Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Несколько слов о сценической харизме

Марина Бондаренко аватар

У Баскова хорошие вокальные данные, Волочкову учили классической хореографии... Удивительное дело, что же мешает им быть полноценными творцами? Что гонит их на эстраду, в эпатаж, в светские сплетни? Только ли желание расширить рамки таланта?

Говорять, есть такое явление как сценический дар, особого рода харизма. Ее можно развивать или скрывать, но без нее, как бы талантлив ты не был, звезды из тебя не выйдет. А если есть только она?

Счастье, когда совпадают и природный дар, и интеллектуальное развитие, и хорошая школа, и харизма. Примеры зачарованной кистями рук Гергиева Нетребко или Хворостовского с его слегка раздражающим английским акцентом - нам наука.А если чего-то из этого набора нет?

И явление это не сегодняшнего дня. Не будем углубляться в то, что называют историей балета - о том, как танцевала Кшесинская, помнят не многие, а вот о ее связях с императорским домом судачат до сих пор.

 Но, вот что интересно. И Басков, и Волочкова, став явлениями культуры массовой, по-прежнему настаивают на том, что являются людьми высокого искусства. Интересно, зачем им это? Волочкову знают все, что ей до гениальных  современных танцовщииц Лунькиной или Захаровой, чья популярность ограничивается кругом любителей или специалистов? Что неймется-то?

Зачем скрипачке, делающей шоу вокруг скрипки, как вокруг шеста, отсылки к русской скрипичной школе и прочее? Откуда у этих раскрученных поп-звезд странная тяга к самоутверждению там, где ценятся несколько иные достижения? Ну, списали бы непризнание на зависть неудачников и снобизм эстетов. Что не так?

Иногда мне кажется, что это сродни неприязни к тем, кто"шляпу надел", "в очках", "книжки читает" и тому подобное. Есть в этом нечто глубинное.

Только не нужно мне рассказывать о "подлинном вкусе народа". Это, к сожалению, такой же миф, как и "ангельская природа ребенка", последствия фантазий романтиков.

 Жаль, что нельзя эти культурные явления "взболтать, но не смешивать". У руля такие бармены!..  

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (11) Последнее сообщение
Kozlik Mozlik аватар

такое вот рыночное позиционирование. Продукт их какбы экстра - потому что спустился в широкую нишу для всех - из ниши верхней - элитарной, для узкого круга. И эт можно считать печатью качества. Во всяком случае, легенда бренда работает.

Вообще мне кажется, что классическое искусство умерло - оно было возможно для ценителей аристократов – то есть профессиональных по сути зрителей, с тонким и высоким вкусом бездельников. И конкурирующих направлений не было (и не должно быть. Чахлый цветочек не выдерживает тени). Ведь нельзя считать уличный кукольный театрик на шарманке с 2 минутными репризами полноценным конкурентом Венской оперы??? Так тож Вена, а что уж про Тамбов там какой говорить???

Сегодня же классика растворилась в потоке культурного взрыва. Померкла на его фоне.
Ито правда - смотреть на тощую как вобла балерину в смешных пачках и колготках куда менее весело чем на грудастую певичку из группы поющие трусы, всаженную в отличный видеоряд клипа.

А то придумали тоже – сцена вместо телика!!! Три часа с одного ракурса... Laughing

Таких созерцателей уже и не осталось почти...

Юлия Беккер аватар

Диалектика Гегеля. Элементарный закон перехода количество в качество и качества в количество.

Kozlik Mozlik аватар

Как это вы Юлия Гегеля - элементарный... Laughing

Прям через бедро брасанули...

Юлия Беккер аватар

Гегель - не элементарный Acute Это закон элементарный)

Kozlik Mozlik аватар

ROLF
Нет слов. Браво.

Марина Бондаренко аватар

Хи-хи! Фильм "О чем говорят мужчины?" смотрели? Так вот, в оригинале, в жизни, в смысле, 4 незатейливых прикольных мужика едут из Вены в Зальцбург. И не на группу "Би-2", сами понимаете.
Классика сейчас в самом расцвете. Юная, любопытная.
Одни фестивали на открытом воздухе собирают аншлаги. У нас и то сподобились в Несвиже и Мире начать проводить, в следующем году в попсовейшем Музыкальном Пинигин "Дон Жуана" Моцарта ставить собирается.
А уж приколистов типа Петтиборн или популяризаторов в духе Казарновской или Нетребко - море. И в начале прошлого века была похожая картина - пару попсовых, пардон, шлюшек, несколько звезд мирового уровня и тот самый культурный взрыв.
Это феномен первых десятилетий века. И в 19-м было так же и в 17-м. Да и 1500-е были ничего так, пестренькие. Припомните, хорошо же было! К 2020-м мы все переварим и осознаем, а пока!...

