Полная версия сайта Мобильная версия сайта
Анна Северинец аватар

Вот представьте себе: современные школьные программы по русской, например, литературе, наполовину повторяют школьную программу царских гимназий. Скажем, "Капитанскую дочку" в двенадцать лет читали еще при Бунине, а "Мцыри" в школьной программе уже полтора столетия. То ли традиция, то ли инерция, то ли равнодушие составителей программ.

Причем ладно "Дочка" и "Мцыри" - как раз это детям всегда нравится, идет на ура и запоминается.  Да и русской литературе больше повезло - там все-таки и литературоведение, и педагогика помощнее. 

Но вот, скажем ,в программе по белорусской литературе до сих пор читают всякие "я мужык-беларус" Купалы и прочую затирку. Хотя белорусская литература затирками не исчерпывается. До сих пор читают "Кветку пажоўклую", хоть ценностный ряд там давным-давно отжил свое. 

Особенный ужас в младших классах. Какие-то длиннющие, плохо написанные литературные сказки - и это детям, которые в пятом классе уже освоили всего Гарри Поттера и в книжном, и в киноварианте.

 Читаю "Пялёстки" Владимира Дубовки. Ну как может школьная программа проходить мимо этой книжки? Вот если выбросить три четверти учебника по беллиту за пятый класс - и просто почитать "Пялёстки". Ничего больше не надо.

Мне иногда кажется, что общечеловеческое читательское счастье лежит очень близко и на видном месте - нужно только руку протянуть.

Я, конечно, ошибаюсь, потому что счастье не в книжках и не всем такое надо.

А жаль. 

 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (17) Последнее сообщение
Веранда аватар

а мне наоборот очень нравились  и нравятся белорусские сказки с цмоками и прочими Янкамии картинки в книжках были крутые

Веранда аватар

эту серию иллюстраций просто обожаюoriginal.jpg

рассматривала часами- очень часто в волосах были цветы и колоски нарисрованы

Анна Северинец аватар

эх, были бы там сказки про цмоков! как бы не так... 

Gina аватар

да!! я тоже подолгу рассматривала эту картинку))

Кот аватар

Страшнее всего в школе для меня была белорусская литература.

 

Анна Северинец аватар

и для меня. Страшнее даже математики. 

Dinka аватар

в младшей школе ребенку по  бел.литературе задавали учить наизусть стихи современных поэтов, по сравнению с которыми "Я мужык-беларус"  нашего детства просто пестня. Там были такие рифмы и обороты речи, что мой ребенок не в состоянии был  просто прочитать, правильно расставив ударения.  Сначала я читала их несколько раз про себя определяя ритм и рифму, потом вслух ребенку, чтобы он вообще понял что это стихотворение, имеющее структуру, потом учили по столбикам. 

А вообще я согласна программы надо пересматривать. жизнь меняется и литература тоже. Интересно  "Отцы и дети" и сны Веры Павловны учат до сих пор, или уже оставили в покое? 

Анна Северинец аватар

Отцы і деті учат обязательно:))) А что с ними не так? там же не в нигилизме суть ,а в отцах и детях:))) 

Dinka аватар

ну на мой скромнейший взгляд это не лучшее произведение отражающее вечную тему "отцов и детей". но лезть в дисскуссию на эту тему с профессионалом конечно же не буду, просто мне когда-то было смешно и странно читать. Может сейчас с высоты лет я оценила бы эту книгу, но нет желания перечитывать.

Gina аватар

а еще в любви.Happy

Lapka аватар

Мы все стихи так учили. Сначала я читала для образца, потом он учил.

Ирина Петрович аватар

У меня вообще большие вопросы к школьной программе по литературе. Например, не понимаю, почему нельзя дать детям какой-то объем интересных зарубежных произведений. И не как внеклассное чтение (есть оно еще?), а именно в программу включить. 

Русская литература - не понимаю, зачем в каждом классе одни и те же стихи читать и учить. У Пушкина, Лермонтова стихов хватает, так почему одни и те же?

Белорусская литература. Программа - вообще ужас ужасный. Но я ее очень любила, потому что с учителем повезло. Мы не читали произведения по общепринятой программе, она свою программу составила, и было так интересно, что читали абсолютно все. Такие разные произведения были - от сказок до относительно современных авторов.

Кот аватар

А, вот еще кошмар из детства. Описание дуба в "Войне и мире". И это надо было учитьь и писать сочинения.

heartache аватар

Мне иногда кажется, что в школе дают не всегда самые интересные и нужные произведения/материалы, чтобы ты с детства усваивал - не все из того, чем тебе придется по жизни заниматься будет тебе интересно, нужно, понятно, приятно и т.д. Меня по большей части удивляет включение в программу всяких Слов о полку и прочего, кажется это надо выносить на какой-то факультатив и то только для очень интересующихся. Может я и не права, но такое мнение сложилось лично у меня.

Я  помню, что в 7 классе у нас была молоденькая учительница  по бел. литу и она нам рассказывала и про литературу не из учебника, я читала тогда "Сiвую легенду" с ее подачи. Хотя до этого мы читали "Зямлю пад белымi крыламi" и она мне как-то совсем не зашла. 

Doni аватар

а у нас на бел. лите. было часто и густо пазакласнае чытанне, как сейчас помню себя в период переходного возраста, читающую "Прынцэсу з тусоуки". А самые "тяжелые" воспоминания - наизусть отрывок "Песни про зубра" Гусовского. оооо, как было сложно!

Natali16 аватар

Не в тему, но от души))) Моя доченька принесла подарок -  книгу-раскраску "Читаем по слогам" со стихами К. Северинца, в школе мальчик подарил... 

Анна Северинец аватар

Ой, как приятно:))) 

#
Система Orphus