Полная версия сайта Мобильная версия сайта

О непонятках и Пушкине

Анна Северинец аватар

Если честно, я была удивлена нервическим всплеском по поводу постов о ксенофобии - никак не могла отделаться от ощущения, что автор спорных постов икомментаторы говорят каждый о чем-то о своем,а поскольку контакта и желания что-то для себя уяснить ни у кого не имелось, то и обсуждения имели вид странный и деструктивный. особенно удивилась я, когда тончайшая и любимейшая моя Ольга вдруг спросила у меня: "А как же Пушкин?" И я прямо подпрыгнула возле монитора: а Пушкин-то тут при чем? А потом поняла. 

Как обычно, дело - в разном объеме понятий. Думаю, лично у меня оно, видимо, отклоняется от общепринятого. Ксенофобия как неприятие "инаковости", "чужести" для меня давным-давно потеряла свой кровный, генетический смысл и сконцентрировалась на культурном компоненте. 

Мне кажется, в современном мире считать человека с другим цветом кожи или другим разрезом глаз "чужаком" или "иным" может совсем уж дремучий гражданин. То же - с вопросами национальности: считать всех евреев какими-то там только потому, что они евреи - глупость неимоверная. Мне почему-тоь кажется, что сегодня уже никто так не думает, потому что очевидно: белорус белорусу рознь, да и кто тут у нас генетически чистый белорус, непонятно. Тем более что не редкость чернокожие белорусы, узкоглазые белорусы, евреи чисто арийского вида и прочая, и прочая и прочая. 

Если честно, я и в слово "белорус" на сегодняшний день уже не вкладываю смысла генетического или географического. белорус - это вопрос самоидентификации. У нас есть, к примеру, испанская студентка Анхела Эспиноса, которая выучила белорусскую мову, переводит с белрусского, сама пишет по-белорусски стихи, только по-белорусски общается в соцсетях и идентифицирует себя как белоруску - пока еще это воспринимается как диво дивное, но в мире это уже тренд. Ты можешь быть французом, будучи по рождению сирийцем, и можешь оставаться сирийцем, будучи в третьем поколении парижанином - никаких проблем. национальность сегодня - вопрос культурной идентификации. Можно вообще жить, никак не идентифицируясь национально - и я, и вы знаем тысячи людей, которым вообще пофиг национальный вопрос. Их культурная идентификация пройдет по какому-то другому критерию - религиозному, например, или субкультурному: байкеры, руферы, сноубордисты и лыжники, да кто угодно. Или - программисты. Или - домохозяйки. Или вообще широко - женщины. И даже - люди. Все это з- просто объемы и границы одного и того же интеллектуального стремления человека как-то обозначиться. Между прочим, самые симпатичные лично для меня варианты - когда самоидентификация проходит по собственному имени и фамилии или псевдониму, например. 

Вот тут-то и начинается ксенофобия образца двадцать первого века - нелюбовь велосипедистов и пешеходам и наоборот, мамочек ГВ - и мамочек ИВ, прививочниц и антипрививочниц, да мало ли есть способов заморочиться. Вырастая в одном вопросе - в вопросе равенства людей по цвету кожи или генотипу, полученным от родителей - человечество все ранво ковыряет любимую больку нелюбви к иным. 

Так что никаких ксенофобских чувств не испытываю лично я - и поколения русскоговорящих читателей - к Пушкину. ментально он - абсолютно русский, причем никаких закавык в его истории нет: он и ментально русский, и граждански - русский, и творчески - русский, то есть реализующийся в рамках русской культуры и русских культурных парадигм.

Между прочим, есть белорусские писатели, пишущие по русски, и имеющие при этом к русской культуре  весьма опосредованное отношение - как, скажем, Алесь Адамович. 

Но это вопрос очень запутанный и странный - потому что человечество еще только учится наполнять национальные определения другими смыслами:) 

А так вообще в жизни не встречала я человека- не ксенофоба:))) Это, мне думается, такой охранный механизм:) Просто граница, по которой вы будете определять своих и чужих, пройдет в каком-нибудь другом месте, не по цвету кожи, скажем, а по манере писать посты в дневниках и отвечать на комментарии, одеваться, сидеть на диете или ругаться матом:))) 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (37) Последнее сообщение
Наяна аватар

Вроде бы у Ирины Б.были претензии к медсестра Лейле, а к медсестре Маше претензий бы не возникло при прочих равных. О чем она и сообщила. Так как иначе можно было понять ее пост?