Kozlik Mozlik аватар

Вы Марина как то отрываете культурный процесс от качесвенных показателей среды в ктором он существуете - от информационного потока например - вычленяете его в деталях - мол вон в опере до сих пор кто то блымкает на виолончели - более того - рассматриваете вне среднестатистического клиента - т.е. вне корреляции объема рынка и усредненности взглядов, или разбавления качества восприятия при росте объема аудитории - пусть даже суперпупер классику дают.
Я не знаю, какое 100 лет назад было телевиденье например. Не припомню. И как оно влияло на процесс формирования культурного кода.

Сколько килотонн музыки, видеоряда приходилось на голову? Сколько "дусту" давал тогдашний интернет? С какой плотностью?

Сама идея вовлечённости масс в процесс потребления искусства - что сегодня реальность - еще 100 лет назад кажется мне весьма странной.

А про качество тогдашних реальных потребителей - и говорить нечего, в сравнении с нынешними. Сплошь эстеты и профессиональные тунеядцы - аристократы - люди высоких взглядов и положений. Ну и искали они соответственного.

Можно и сегодня сколько угодно ставить классику гоняя по сцене раздетых актёров - и желательно гомосексуалистов. Это будет и свежо, и современно и эпотажно.

Вот только боюсь к 100 летней давности постановкам имеет мало отношения.
К оригинальным идеям создателей темболее.

Так что мне трудно тут увидеть возможные ренессансы.

Марина Бондаренко аватар

Так и прежде широкие массы резвились на лужайках под корчмами сами по себе, а читать умели все те же 10 процентов населения. И сейчас телевизор не все включают - при наличии безлимитки особенно. Все отнюдь не так трагично. Классика - это весело, забавно, любопытно, это - как книжки читать. Вон в консерве студенты Персела поставили - прелесть что такое: парень бросил девушку, ведьмы, народные гуляния и пьяная матросня... И так доходчиво все оказалось. И пели чисто.
Кто-то читает, большинство пьет или ноет, и гоняет тех, кто читает. То же и с классикой. Ну, не близок кому-то именно этот музыкальный язык, ну, может, человек не аудиал - и такое бывает. Для кого-то и "Война и мир": "слишкам многа букав, ниасил", и с экрана телевизора признаются (впрочем, не стоит всегда этому верить - ради имиджа чего не сделаешь. Опять же, близость к народу).
Я не сторонник теории Ежи Леца о том, что количество разума стабильно, а население растет. Как писали в Китае в 10 веке декадентсткие стишки, так и после культурной революции продолжают писать. Без информации и телевидения. Я в целом скептически отношусь к прогрессизму. Пока нам внятен Гомер, мы не сильно изменились. Классика!Laughing

Kozlik Mozlik аватар

Боюсь, Марина, это не объективно. Раньше широкие массы не заказывали "музыку". Вообще никак. Ни на лужку где паслись, ни возле.
Была классика и... ничего больше. Выгода - была вопросом ниши позиционирования единого по сути потока. Наличие выбора как для клиента так и для исполнителя - были условны. Процесс происходил в узком коридоре для избранных.
Теперь все не так.

Любое эпохальное искусство исчезает. Сжимается. Кристаллизуется. Превращается в символы своего времени. Яркие как звезды. От которых возгораются новые. Великие растут на плечах великих - что были прежде. (хотя наверно можно говорить о затухании. То есть новые великие значительно меньше прежних, тех на чьих плечах они стоят. Круги на воде исчезают в свой срок.)

Например у Леонардо был учитель, имени которого никто не помнит. Разве что специалисты. А ведь он был величайшим мастером. И у него были ученики. Много. И коллеги. И куда они делись?
Исчезли.

Но поле ими возделанное было так широко и плодоносно - что оставило гениев - ярких как звезды, свет которых не перебить - сколько бы не росла техника письма после них.
Все дальнейшее лишь отражение их божественного света. (Канон суровый царит. )

Эт я к тому что искусство, в общем то конечно должно обновляться - чтобы быть не только ступенью духа человеческого по сути, но еще и эффективным вместилищем формы этого духа по форме. Актуальным своему времени.

