колонки с разными ценами на один и тот же вид топлива, разница составляет примерно 6-8 евроцентов за 1 литр. Если вы выбираете более дорогой вариант, то заправку вашего автомобиля производит сотрудник АЗС, он же принимает оплату. В более дешевом варианте вы самостоятельно заправляете автомобиль и производите оплату в кассу или кредиткой. В отличие от наших АЗС, в Европе оплата за бензин в кассу происходит всегда после заправки автомобиля.

Также существуют полностью автоматизированные АЗС, они расположены в населенных пунктах и на дорогах местного значения. Оплата происходит по банковской карте (отдельные автоматы принимают и банкноты), бензин стоит несколько дешевле. В этом случае иногда бывает, что на карточке сначала блокируется определенная сумма (указана на колонке), по факту заправки списывается оплата, а остаток затем разблокируется.

На автобанах находятся информационные знаки с указателями километража до ближайшей АЗС, а при подъезде к очередной заправке - с информацией, сколько километров до следующей станции. Иногда встречаются электронные табло, информирующие не только о расстоянии до нескольких ближайших АЗС, но и с ценами на бензин на них.

АЗС на автобанах обычно размещены в составе комплекса с кафе и магазином. Использование туалета может быть: полностью бесплатным (часто) или платным (редко), а также  добровольно-платным (по желанию можно положить монетки в тарелочку человека, убирающего туалет) и условно-платным (при оплате вы получите ваучер на сумму оплаты - обычно 0,70 евро, который можно использовать в магазине или в кафе на любой из заправок этой сети - эта система практикуется в Германии и Австрии).

Штрафы

Предполагаю, что вы не будете проезжать перекрестки на красный свет или садиться за руль в нетрезвом виде, поэтому остановлюсь на тех нарушениях, которые происходят из-за невнимательности и на тех штрафах, которых можно избежать.

Самые распространенные нарушения - это несоблюдение скоростного режима и неоплата парковки.

Информация о максимально допустимой скорости обычно расположена на информационных щитах при въезде в страну, а также на знаках, расположенных вдоль дороги. Наиболее распространенные лимиты - 130 км/ч на автобане и 50 км/ч в городах.

Нарушения фиксируются при помощи фото-радаров, сумма штрафа зависит от законов страны и размера превышения. Полиция обрабатывает штрафы по номеру автомобиля, а затем высылает их по почте. Средний размер штрафа за превышение скорости - 100-200 евро, поэтому будьте внимательны.

В случае арендованного автомобиля штраф поступает в прокатную компанию и, вероятнее всего, будет автоматически списан с вашей кредитной карты, использованной при бронировании.

Парковки

В большинстве населенных пунктов парковки платные.

На открытых специализированных стоянках или в подземных паркингах исключена возможность неоплаты, так как они оборудованы шлагбаумами на въезде и выезде. При въезде вы должны взять талон, перед выездом - оплатить его в кассе или автомате, а при выезде вставить его в автомат, который управляет шлагбаумом.

Основные ошибки, совершаемые при оплате парковки, происходят на парковке, расположенной вдоль дороги. В этом случае для оплаты  используется парковочный автомат, который выдает талончик в зависимости от суммы загруженных в него монет. На талоне указано время, до которого ваша парковка считается оплаченной, и этот талон вы должны разместить на приборной панели автомобиля так, чтобы его было видно через лобовое стекло.

Тариф зависит от месторасположения парковки и может составлять 0,50-5 евро в час, средний тариф в туристических местах обычно 2-3 евро в час или 15-30 евро в сутки. Случаются и неприятные сюрпризы, к примеру, цена за сутки парковки в центре Амстердама - 60 евро.

Обращаю ваше внимание, что полицейские службы, контролирующие оплату парковки, работают на удивление четко и быстро, поэтому рекомендую не пренебрегать оплатой, даже если вам надо оставить машину «всего на пять минут».

Определить, является ли платной парковка у проезжей части можно по знакам и по цвету разметки, но, к сожалению, правила в каждой стране разные, например, в Италии белая разметка означает бесплатную парковку, а во Франции - в сочетании с надписью «payant» - платную.

Штрафы за неоплаченную парковку в среднем составляют 20-30 евро, часто полицейские их выписывают вручную на месте и оставляют под стеклоочистителями автомобиля. В некоторых случаях полиция может заблокировать колесо вашего автомобиля блокиратором, в некоторых - увезти эвакуатором на штраф-стоянку. Разумеется, чем более сложные меры предпринимались полицией, тем большую сумму вам придется заплатить.

К числу распространенных ситуаций, приводящих к штрафу за парковку, относится неправильно рассчитанное время, ведь очень сложно предугадать, сколько времени будет затрачено на изучение местных достопримечательностей, а предоплату нужно сделать заранее.

