Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Письмо учительнице

Анна Северинец аватар

Прежде чем пойти на курсы повышения квалификации, оставила я коллегам, которые меня заменяют, большую таблицу: что и как делать в каждом из моих классов. Чтобы коллеги особенно не мучались (заменить целую ставку при своих часах - это на самом деле пытка), составляла задания максимально письменные, максимально творческие и максимально самостоятельные (правда, придется на следующей неделе утонуть в проверке тетрадей, но это ладно). 

Ну, и умудрилась дать своим шестиклашкам тему для классного сочинения: "Что написал герой рассказа "Уроки французского" в письме своей учительнице". Тема немудреная, вариант ее есть в программе, долго я не раздумывала. 

А зря. 

Приходит дочка моя, которая, собственно, в этом шестом классе учится, и спрашивает: "Мама! Это что, у нас сочинение должно быть из одного предложения?" - "Почему из одного?" - "Здравствуйте, яблоки получил, большое спасибо". 

И тут я поняла, что современные дети не умеют писать письма. 

Тут нет никакого причитания или стенания, я их полностью понимаю: писем они не пишут, откуда им знать ,как это делается? Почему я не подумала об этом? 

Между прочим, я очень хорошо помню, как писать письма учили меня. Мама с папой всегда следили, чтобы мы поздравляли бабушек и дедушек с праздниками письмами или, если было особенно некогда, хотя бы подробными открытками. Помню, как спросила у мамы первый раз: о чем я буду писать такое большущее письмо на целый двойной листик? Не могу же я написать "здравствуйте" - "до свидания". И мама мне объяснила: в первом абзаце говоришь бабушке или дедушке теплые слова, поздравляешь с праздником или рассказыаешь, что соскучилась, в следующих трех-четырех абзацах рассказываешь о своих делах, потом спрашиваешь у бабушки о ее делах, о здоровье, о хозяйстве, еще раз поздравляешь - и прощаешься. 

Так я писала своим бабушкам и дедушкам, пока они были живы. Закончив школу, писать я перестала - а когда родилась первая дочка, и так хотелось рассказывать о ней кому-то, кто мог бесконечно слушать эти нехитрые мамские рассказы, вдруг вспомнила детскую заведенку - и стала опять писать. Не скажу, чтобы часто - раз в два-три месяца я писала одной и другой бабушке, они мне аккуратно отвечали, я слала им фотографии и отчеты о правнуках, они мне - иногда даже рисуночки для мелкотни.

Последнее письмо я отправила своей бабе Марусе за пару месяцев до ее смерти - она уже его не смогла прочитать, сильно болела, и когда я приехала с ней, в общем-то, прощаться, привезла ей напоследок показать Ильюшку, бабушка попросила это непрочитанное письмо достать из серванта и прочитать ей вслух. Тогда я особенно четко поняла, как важны были бабушкам и дедушкам моим эти письма, написанные в знакомом и привычном порядке, в которых все стояло на своих законных местах: поздравления, рассказ о нехитрых делах, вопросы, на которые они всегда подробно и обстоятельно отвечали в своих письмах нам, внукам, прощание до следующего письма.... 

Сегодня я писем никому не пишу. Было бы странно писать их друзьям и знакомым, да и родителям - есть телефон, есть скайп, есть электронная почта. 

Вот и думаю: стоит ли учить детей писать личные письма? Не сменить ли мне им назавтра тему? Вряд ли им этот навык пригодится... 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (19) Последнее сообщение
Наяна аватар

Интересное наблюдение

Юлия Петруненко аватар

не стоит

переходим на вы и отменяем письма - к чему эти отмирающие традиции

через пару десятков люди будут обмениваться мыслями даже не фиксируя их вообще нигде

Sun аватар

Я не знаю, как насчет учить..

Но вот прочла Ваш пост, и четко осознала, что к новогодней посылке, которую буду выслать, в первую очередь, маме и папе, а потом также родственникам мужа, и нескольким своим подругам, обязательно надо приложить записку от руки. Может, небольшую. 

Но есть в этих бумагах что-то душевное, ценное, что хочется сохранить и перечитать через много-много лет....

Я помню свои эмоции - трепет, настоящий трепет и осознание бега времени, когда, будучи студенткой-первокурскницей, отыскала на чердаке дома моих бабушки и дедушки письмо. Письмо моей мамы родителям, когда ей было столько же лет, как и мне.