Анна Северинец аватар

Ну я поняла как нелюбовь "живущих" к "понаехавшим":) Это ведь тоже не в национальности дело, а в манере поведения:) 

Очень, между прочим, понятная и насущная проблема в современном мире:) И мне кажется, неправильно решать ее всеобщим презрением к тем, кто выражает обеспокоенность по отношеию к чужим. Потому что повод для беспокойства и вправду есть - еще и постоянно подгреваемый с разными целями разными медийными группами. 

Наяна аватар

А как решать?))))

Анна Северинец аватар

ну как-то каждый ведь решает ее по-своему:) у меня нет рецепта:) Я только вижу, когда совсем уж неправильно:) 

allure аватар

Анна,  для меня понятие ксенофобии носит именно национально-культурный аспект. Именно потому, что неприязнь была высказана не просто к невежливой медсестре, а к медсестре понаехавшей "дочери Востока" пост был воспринят не просто как ксенофобский, а просто расисткий.

А если бы она была понаехавшая из России и и было бы не так заметно? Поста бы не было. Деление людей по нац признакам, коже, глазам и имени для меня в 21 веке просто неприемлемо.. Ну или делите себе на уме, а в паблике - про это написано в УК.

Про самоидентификацию вообще интересный момент. Зря Вы так, Анна, в мой адрес - Вы же не знаете, что у меня болит . Самоидентификация лично для меня все меньше и меньше носит национальный или культурный компонент. Как-то так потихоньку за много лет разъездов сложилось, что эти моменты стали уходить. Для меня лично самоидентификация происходит с ценностной стороны - как-то либерализм, равенство, уважение, невмешательство в чужую жизнь, и тд. Я для себя лично только сейчас нашла сейчас то общество, в котором чувствую себя "как дома" с этой точки зрения.

А почему такая драма к посту? Помимо всего прочего, я наблюдаю эффект таких безобидных высказываний в соц. сетях. Это как круги по воде. Многим кажется мелочь. А вырастает до гигантских размеров.. Примеров в Европе сейчас масса.. Все подогревается медиа и соц сетям, форумами и тд. Поэтому я однозначно "За" цензурирование такого плана высказываний в общем доступе. Начинается с "понаехали", а заканчивается массовой ненавистью ко всем "восточным" или кому там еще не повезет.

Анна Северинец аватар

В какой именно "ваш адрес"? Happy)) Я же вас не знаю, поэтому в ваш адрес высказываться и не могла:) Я вообще, если честно, стараюсь максимально убрать личностный аспект из интернет-общения:) Может быть, какая-то моя фраза показалась вам обращенной именно к вам, возможно, я как-то неудачно обобщила, но даже елси это так - то это только по неудачности и ошибке:)  

allure аватар

Ну весь пост был ко мне обращен со множеством умозаключений  и выводов. Как-то Ваш первый комментарий выглядел логичным продолжением. Ну да неважно, все - пыль Я на свой счет все равно такие вещи не принимаю, как раз по той причине, что Вы указали.

Анна Северинец аватар

честно говоря, мне показалось, что этот пост был обращен не к вам одной:))) впрочем, читала его с телефона и опять же могла обобщить сверх меры:) 

А что пыль - так это точно:) 

allure аватар

Там уже второй такой же пост появился  все обо мне да обо мне..

Анна Северинец аватар

Уже видела. Как говорят мои ученики, "нежданчик". Грустно и скучно.

allure аватар

Аналогичные мысли.

- аватар

-

- аватар

-

LittleSunshine аватар

Я только собралась прочитать, как пост пропал.

allure аватар

Там был круче чем первый. Скоро ещe будет

LittleSunshine аватар

Хоть бы кто поделился скрином. Так и умереть от любопытства можно.

LittleSunshine аватар

Инаковость много привнесла и в культуру. Кабета пад растапыркай прэцца у вiдовiшча - мой любимый пример наличия заимствований в белорусском языке.

Та же самая медсестра Лейла, которой икается уже который день, может быть, тоже сделала что-то новое на своей работе, что помогло её оптимизировать. А может Лейла живёт уже десятое или двадцатое поколение в Беларуси, и ещё вопрос, кто тут коренной, а кто пришлый.

