Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чытаем сваё. Акудович, Рублевская, Манцэвич.

Анна Северинец аватар

Второй раунд нашего с вами литературного обсуждения стал для меня, как это говорится по-белорусски, "лёсавызначальным" (не знаю, как перевести - то ли "судьбоносным", то ли "характероформирующим"). Одна из трех предложенных к чтению книг наконец-то навела порядок в моем восприятии Беларуси, белорусской национальной идеи, белорусского будущего и своего места там, в этом будущем. Не скажу, чтобы я была полностью согласна с автором - но книжка удивительным образом поспособствовала тому, чтобы калейдоскоп моих знаний о родине сложился наконец в картинку. 

Я имею в виду, конечно, Акудовича и его "Код адсутнасці". Я с удовольствием дам кратенький русский синопсис для тех, кто не смог прочесть книгу по-белорусски - ниже, в комментариях. Здесь же просто скажу: очень жаль, что Акудовича плохо читают, и особенно жаль - что его плохо читают в беларускамоўнай среде. Он очень во многом прав и очень многое предвидит. 

Две другие книжки, к сожалению, поблекли на фоне Акудовича - одна меня несказанно разозлила, вторая - подарила несколько приятных часов, но не более того ,впрочем, автор ,что называется, и не претендует. 

А какие впечатления от прочитанного остались у вас? 

Сейчас я задам три ветки обсуждения в комментариях - и с огромным удовольствием "распачнем абмеркаванне". 

Мне очень хочется узнать ваше мнение о трех книжках, и особенно - о концепции Акудовича - присоединяйтесь! 

Комментарии

Всего комментариев (35) Последнее сообщение
Анна Северинец аватар

Для тех ,кто не смог прочесть Акудовича, даю краткий синопсис. Конечно, полный текст - это полный текст, доказательный, подробный, неторопливый, с фактами, документами и анализом ситуации, но - что ж делать. Кто вдохновится - попробует прочесть. 

Итак. 

Автор "Кода отстутствия" выдвигает парадоксальную мысль о том, что любые попытки построить независимость Беларуси на этнографическо-языковой платформе (то есть беларусы, условно говоря, - те, кто любит ВКЛ и говорит по-белорусски) - провальны. Они никогда не воплотятся в жизнь, потому что а) у белорусского языка как языка всей нации нет перспектив, б) история Беларуси не воспринимается большинством белорусов как история своей страны. Да и героями, говорит Акудович, она тоже такой не воспринималась:  Скарына, например, и слова-то такого не знал - Беларусь, равно как и Рогнеда, и Ефросинья Полоцкая, и Витовт, и Кейстут с Ягайлой. Это не вина белорусов - это беда: за 400 лет все, что было белорусского, было вырезано, выжжено, запрещено к использованию и вообще стало для людей "знаком беды". Винить их за это нельзя - в конце концов, проблема национальной самоидентификации - это проблема очень узкого круга людей, которым почему-то "не сидится" на месте. Белорусы  - нация не "этнографически-языковая", а "социальная", утверждает Акудович, нас объединяет не язык и общая история, а способность одинаковым образом реагировать на вызовы социума. 

А что же мова? Что же ВКЛ? Их куда? А вот куда, объясняет автор. сегодняшний мир на самом деле все дальше и дальше уходит от понятия "национальное". "Беларусь сегодня - это Франция завтра", заявляет автор (парадоксально, правда? но факт). так вот беларушчына, мова, Витовты и Кейстуты - они и станут (стали) интеллектуальной резервацией, интеллектуальным заповедником, где сохранится аутентичная культура - не для всех, а только для тех ,кому она нужна. 

Это очень кратко. Доказательства и попутные рассуждения Акудовича великолепны: он камня на камне не оставляет на приемах и технологиях нашего Адраджэння, уравнивает Позняка и Лукашенко, очень взвешенно, без передергиваний, анализирует причины настоящего успеха нынешнего президента, разбирается с мифом о Богушевиче и Мицкевиче, словом, чистит авгиевы конюшни нашего (моего) представления о Беларуси. 

Лично я не была бы столь категорична в вопросах языка, и не стала бы так уж сильно противопоставлять "посполитый люд" (так Акудович называет белорусов) и "свядомых", потому что у каждого свядомого бабушка - посполитая, но - он автор, ему и решать. 

особенно подкупает то, что сам акудович - ведущий деятель белорусского Адраджэння, а потому знает ,о чем говорит. 

А что вы думаете по этому поводу? 

Risha аватар

Анна, про Акудовича я не знаю что сказать)))

Вы пересказали и добавить нечего.

