Полная версия сайта Мобильная версия сайта
Анна Северинец аватар

Я, конечно, знала, что будет плохо, но не знала, что до такой степени. 

И дело даже не в том, что мои одиннадцатиклассники понятия не имеют, кто такой Быков и что он написал, "Каласы пад сярпом тваим" читали только в кратком изложении и никому не понравилось, не помнят, что такое ВКЛ и твердо уверены, что Пушкин с детства разговаривал на русском (ну все же знают, что он до двенадцати лет говорил и писал только по-французски, правда?) - в общем-то, здесь нет ничего удивительного, такие дети из года в год приходили ко мне в вуз на первый курс, так что я была готова. 

Тут задачка вышла посложнее. 

Во-первых, они вообще не любят читать (мои-то студенты были по определению гуманитарии, так что мне не приходилось прививать им любовь к чтению, а прежние школьники были помладше, там проще - прививай не хочу), а эти просто вообще не понимают, зачем читать книги. 

И во-вторых, они тем более не понимают, зачем читать по-белорусски. Национального компонента в них не обнаружено в принципе. То есть эта тема для них совершенно мертва. 

Я их полностью понимаю. Действительно, трудно объяснить современному негуманитарному ребенку, зачем читать книжки. И уж тем более белорусские. Утилитарные и неглубокие их головы действительно не видят никакого смысла в знаниях, которые не пригодятся им при поступлении. 

Так я, собственно, за советом. 

Можете ли вы, вельветчане, ответить мне на два вопроса: 

1. Зачем лично вы читаете книги?

2. Что вам с того, что вы - беларусы? (русские, литовцы, немцы, украинцы). 

У детей я это тоже обязательно спрошу - но мне интересен порядок мнений у других людей (не у себя и не у моих родственников). . 

 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (93) Последнее сообщение
lijageo аватар

1)Никогда не читала книги, чтобы стать умнее (исключение научные конечно)

Чтобы прожить не свою жизнь.

Мне нравится представлять себя героем книги, думать "а как бы я поступила" и т.д. Узнать, как жили другие. Узнать историю.

2)А с того, что я знаю, что у меня есть дом, родные места, то, что объединяет мою семью. Я могу сказать кто я и откуда. Национальность для меня всего лишь не значительное отличие от других, особенность, которая связана с местом рождения твоего и твоих предков. Кстати, я горжусь, что родилась в Полоцке

***

смутный ответ, но зато это моя правда.

Анна Северинец аватар

отличный ответ, спасибо большое! 

Юлия Петруненко аватар

ой, всегда затруднялась ответить на такие общие вопросы) 

1. Чтоб расслабить мозг. Чтоб напрячь мозг. Чтоб в другой реальности очутиться. Чтоб пережить то, что в своей не переживу. Чтобы узнать то, что думают другие люди. Или даже животные) Чтоб ахнуть от чужой выдумки. Ну и я еще люблю хороший язык - поэтому это просто удовольствие, наблюдать за чужой игрой слов

2. Примерно то же, что мне с того, что мои родители - мои родители. Ну вот есть они, я их люблю, горжусь) 

а детей можно приучить к чтению безжалостными порками  

Сказка аватар

1. Читаю, потому что для меня это самое лучшее развлечение и времяпрепровождение.

2. Ничего. Мне все равно.

Alvaro аватар

1. Если сразу зацепило или есть осознанный интерес, сформированный еще до книги. Обычно личность автора привлекает. Но... если честно, давно уже никто не интересен.
2. Ничего с того, что я беларус. Кроме того, что понимаю и практически разделяю карму сообщества под общем именем "беларусы".  Считаю отличительные черты по национальности ничтожными. В моих детях смешаны крови уже четырех народов, и мне просто не понятно, о чем вообще речь, кроме попытки повысить свою самооценку за счет умения объединиться в группу по национальному признаку. Таких людей, как я, моя жена, и мои дети, обычно вырезали в случаях межнациональных конфликтов. Это я тоже осознаю. 

Бубнова Вера аватар

1) С детства любила читать. Это возможность узнавать новое, путешествовать по странам и эпохам, люблю следить за героями книги, за их характерами и поступками.

2) Здесь дело обстоит туго. Я не отождествляю себя ни с какой национальностью. Родители у меня славянских национальностей, родилась я в  стране. Тяготею к еропейскому менталитету. В общении мне совершенно все равно, кто какой национальности и на каком языке говорит. Для меня важна суть человека. Путешествия и жизнь в разных странах открыли мне, что все, что мы думаем о национальности того или иного человека, не более чем наши стереотипы. Все люди разные, хотя с некоторыми объединяющими признаки, но каждый индивид.