Отмечать признаки-маячки свой-чужой - естественно. Самоутверждаться на этом фоне смешно, печально и противно. Я лучше, потому что живу здесь дольше, чем ты - начало конца.

Легко обвинить в своих проблемах чужого - по национальности, по времени проживания. Но вот будет ли лучше, когда все чужие покинут землю обетованную, оставив её аборигенам? Я видела несколько примеров, когда изгнание чужаков не приносило благополучия, ожидаемого местными.

Дураки распределены по всему земному шарику равномерно - что среди "своих", что среди "чужих".

Анна Северинец аватар

так это все абсолютно правильно:) у инаковости, как и у ксенофобии и у их многочисленных последствий, есть две стороны: прекрасная и ужасная:))) И мы опять легко скатимся в непонятки, если будем говорить в разных направлениях:) Да, инаковость много принесла хорошего. Но она же - именно она же! - много принесла и плохого. В стремлении эту инаковость преодолеть (это биологический механизм у людей, нелюбовь к чужакам и стремление всех окружающих подверстать под свои представления о мире)  человечству проще действовать деструктивно, чем конструктивно. 

Я лично против "культурных" чужаков - когда они приходят на мою землю и начинают диктовать (не предланать, не показывать, не рассказывать, а именно требовать и навязывать) свои законы. Во всех остальных случаях я - только за:))) 

Но это что касается моей личной ксенофобии:) У всех ведь она - своя:) 

 

allure аватар

Инаковость совсем не нужно преодолевать. Нужно уважать право на инаковость и учится жить с ней рядом без суждений.. все ИМХО конечно

lavazza аватар

allure, вот для вас маленькая старая статейка) Может, она поможет понять ксенофобов хотя бы чуть-чуть? Ну и заодно понять, почему люди не любят чужаков, да и собственно, не должны их любить?Вот вам пример -  право на инаковость... за счет ущемления прав граждан)

http://www.pravda.ru/news/world/09-09-2015/1274006-german_school-0/

это фигня, конечно же... но мне если честно, лень искать что-то более глобальное) и так все понятно) 

Наяна аватар

Это не право на инаковость, а идиотизм, который мне больно видеть в Германии. Право - это дать возможность ходить в нац.одежде. При этом никак не меняя свою

lavazza аватар

вооот)))

или так: приехали в чужую страну - не навязывайте своих порядков. Это всех касается, но все игнорируют (в смысле, те, кто приехал, игнорируют местные порядки). Отсюда и ксенофобия).  

Наяна аватар

Минуточку. Это ведь не они требуют, чтоб под них подстраивались. Это срана зачем-то решила подстроиться

lavazza аватар

ну, они создали прецедент...

вместо того, чтобы сидеть тихо на чужой территории) 

allure аватар

Полностью согласна.

Абсолютно противоположный момент во Франции - запрет мусульманкам закрывать лицо. Много где есть середина, каждый как хочет так и ходит, хоть это хорошо.

lavazza аватар

запрет появился не просто так.

И потом, пусть закрывают лица у себя в стране. 

Опять же, приехал в чужую страну - уважай ее правила. Во Франции не закрывают лица.

Пусть сидят у себя дома с закрытыми лицам. Вроде все просто. 

 

Анна Северинец аватар

Вот и я в этом моменте солидарна с Лаваццей. Есть какие-то вещи, которые общество готово терпеть, принимать и даже перенимать - сари там, к примеру, или вышивку. А есть ,которые не готово - паранджу, к примеру. Вот и все, и до свидания. Если так важно носить паранджу - есть ряд стран, где это нормально. Эмигрируйте туда. Если вы выбираете для переезда страну, где это ненормально - ну так значит, не носите. По-моему тоже - всё просто. Общество сейчас открытое, и всегда можно заанее узнать, собираясь эмигрировать, терпимы ли там люди к парандже. 

allure аватар

Lavazza, я с Вами в этом моменте согласна. Я совсем не поняла каким образом это относилось к медсестре Лейле и каким образом она ущемила права Ирины, если говорить с точки зрения миграции-национальности. По моему этот вопрос вы подняли еще там и связи я не увидела. А в целом абсолютно согласна про уважение местных культурных и других моментов.