И да, оно было написано по Вашему сценарию, Анна...

Храню его

Анна Северинец аватар

это сценарий моей мамы:) думаю, это вообще сценарий письма, и раньше люди его передавали друг другу как культурный код. 

Говорят же, что между нами и нашими детьми - поколенческая пропасть. В том числе и потому, что му умеем писать письма, а они нет. И тут никто не виноват - просто так идет время. 

Ol'ga аватар

Я пишу письма. Когда уезжаю, где-нибудь оставляю. Длинные или короткие. Мне тоже пишут. И дочка пишет. Это и смешно, а в какой-то момент становится пронзительным. Однажды от невыносимости написала краской по металлу на холодильнике. 

Dasa аватар

Намёк на пропасть между поколениями – ужасное клише, от которого зубы сводит. Особенно слабо верится в него сейчас.

Моя прабабка царя видала и в Бога верила.  Бабушка родилась к войне, был и голод, и 5 км по снегу до ближайшей школы, и история КПСС как главный предмет для изучения. Мама уже не знала ни в чём нужды или трудности, а Гагарин в космос полетел.  Я родилась в одной стране, а выросла уже в другой, и не удивлюсь, если завтра объявят об успешной телепортации киборгов на Юпитер. Вот где были явные различия, и ничего – преемственность осуществлялась спокойно, без истерик. Большой разницы в жизни и мироощущении со своей прабабкой я не вижу, нет её разницы этой по сути.

А с нашими детьми мы на одних компьютерах работаем, на одном жаргоне трещим, одни фильмы смотрим – и вдруг «они не такие как мы» по версии академика Макаревича. Ой ли? Факт, что мы подтормаживаем в сравнении с  ними. Они молоды, они свободны пока от бытовухи и рутины, они любопытны – но это норма, так было всегда. Зато отмазка удобнейшая на любой сложный случай – типа между нами пропасть во всех отношениях.

Нынче 20-летние пишут такие офигенные тексты, что по форме, что по глубине содержания - диву даёшься. Слава интернету, доступ к ним обширный – молодые обращаются со словом умело и смело, и их тысячи этих авторов!

Сегодня в скайпе и вайбере у меня происходит такая близость с людьми, которых вижу раз в год, которые живут на другой стороне Земли, что дух захватывает!  Я пишу письма, и мне пишут, каждый божий день и даже сверх всякой разумной нормы. 

Сегодня внуки и бабушки говорят друг другу «ты» и дружат – это чудо! Тогда как нам было предписано неукоснительно держать дистанцию со старшими по возрасту и званию, и мы писали им эти дурацкие клонированные письма, потому что так было надо. И в письмах тех было всё – безупречный сценарий, культурный код, орфография  с пунктуацией на высоте и по правилам – всё кроме души, любви, искреннего участия.  А старики искали и находили там это желаемое тепло, просто потому что очень хотели найти. Сейчас поколения ближе друг к другу, душевнее и проще общение, если люди этого хотят. И это прекрасно.

Нафиг нужны пространные письма и «милостивый государь»? Информации много, мы оптимизируем её по форме.  От этого содержание часто только выигрывает. В моём телефоне уже годы как хранится СМС от большой, но чистой моей любви, написанное много после расставания. Там не более десятка слов, но в них столько нежности и такая глубина покаянная, что удалить не поднимается рука. Чем это хуже шаблонного словоблудия на три страницы?

Отлично помню школьные сочинения. Надо было взять первоисточник, пару экземпляров критики и - вообще не включая мосх – одной левой пяткой накромсать салат длинными предложениями, чтоб у педагога в зобу дыханье спёрло и брызнула слеза. Это было так просто, что даже вспомнить стыдно. Если нынешние дети отвергают эту хрень на корню и хотят перейти уже как-то ближе к сути – честь им и хвала.

Morgenstern аватар

Браво, Даша, принимайте мой искренний восторг и безоговорочное согласие !

Наяна аватар

Я, что ли, как дура писала сочинения сама??!!!

Dasa аватар

Так и я сама писала. Очень красивым почерком. Он и сейчас у меня красивый, обожаю от руки писать. И вообще плагиат и компиляция - полезный творческий труд. А главное - хрен докажешь, если ладно скроено. И в этом вся прелесть.