Обратите внимание, что многие парковочные автоматы не выдают сдачу и не принимают банкноты, поэтому монетами стоит запасаться впрок. Некоторые автоматы не имеют надписей на английском языке. В определенных случаях ограничено время даже платной парковки.

В некоторых местах можно оставлять автомобиль только на определенное время (либо - на определенное время бесплатно, далее за деньги). В этом случае вы должны использовать циферблат, который по умолчанию присутствует в арендованной машине, или может быть куплен на АЗС, если вы путешествуете на своем автомобиле. На циферблате надо выставить время начала парковки.

Вся эта информация содержится на информационных знаках, изучайте их внимательно.

Во многих европейских городах существует система перехватывающих парковом - park and ride, обозначаются P+R. Как правило, это большой парковочный комплекс на окраине города, где можно оставить автомобиль на стоянке с не очень высоким тарифом. От этого комплекса организованы очень удобные трансферы в центр города, поэтому если город позиционируется как пешеходный, имеет смысл воспользоваться этой системой.

Пару случаев из собственного опыта :

В Барселоне запрещено парковаться на улицах неподалеку от футбольного стадиона во время проводимых там матчей. Узнать об этом можно только владея испанским языком, так как надписи на английском отсутствуют. Приехав за пару часов до начала игры, мы поставили машину среди прочих других автомобилей, большинство из которых, как выяснилось, благополучно уехали до запрещенного времени, нашу же машину увез эвакуатор. Час на поиски машины и выяснение ситуации, пару часов на поиск полицейского участка и оформление документов, штраф 200 евро.

Прочитав надпись на парковочном автомате «тариф с 8.00 до 14.00 - 1 евро в час» в 16.30, мы сделали логичный вывод, что с 14.00 парковка бесплатна, но не дочитали табличку до конца. Как оказалось, бесплатный период заканчивается в 16.00 и далее до вечера тариф все тот же 1 евро в час. Элементарная невнимательность, 25 евро.

Прочая информация

Для комфортного путешествия важнейшим аксессуаром является автомобильный GPS -навигатор. Я рекомендую не брать его в прокате, а купить и привозить с собой - это окупится буквально за пару поездок.

Будьте внимательны - в городах и на трассах (кроме автобанов) на проезжей части много велосипедистов.

При движении по автобану крайний левый ряд используется только для опережения, а не для движения в свободной полосе, поэтому правилом хорошего тона является движение в правых рядах.

При проблемах с автомобилем на автобане следует остановится в месте, которое обозначено знаком SOS - оно оборудовано связью со службой помощи на дорогах.

В случае небольшой аварии не имеет значения, кто виноват - у каждого из участников ремонт автомобиля покроет собственная страховка.

Очень информативный сайт для путешествующих на автомобиле - http://autotraveler.ru, можно прочитать подробную авто-информацию по выбранной стране.

Про аренду автомобиля в Европе читайте здесь: http://www.velvet.by/blog/morgenstern/2014-08-01/arenda-avtomobilya-v-ev...

Bon voyage !

 

Комментарии

Всего комментариев (20) Последнее сообщение
пгт Кукуево аватар

ни разу не ездил на машине в Европу, да и в Москву. страх перед сильным утомлением, а еще эти очереди на границе.

я лучше через Минск 2. 

Morgenstern аватар

Правильно, комфортнее долететь на самолете и взять машину напрокат, и планировать маршрут так, чтобы не было длительных переездов. 

И отдельное удовольствие - втопить на трассе 180 км/ч 

 

пгт Кукуево аватар

ага, особенно если у Вас внедорожник. первый боковой ветерок и полные штаны эмоций.

Morgenstern аватар

Ага, особенно на юге Франции в то время, когда дует мистраль (говорят, он отрывает ослам уши ), и особенно - при обгоне фуры 

Но ведь можно напрокат и Ламборджини взять 

Ol'ga аватар

Великолепно расписано! Завидная методичность! Я позже размещу пост с фотографиями дороги) 

Анна Северинец аватар

Аня, ваши дневники - бесценный кладезь. Спасибо вам большое. 

 

Morgenstern аватар

Спасибо, надеюсь, эта информация будет полезна 

Анна Северинец аватар

Как раз думала о недалеком будущем, годика через три-четыре, всем семейством проехаться бы:) 

Юлия Петруненко аватар

Классный пост!) И добавить нечего)

Мне вспомнился рассказ о системе, как  в некоторых странах определяют нарушителей скоростного режима: фиксируют твое время пересечения точки А и время пересечения точки Б. Если ты "пролетел" это расстояние быстрее, чем предполагает правильная скорость - по-любому нарушил)

Мой муж любит путешествовать именно на авто, а меня радует отсутствие возможности перегруза багажа после шопинга:) 

Morgenstern аватар

Интересная система))), значит, надо иногда останавливаться, чтобы попить кофе))).