Анна Северинец аватар

совершенно верно - это я Аллюр отвечаю:) Но далеко не все это умеют:) И далеко не всегда это безопасно:) Особенно когда сталкивается один человек, который инаковость уважает - и другой, для которого этой ценности не существует.  

Человечество сейчас как раз и работает именно над этой проблемой - если смотреть сильно сверху. Как раз в этом напрвлении сейчас наш колелктивный мозг и сконцентрирован. Это и нацменшинства и холивары по их поводу, и эмигрантский кризис, и выход Британии из ЕС, и стремление Украины в ЕС, и Донбасс, и все подобное. Это все - про "инаковость". Никак иначе человечество как орагнизм на новый качественный уовень не перейдет - только через споры, холивары, войны и так далее. 

И, кстати ,совсем необщзательно в конце будет всеобщее братство и космополитизм. 

allure аватар

Все верно. На всеобщее братство ни грамма не надеюсь и в счастливый космополотизим я совсем не верю. Скорее надеюсь на тихо-мирное сосуществование (и даже это вряд ли достижимо). На личном уровне разница в том, что я по отношению к инаковости буду действовать не исходя из того, как действует другой человек (уважительно к инаковости или нет), а исходя из моих убеждений. Или постараюсь хотя бы.

 

Ol'ga аватар

 Кланяюсь за ответ. Отлегло мне. Благодарю очень. 

А Пушкин гений на все лады, а?

очень хочу высказаться по этой теме, завтра постараюсь написать  свои непричесанные чувства, без выводов, только внутренние звуки

Еще раз спасибо! !

 

Анна Северинец аватар

Пушкин гений на все лады, и я не устаю этому удивляться. 

Вот сегодня крутила в голове его фразу "И с отвращением читая жизнь мою"... Вот надо же было так сконструировать ее, чтобы любой желающий в эту формулировку мог подставить любую эмоцию (и с восхищением читая жизнь мою, и с удивлением читая жизнь мою, и с налаждением читая жизнь мою. и м естоимение можно поменять на "свою, твою", да что хочешь - но концепция, конструкция, идея жизни как книги при этом останется неизменной. 

Просто дух захватывает. Преклоняюсь. 

Larysa аватар

Фобия - это боязнь чего-либо. Вы заметили у ИриныБ боязнь? я - нет. Я заметила высокомерие по отношению к медсестре на основании её имени. А медсестра пациентов со своего участка считает "своими". Возможно, её "свои" очень даже любят.  

Я прекрасно знаю, что любых "чужих" люди принимают настороженно, даже если это невестка из соседней деревни. Я от своей полесской подруги в Канаде выслушивала упрёки в моём противном характере, которые она объясняла моим "западэнскім" происхождением. Что тут говорить о других национальностях?

Но приплетать в эту историю Пушкина и дискутировать о европейских проблемах - слишком много чести. ИринаБ повела себя некрасиво. И нечего оправдывать её разглагольствованиями. 

Анна Северинец аватар

Ну так тут дело в том, что я вообще-то считаю, что обсуждать можно проблему - но не человека, даже если он тысячу раз некрасиво себя повел:))) Поэтому мне, кроме всего прочего, очень захотелось поговорить в конце концов о ксенофобии, а не об Ирине Б:) 

Вообще-то это и есть культура дискуссии - говорить о проблеме, но не о человеке. То есть разглагольствовать, а не пригвозджать:) О, какое слово получилось. 

А что такое за формула "и нечего ее оправдывать"  Не узнаю вас что-то:) Мне кажется, каждый человек имеет право оправдать другого, если захочет:) Уж это право, мне кажется, не стоит у человека отбирать:)

Larysa аватар

Понятно.. Для меня Ваш пост прозвучал, как попытка оправдать позицию ИриныБ. Можно, конечно, обсуждать явления ксенофобии, проблемы современной Европы, Пушкина не привязываясь к определённому посту, но, я человек простой, не сильно начитанный, и культурно дискутировать о глобальных проблемах мне просто не хочется.  

ну, не приемлю я поведение, которое показала автор того поста. Стыдно мне за такое. 

Культурные дискуссии,толерантность и проч. - это очень хорошо.. но есть моменты, когда не хочется ничего объяснять, а назвать свинсво свинством. 

Анна Северинец аватар

Это вам хочется:) 

Но ведь я имею право на другие желания, правда? 

Larysa аватар

Правда. Happy

#
Система Orphus