Сигрун аватар

1. дЕРУСЬ ПОТОМУ ЧТО ДЕРУСЬ (Портос)

"Чітаю потому что чітаю" (Я)

Потому, что дышу с рождения и читаю с 5 лет. Потому что помню азарт поиска книг на домашних и библиотечных полках (я дитя СССР, шелухи попадалось мало)

2. Я белорус и это данность. Как цвет глаз.

Как то просто все.Happy

А насчет детей - добро пожаловать в реальный мир Happy

Galunechka аватар

1. Читаю, потому что зависимость (аж плохо становится, если буковок не вижу день, как наркоман). Чтение для меня круче телевизора  - я его вообще не смотрю, а в книге слов  не вижу - перед глазами яркие картины. Я словно там присутствую. Иногда казусы случаются -в момент прочтения страшных моментов при неожиданных звуках орать начинаю от ужаса. И неправда, что для того, чтобы дети читали, они должны видеть родителя с книгой. Мама у меня читала мало, я -запоем, дочь не читает вообще (сокращения по программе максимум).

2. Мне нет разницы, кто человек по национальности. А бесит, когда всякие ... начинают в чужом монастыре правила свои устанавливать. С другой стороны, не совсем хочется, чтобы лет через 30 половина населения Беларуси была с китайскими генами. В-общем, не знаю.

Ol'ga аватар

Чтение для меня как возможность перемещения куда-то, в кого-то и исключительная возможность погружения в саму себя. Читать люблю медленно.

Национальность для меня не предметна. Но определяет внутреннюю потребность пользоваться плодами культуры и возможность что-то производить.

Еще подумалось. Возможно желание читать в какой-то степени выражает зрелость, сверка пульсов.

 

Веранда аватар

1 я читаю по тем же причинам, что и Юлия П. Happy просто чтение люблю,  и . как человек сейчас впервые узнавший что Пушкин до 12 говорил на фр., замечу, что в школе "навязывание гения " дало прямо противоположный эффект- от него воротило- когда хотелось читать про 3 толстяка и петрушку-нужно было эти письма евгениям учить-бррр -вместо войны и мира- я тайком читала сказки бажова  и  рецепты и письма читательниц в журнал работница за 1986 год Happy))- но у меня до сих пор децкий, а не взрослый мозг  и достоевскому я предпочту "казино" пьер рея или невидимый легион рейто Happy)) может нынешние школьникик такие же Happy как я

2. я четко понимаю, что я белорусска, в этом нет особого профита для меня , но в целом и общем- белорусы- "это мои",я не сколонна нести на щите доблестный  вэкаэл - слишком давно это было,  я из тех, кто любит даже  елфимова и верасы, люблю когда наш флаг поднимается на соревнованиях и олимпиадах, и сейчас мне правда стыдно за то, что когда мы выходили на рабочий субботник  для посильного вклада в строительство  нац библиотеки, я как замшэлы дзед бубнела, что это не справедливо и лучше заработанные в тот деньденьги  отложу на отпуск Happy))) горжусь и люблю свою родню- все белорусы Happy))

Малечка аватар

1. В детстве была сумасшедшая жажда познания и калейдоскоп чтения: художественная литература, сказки (очень долго и много), энциклопедии, биографии. Проблема была только одна - умудриться достать интересующую книгу (купить, взять в библиотеке, у друзей). Постепенно чтение превращалось в удовольствие от хорошего языка, стиля, получаемых эмоций в самом широком диапазоне. Немалое влияние оказали две учительницы литературы - в 4-м и 8-м классах. До сих пор помню вымученное летнее чтение скучных "Мертвых душ", и музыку, которую я услышала с помощью своей учительницы в тех же самых строчках, и запойное перечитывание как будто совершенно нового произведения.  Сейчас читаю сравнительно мало, люблю читать по рекомендациям людей, которых ощущаю на одной волне с собой. Причина простая -  жалко времени на перелопачивание тонны руды ради одного бриллианта. И узнавание нового отступило на второй план. Важнее чувства. Хорошая книга меняет мой химический состав, и я очень люблю это ощущение.

2. Ничего мне с того  Но, если честно, в глубине души мне тепло от того, что я белоруска. Не могу объяснить почему.

Наяна аватар

По первому пункту как и все тут))))

По второму ничего не

lavazza аватар

1. Читать люблю с детства. Получаю кайф от бумажных книг... даже от того, что держу книгу в руках. А читаю по разным причинам - чтобы что-то новое узнать, чтобы получить удовольствие от сюжета и стиля, чтобы убедиться, что классно или нет, чтобы... 