Тебе, как любителю нямеччыны: у них и сегодня  прекрасная традиция есть в медицине (наверное и не одна, но я не во всё смогла вникнуть без знания языка). Когда пациент выписывается из больнички доктор, который его лечил пишет не просто безликую выписку, как у нас, он пишет письмо своему коллеге - участковому  врачу. "Многоуважаемый доктор Мюллер. Счастлив сообщить Вам, дорогой мой коллега, что мы имели удовольствие лечить господина Шмайлера и добились в этом деле замечательных успехов! Вверяю его Вашим заботам вместе с подробнейшим описанием наших результатов и душевно рад поводу передать Вам мои наилучшие пожелания, а также уверения в глубочайшем почтении. С уважением, доктор Миллер".

Честно, не вру! Я была в шоке и в восторге.

tru-ekaterina аватар

жаль только, каллиграфии врачей не учат...не всякий Мюллер в состоянии прочесть послание дорогого его коллеги)))

Dasa аватар

Они не пишут этих писем от руки, но всё равно получается душевно. Такая корпоративная цеховая этика в мелочах.

В противовес нашей излюбленной традиции говорить с умным видом "Какой же дурак лечил Вас, батенька, до меня?"

Малечка аватар

Dasa, у меня просто челюсть отвисла от письма Миллера Мюллеру... однако, здорово как! 

ArtArt аватар

Если Вы говорите о детях и подростках нашей страны. То есть несколько проблем. Не в тупости и глпуости. А в том, что они не самостоятельны. В 18 лет это еще несформировавшиеся личности, которые не могут "держать удар". Несмотря на всю показную зубастость - трусливы. И еще они максимально демобилизованы, но и тут спасибо взрослым. Плюс ко всему этому проблема в том, что они, по ольшому счету, ничего не производят (это уже о людях старше 22-ух). Но это не их вина, а беда. Если же говорить о все человечестве, то безусловно в штатах, европах и азиатских тиграх блестящая молодежь.

Тати аватар

И я помню мои письма на страницу, начинавшиеся "Здравствуйте, дорогие мои дедушка и бабушка"... Каждый раз это было испытание на прочность и огромное усилие над собой... Потом уже в старших классах категорически отказалась от сего действа. Может, поэтому, к письмам у меня никакой патетики. И да, папины родители на "Вы" и совершенно чужие люди, а к маминым и писем никаких не писала, и на "ты" и были очень-очень родные.

С сочинениями та же фигня))))  Может, поэтому, когда в интернете Вике не нашла сочинение по бел. лит. тут же надиктовала сама на страницу. С мыслью, захочет - научится. А всему нужно свое время...

Умняша аватар

интересно, что мои напишут)))   завтра почитаем)))

Тати аватар

Кстати, и про "Уроки французского" я тоже что-то диктовала... 

Катюшка. аватар

А я люблю писать письма. И сейчас иногда пишу. Почему бы современным школьникам этому не научиться? Мне было бы приятно, если бы лет через 60-70 моя внучка/внук/правнук прислали мне письмо, написанное от руки. 

Я бы другое отметила... За собой замечаю, что трудно жить без смайликов.. Наверное, если бы сейчас была школьницей, то и в сочинениях их ставила бы)..

Lapka аватар

Мне в детстве очень нравилось, когда в "веселых картинках"  вместо слов вставляли картинки, прототипы сегодняшних смайликов)

Sun-Svet аватар

Письма нужны, как и школьные сочинения. Они развивают мышление, учат думать. Вряд ли кто-нибудь сейчас сядет и напишет письмо, ни разу не задумавшись ни над одной фразой. И это из нас, из тех, кто вырос в эпоху писем. Каждый день я слышу от своих студентов: я понимаю, но не могу сказать словами, ЧТО я понимаю. Сегодня  1 человек из 100 напишет мне нормальный, разумный вывод к лабораторной работе. Можно сколь угодно долго говорить о том, что в будущем это, с позволения сказать, чистописание не пригодится, что следующее поколение само выстраивает себе приоритеты согласно своим интересам, что завтра наступит эра новых технологий, только эти новые технологии нужно будет кому-то создавать, а это вряд ли под силу человеку, не умеющему думать...

#
Система Orphus