Мы любим путешествовать на машине, так как можно планировать и корректировать свой маршрут по настроению, а не по плану 

Бубнова Вера аватар

Аня, отличная и невероятно полезная информация!!!

Немножко дополню из своего опыта.

Про парковки. В субботу-воскресенье в некоторых городах (Мюнхен, Штутгарт, Ройтлинген, Нюрнберг) парковки около исторической части города бесплатны. Дополнительно информацию стоит читать на парковках.

Если оставляете автомобиль на парковке в торговом центре, то следует внимательно ознакомиться с временем работы парковки. Очень часто они работают до 19.00-19.30. 

Про границу со Швейцарией. Швейцария славится высокими ценами абсолютно на все. Поэтому даже сами швейцарцы ездят за едой и покупками во Францию и Германию. Чтобы как-то это регулировать, на границе часто проводятся досмотры. Выборочно могут давать штрафы, если слишком много покупок.

Поэтому если Вы едете в Швейцарию и решили запастись едой, то лучше не класть ее на видное место. Все досмотры как правило поверхностные, поэтому не стоит привлекать внимание.

Туалеты. В Германии практически все туалеты, которые есть в местах отдыха (без магазинов, заправок) бесплатные.

Туалеты около заправок, как правило, тоже бесплатные. В кафе они платные и составляют 70 центов. Обязательно возьмите чек. По этому чеку 50 центов Вы можете использовать (в этом же кафе, магазине. на заправке).

В туалетах всегда есть детская комната. Как правило, там есть подгузники, влажные салфетки, ватные палочки для малышей.

В Германии в сети придорожных ресторанов Marsha есть микроволновки для подогрева питания для малышей, стерилизаторы бутылочек. одноразовая посуда, слюнявчики. Там же можно купить  детское питание для малышей - пюре в баночках, каши. (правда, на порядок дороже, чем в обычном магазине). В каждом ресторане замечательные детские площадки как внутри, так и снаружи заведения.

Morgenstern аватар

Спасибо, очень ценная информация ! 

(не знала, что из 70 центов можно использовать только 50 - не обращала внимания. Несколько лет назад было 0,50 из 0,50)

На границе со Швейцарией у меня была забавная ситуация на эту же тему - въезжали со стороны Италии после удачного шопинга. На тот момент я не очень хорошо себе представляла таможенные различия между шенгеном и Евросоюзом, но, услышав от таможенника, что на все покупки надо оформить временный ввоз и чуть ли не оставить депозит (!), решила ему эту разницу объяснить. Ну что сказать... я была убедительна , таможенники со мной согласились и отпустили нас без проблем. Муж сказал, что такой фееричной чепухи давно от меня не слышал, прочитал мне лекцию, благодаря которой я эти различия усвоила, ну и не знаю, как потом таможенники восстанавливали свою пошатнувшуюся систему знаний .

Бубнова Вера аватар

Мы, когда ехали в Швейцарию, уже были информационно подкованы 

Муж 3 месяца учился в Швейцарии и поэтому знал все тонкости. Они с друзьями на великах гоняли за едой во Францию

А так все действительно познается с опытом. Правда. я была в Германии уже 4 раза. Ни разу нас, слава Богу, никто не останавливал.

Любят останавливать бусы и проводить допрос с пристрастием. Типа почему виза национальная польская, а ты в Италии. На такие вопросы нужно всегда заранее готовить ответы и вести себя невозмутимо.

 

lijageo аватар

Для меня Ваши дневники - словно энциклопедия по путешествию. Читая Ваши заметки, я понимаю, что в дальнейшем мои поездки на отдых будут без "косяков".  Спасибо

 

Dinka аватар

Аня Ваш бы дневник мне почитать год назад . 100 ойро остались бы в кошельке. Ээээххх!!!

Morgenstern аватар

 да, мне тоже все эти знания недешево обошлись ...

За что ушли 100 евро?

Dinka аватар

за беготню по Праге со слезами : "куда подевалась машинка наша ненагляднаяяяя" 

Бубнова Вера аватар

Понимаю Ваши чувства.

Мы так оставили машину на парковке ТЦ и пошли гулять по городу. Возвращаемся, а все закрыто. Хорошо, что муж владеет языком и был телефон с местным оператором.  Нам открыли парковку и мы успешно добрались домой (точную сумму не назову, но вроде это обошлось нам в 70 евро)

Dinka аватар

 да вам тоже  попереживать пришлось. Зато учеба на собственных ошибках самая надежная, не забудешь никогда.

Бубнова Вера аватар

Это точно!!!

#
Система Orphus