2. ничего. 

Risha аватар

книжки я читала для эмоций. и всё собстна.

потом я уже читала, чтобы знать.

но в первую очередь художественная литература для меня  --  это хавчик для души. если у них, у этих детей есть чем кормить душу, то книги им зачем-то?

если ради знания, то есть вариант ...но это  скорее специализированная литература

Gina аватар

Про почему - это как ответы у Юлей.)

Про что с того.. Гордость, подкреленная некоторыми знаниями о нашей истории, архитектуре, самобытности. Природа. Духовное богатство. Но тут такое дело.. Если бы мы родились в какой-нибудь Америке или Италии, то тоже были бы горды этим по своим собственным культурно-историческим ценностям-причинам.

1-го сентября, когда дочка пошла в сад, я пошла в книжный магазин и купила ей две книги на белорусском языке. Мне вдруг почему-то так захотелось - на белорусском. Такой маленький шаг в детскую сознательность и широту восприятия мира, а в частности - знакомство с нашим родным языком. (Это я типа выпендрилась сейчас )

Risha аватар

Анна, про "беларусы"...

а ничего. или так:

вот в центре Европы. нет землятесений и наводнений и пожаров  --  достаточно спокойно с тз погодных катаклизмов, не то что лос анджелес или токио... например

войны нет.

история тоже интересная, Ф. Скорина какой молодец

а так я космополит, и рождение беларуской рассматриваю как например рождение женщиной славянской внешности  --  некая данность просто

Risha аватар

И Анна, на моё ИМХО, надо ЗАСТАВЛЯТЬ. Какими угодно средствами, с ними бесполезняк играть  либерала

Morgenstern аватар

Соцопрос. Плюсуйте этот коммент те, кто не знал, что Пушкин до 12 лет разговаривал только на французском. Интересно, что же получится... 

Gina аватар

Честно говоря, я что-то такое смутно помню..., но плюсик все равно поставлю.

Morgenstern аватар

Я знаю, что он говорил на французском, собственно, в то время многие на нем говорили. Но вот чтобы только на французском, и совсем не знал русского... честно признаюсь - нет, не знала 

Gina аватар

Вот, ты более точно описала мою "смутность".)) да, именно так.)

Веранда аватар

 я думала он русский знал с детства- ведь у него богатый язык- и потом Родионовну к нему после 12 лет приставили что ли? или она фр знала?

Risha аватар

да кстати на каком няня сказки рассказывала?) неувязочка!

Dalila1983 аватар

Да он так, из-за лени, решил написать историю России, так, между прочим....чисто по-приколу

Для няни)))))

Малечка аватар

разве Анна написала, что он совсем не знал русского?

по-моему, имело место обычное двуязычие, когда в салонах - французский, вне их - русский, он же не в салонном вакууме рос 

 

Morgenstern аватар

"он до двенадцати лет говорил и писал только по-французски"

Малечка аватар

а думал на каком?  шучу я 

ну не могу себе представить, как он плюшку у няни по-французски просит 

надо Анну дожидаться... 

 

Risha аватар

что только на французском  --  нет. но теперь многое прояснилось

Сказка аватар

Пушкин, несомненно, "хений" (вот откуда это "Пушкин - хений" - не могу вспомнить), но зачем всем очень надо знать, что он разговаривал исключительно на французском до какого-то там возраста? И почему это обсуждалось на уроке белорусской литературы?

Интересно просто

Ol'ga аватар

Здесь речь идет о русской литературе. 

У меня есть знакомые, которые в детстве разговаривали на одном языке, потом в 5, 10 перешли на другой. Не сумею это выразить, но что-то в этом есть уловимое и неподвластное. Маленького масштаба явление.

подумала еще.   Язык закладывает код, козырную карту, русло реки жизни. О понесло меня. 

Лира аватар

1. Читаю для того, чтобы погрузиться в другой мир, другую реальность. Для того, чтобы отвлечься от повседневной суеты, серых будней, чтобы освежить гоову, в конце концов. Читаю для того, чтобы было над чем поразмыслить свеженьким. Размышляя над сюжетом книги, ее героями и их действиями, обычно получается найти ответы на какие-то свои вопросы, переосмыслить свои действия и даже что-то спланировать на будущее.

2. А вот на этот вопрос я, честное слово, не знаю ответ... Я, конечно, горжусь белорусской историей, многострадальностью белорусского народа, его менталитетом и широтой души, но патриотизма в полной мере этого слова практически не испытываю. С таким же удовольствием могла бы быть американкой, австралийкой или еще кем. 