Но имеем ли мы сегодня и силу и форму чтобы ее вместить - такими, чтобы опять зажечь звезды своего времени?
(Ведь процесс этот - культурной передачи - вероятно имеет критический уровень падения- например до 70 процентов плавно - а потом сразу на близко к нулю.)

Иначе в будущем от нас останется один какой нибудь новый Гомер, как и прежде, остался лишь один от старых времен. Как символ эпохи.
Если повезет еще.
Но культурный слой вокруг него погибнет.
И слой до него, фундамент. Сгорит в очередной Александрийской библиотеке этого мира. Современна классика ростущая из возрождения - погибнет. Уже, собственно так. Круги затихли.
Но не в этом суть.

А суть в том - что придет ей на смену? Какие звезды засияют? Какова будет их сила из чего станет она черпаться? Стоит взглянуть на теперешнее "поле", и что за зерна в него кидают.

Равноправие духа современности между великими и сирыми - уникальная страница в известной истории. И таки получается что если движущей силой было высокое - что происходило из гуманистических утопий - то современность востребовала экзистенцию.
Потерю веры. Потерю надежды. Мелочность духа.
Тщедушность помыслов и устремлений.
Ощущение одиночества и бессмысленности бытья.

Как выход - тупой материализм, с редкими вкраплениями артхауса смешавшего оперу с пьяной матросней - что только подчеркивает общую абсурдность тупика.

И что, скажите мне, выросте из всего этого?

Какие такие розы останутся через 300 лет в этом прекрасном саду?

Поющие трусы??? Банки с супом «Кэмпбелл»?

Марина Бондаренко аватар

Разделяете убеждения досократиков? Они, помнится, все на молодежь обижались, предсказывая ей печальное будущее.
Или это кто-то из китайцев, IХ век до.н.э., кажется? Очередной "период смуты"?
Ну, кто вам сказал, что прежде была только классика? Моцарт ваял вполне себе пошленькие попсовенькие танцевальные мелодии - тьфу, гадость. И даже талант не спасал. Тут все стабильно, где-то начиная с Египта, раньше плохо помню.
Я помню, как звали учителя Леонардо, и даже помню того, у кого обаятельный шкодяра Донателло слямзил своего Давида. И не я одна, не переживайте. С памятью о них, начиная с Араддахешу и Имхотепа, нет проблем, поверьте специалисту. Кто-то и сегодня по-черному материт Брунелески, как соседа, за не оставленные чертежи. И если вы не знакомы с одним молодечненским каменьщиком, который сравнительно недавно собирал сонеты Шекспира, это не значит, что его не было.
Нет безымянных времен и нет бездарных народов. Есть времена и народы, о которых мы чего-то не знаем. И иногда - это наше время, бывает. Вот самый большой сноб музея современного искусства, после директора, разумеется, не знает, кто такой Петр Василевский - ну, дикий, не образованный, ну, ай-ай-ай. Это не у времени проблемы, а лично у нас. И не время уходит в кризис, одиночество и бессмысленность бытия, а мы растем.
Нелегко сбрасывать кожу, говаривал мудрый Ка. Потерпите немного.
И Баха помнили и ценили не все время, и "Фауста" радзивилловского припомнили, подзабыли и снова припомнят. Нет абсолютных критериев, есть очень красивая, очень богатая, очень веселая насыщенная жизнь. И всегда такой была и будет. И бывает наш скепсис, недостаток мужества, страх старения и смерти, обида за них и, в конце концов, плохое настроение. И это тоже не страшно - в свете того, как хороша жизнь.
P.S. На всякий случай, если в моей семье больше никто классику не слушает и книжки не читает, это не значит, что меня нет.

Kozlik Mozlik аватар

Ну да.

А бабочка летала по лугу не зная ни про озоновые дыры и ни про ядерную бомбу.

И самым страшным в жизни для нее - была ласточка, чье гнездо висело на соседнем дереве.

Но генетический код успокаивал ее всякий раз когда черная тень пролетала мимо - Не бойся, нашёптывал он.

Все это уже было на нашем лугу. Луг вечен. Потому что прекрасен. Ласточка всегда жила здесь, но ты же тоже тут?

И так, спокойная, она летала с цветка на цветок в гипнотическом саване своей жизни, попивая сладкий нектар, пока с ее темнеющий крыльев сыпалась легчайшая пыльца сдуваемая невидимым ультрафиолетом...

#
Система Orphus