Dalila1983 аватар

1. Я читаю книги для перенятия опыта книжных героев. Да, я уникальна, НО ситуации в моей жизни НЕ уникальны, а, пожалуй, заурядны.  Это помогает мне "подстелить соломку" перед набиванием шишек сына ошибок трудных. Не надо недооценивать классиков, они потрясающие психологи, о чём, собственно и повествуют. Это харАктерность поведения. Поведенческие роли давно описаны, нужно быть полной идиоткой, чтобы их игнорировать) 

2. Знание моего менталитета, менталитета нации,  к которой принадлежу. Это опорные точки моих мыслей, поступков, мотивов.Это внутреннее чуткое понимание того , что такое хорошо и что такое плохо. Это то, что отличает меня от "западного человека", например. Это фундаментальные опоры личности. Я бы даже сказала, что космополит - это не заслуга, а диагностика полной фрустрации личности, т.е. я - всё, но ......я ничто по сути. 

СКАЗКИ - ЭТО МУДРОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА  ОБЛАЧЁННАЯ В ПРИМИТИВНУЮ ФОРМУ. Обожаю их))))

Да елки-палки!!!! Мы же ведь все просим Деда  Мороза (или золотую рыбку) исполнить наши сокровенные желания)))) (на худой конец, "конька-горбунка" из соседней квартиры)

Страшимся чёрной коши, покрываемся холодным потом , если рассыпали соль, красим яйца на Пасху, закрываем сезон купания после Ильи......

Тося аватар

А как же он общался с Ариной Родионовной?

Тося аватар

Беларусь - мать родная. )

Читаю, чтобы узнать нужное для себя, пообщаться с интересным человеком (автором или героем произведения), побывать в разных местах земли, отвлечься, поплакать, попереживать, порадоваться, успокоиться.  с возрастом к выбору литературы начала относиться ооооочень критично. столько ненужного начиталась в школе и универе..

Larysa аватар

1. чтобы подумать

2. ничего. это моя суть и всё.

похоже, Вы попали в реальный мир, и наконец-то узнали важность литературы в современном обществе. я сама училась в такой школе. я бы на Вашем месте нашла в классе несколько пар заинтересованных глаз (а они найдутся) и работала для них, а остальные пусть получают заслуженные оценки. если им не нужны и не интересны знания, то оценки точно нужны.

мой муж до сих пор вспоминает, как лет 20 назад его чуть не побили смолевичские ребята за то, что он не согласился с тем, что пятна на луне - это отражение Земли Happy теперь, наверное, Вы учите их детей Happy

Lapka аватар

1. Люблю читать, люблю погружаться в книгу с головой и поднять голову только после последней точки.
2. Горжусь своей национальностью, знаю и разговариваю на родном языке, наверное, потому что живу в чужой стране и нет возможности чаще бывать в родных местах. С наслаждением слушаю, как разговаривают земляки, даже если это не литературный язык.

Ol'ga аватар

Может это будет интересно. Из личного опыта.

Моя дочь училась в литовской школе. В детстве отказывалась читать на русском. Знакомые приходили в ужас от моего попустительства. Морализировали. Я упрямо ждала. Пробовала что-то подпихнуть. Помню первую страницу "Тома Сойера". Она читает вслух и я понимаю что для нее это дебри, что надо разбирать текст. Еще какие-то заходы сделала. И опять надо было ждать. А в 9 классе она стала читать, будто читала всегда.  

Читала и читает всегда. 

 

Morgenstern аватар

Вот сегодня наткнулась по теме http://echo.msk.ru/blog/n_romanova/1391440-echo/ :

"Абсолютное большинство - то есть все без исключения - не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох - и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают,кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто","церковные люди", "Виктор Цой". 

В старшей группе из 15 человек ( возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный"," тот, кто живет один", "человек, который иждевал"," кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчечего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено. "

Risha аватар

пр песнь ладно

 

про иждивенца поржала  блеск

Morgenstern аватар

Почитай обязательно по ссылке, там про Мандельштама пишут "Мандель Штамп", а Бабель - это женщина, конечно же 

solnihko аватар

Анна, ) вы , ищите иcтoчник нaционaлизмa не тaм, где oн на caмом деле! Иcтoчникoм нациoнaлизмa всегдa являeтcя гoсудapcтвенная влacть. Она жe поддepживaeт и взpaщивает все блaгoприятныe для национaлизма течения. Кинo - стpaшная cила, Америка не прогадала. Стoит ли пoтoм удивлятьcя идеологичности амepиканского кино? В России и вo вceх бывших сoветcких peспубликaх это поддepжка РПЦ (не пpaвославия), в США - Гoлливуд. Cила aмериканской нации - в экoномическoй и культуpной экспaнcии. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/8073/%D0%AD%D0%9A%D0%A1%D0%9F%D0%9...   Это тoт путь, пo котopoму пытaлся идти Китай eщё в 15 стoлетии. Амepика - духoвный нacледник Рима. Покa у неё ocтаётся лишь один сеpьёзный coперник - Китай, китайская нация.

Ol'ga аватар

Общение в интернете, уникальное явление.

Ваша интерпритации темы меня изумила. Могу ли полюбопытствовать как или почему Вы обнаружили поиск национализма? Я еще раз перечитала, не вижу такой нити. 

solnihko аватар

У Анны все темы, ну конечно кроме  дачных, сводятся к национализму.)

solnihko аватар

p.s. Так нечаянно, осторожно) ну вот " 2. Что вам с того, что вы - беларусы? (русские, литовцы, немцы, украинцы).

У детей я это тоже обязательно спрошу - но мне интересен порядок мнений у других людей (не у себя и не у моих родственников). ."

Ol'ga аватар

А что в этом вопросе националистического? Можете ли растолковать? Я еще в большем недоумении. 

Morgenstern аватар

1. Читаю для того, чтобы кроме своей жизни прожить еще миллион других - в разное время, в разных местах. Узнать других людей, почувствовать новые эмоции, задуматься над чужими мыслями. 

2. По предкам я русская плюс немножко украинка, с рождения живу в Беларуси. На соревнованиях "Россия-Беларусь" болею за Беларусь , но отношу себя скорее к славянам, чем к русским или белорусам. А вообще я космополит .

История, культура, литература и т.п. интересуют меня вне зависимости от их национальной принадлежности, и людей я идентифицирую тоже по другим критериям.

rigga аватар

1.читаю потому что...люблю читать это как про театр у Дорониной....

2.я русская и этим горжусь как то так

Morgenstern аватар

Анна, я думаю, что проблема заключается не только в детях и их нелюбви к чтению. В одной из своих недавних статей Вы подняли очень правильный вопрос - о нежелании учиться в принципе. Это действительно перевернутые ценности - когда человек сознательно отказывается от движения к новым знаниям и не понимает, зачем это нужно. У людей нет интереса к знаниям: дети не хотят познавать мир посредством чтения, взрослые - посредством путешествий (ну простите), престарелые - отказываясь от современных технологий. Все это - сужение кругозора до масштабов своего мелкого мирка, в котором можно комфортно провести жизнь, самозабвенно играя в танчики, варя борщи или дотягивая до пенсии на нелюбимой работе. Сразу уточню, я не с сарказмом написала про такой стиль жизни, ведь счастливы те, кто сумел найти счастье, в чем бы оно не выражалось.

Когда мы были молоды - мы были голодными к знаниям, даже в библиотеке надо было записываться в очередь, чтобы почитать интересную книгу, не говоря уже о процедуре покупки книг домой. А сейчас дети настолько завалены легкодоступной информацией, что они, как и большинство взрослых, идут по пути наименьшего сопротивления. Может, это и правильно, вот как в эпизоде из фильма (от КоМо) - кто-то знает "урки", кто-то "орки"...ну и на что это влияет?

Бубнова Вера аватар

Аня, вот меня тоже всегда мучает вопрос: почему у европейцев и азиатов есть тяга к знаниям, а у нас нет?

Почему там взрослые водят детей в музеи и на концерты? Почему родители не возмущаются, когда воспитатель или учитель в школе не говорит на языке страны (а порой даже его не понимает), а говорит с детьми  только на своем родном (одном из европейских) языке? Почему так много тинейджеров и студентов японцев и китайцев в музеях Европы? Почему в студенческих библиотеках уже в 8 утра нет свободных мест и практически весь библиотечный фонд в свободном доступе?

Этих почему у меня такое количество, что часто мне стыдно, что я с трудом изъясняюсь на английском, никогда не была в Лувре и музее Коперника, стыдно, что закончив финансовый факультет я не могу объяснить как работает Forex.

Ломаю голову над тем, как сделать так, чтобы моим детям не было стыдно за свои знания.

Аня Северинец, сорри за оффтоп, но реально наболело

Ol'ga аватар

Увлекательная тема.

У меня есть предположение на Ваше "почему".. Возможно есть разный эмоциональный фон учебы. Нет одергивания, оценочности хороший-плохой, человек любого возраста не чувствует себя недочеловеком в процессе. Мы тут обсуждали эмоции когда учатся вождению. В общем, ежикам пора сбривать иголки. 

#
Система Orphus