Ну кроме того, что читать его, надо быть товарищем хоть раз впавшим в метафизику, если Вы понимаете о чём я)))

Анна Северинец аватар

Happy)) Мне кажется, мы все тут хотя бы раз - но впадали в метафизику:) 

Мне очень легко читалось, хотя в обычной жизни я философскую литературу не люблю. 

ma_marina аватар

Первая моя книга, которая страшно тяжело читается, ужасно тяжелая для меня подача материала, но! которую я так настойчиво хочу дочитать. Пока я на половине пути, продираюсь сквозь слова, перечитываю некоторые абзацы по два-три раза, чтобы вникнуть в суть, но, чем приятно удивлена, прочитав ваш пересказ, суть улавливаю точно. Обязательно дочитаю. 

Анна Северинец аватар

Как все-таки индивидуально все:) А я сколько читала, столько радовалась легкости стиля:) 

Но тут, может, совпало, что я сейчас вообще много читаю на эту тему в свете подготовки к урокам:) 

Вы только не бросайте. Потому что и вы, мне кажется, тоже на пути туда, в эту самую спасительную, но не для всех существующую Беларусь:))) 

ma_marina аватар

ну что, я дочитала. Сказать, что внутри щелкнуло и перевернулось - ничего не сказать. Удивленно-вопросительное выражение лица не покидало меня все время, пока я читала. Даже муж переспросил: Акудович что, придумал новые буквы, что так удивленно читаешь? Ну, буквы нет, но новое не придумал, а увидел - это точно. Еще раз спасибо за книгу. Жду продолжения с нетерпением-волнением

Анна Северинец аватар

 Какой молодец муж! 

У меня тоже все перевернулось:) 

Я даже до сих пор не могу к белорусским темам подступиться, настолько все в голове перещелкнуло:))) 

Я уже знаю, что следующее будем читать:))) 

Вот немножко подождем - и продолжим:)))

Shantaram аватар

А я соглашусь с Акудовичем по той простой причине, что, несмотря на то, что с радостью, подсмотрев у сотрудницы на работе, приобретаю некоторые аксессуары и одежду для всей семьи в LSTR, с радостью читаю книги на белорусском языке и белорусских авторов (когда время позволяет), придерживаюсь методолического обоснования одного замечательного автора - Бенедикта Андерсона

Я думаю, всем полезно почитать, особенно в связи с последними событиями в мире и у наших соседей.

Анна Северинец аватар

Да, Акудовіч на Андерсена там ссылается, кажется. 

Но вот іменно последніе событія у нашіх соседей как-то ідут вразрез с Акудовічем. Еслі в глубіну посмотреть. 

Shantaram аватар

Анна, мужа заинтересовала книга, пытался скачать в интернете - не получилось. Вы покупали ее в книжном или заказывали через Интернет? Спасибо!

Risha аватар

она на 2х языках.

на русском и беларуском, на беларуском в книгарне Логвина, на пл Победы

на русском только если скачать и распечатать

Анна Северинец аватар

На русском не получилось у меня скачать. ТОлько по-белорусски нашла в Камуникат орг:) 

Если где найдете по-русски - свистните, есть желающие:) 

Shantaram аватар

Спасибо огромное!!!

Risha аватар

"Птушки"

Если маленькую девочку пугать бармалоеем, вадяным, милиционером и проч злыми дядзками они вырастут лесбо, боящимися мужчин

нет, ребята, я ещё в самые  дерпессивные времена просто море позитива по сравнению с этой книгой, в той части где она проза)

поэзия  --  хорошо

Што мне рабіць з табою,
такой прыгожаю?
Калі ты стаіш на кухні
ў адных шкарпэтках
і варыш каву. мне.
у маёй кватэры, –
Глядзець на цябе.
Што мне рабіць з табою,
такой разумнаю?
Калі ты расказваеш
мне. з захапленнем
пра фільм, які паглядзела,
пакуль я была на працы, –
Слухаць цябе.
Што мне рабіць з табою,
такой пяшчотнаю?
Калі ты ўсміхаешся
і кратаеш мяне за руку
сваёю рукой
пяшчотнай, як ты ўся, –
Абдымаць цябе.
Што мне рабіць з табою,
такою дзікай?
Калі ты ператвараешся
ў ваўчыцу, і я
імгненна
ператвараюся ў ваўка, –
Спаць з табой.
Што мне рабіць з табою,
такою зменлівай?
Кожны дзень рознаю,
Непасрэднаю,
пазбаўленай логікі, ды
Нявечнаю, –
Быць з табой.

Я не хочу и не собираюсь видеть в этой литературе социальную значимость. Это как в начале МИМ Булгакова "Вы показали Иисуса как отрицательный персонаж, но суть в том, что этого персонажа никогда и не существовало"

Я не собираюсь рассматривать текст как гей тему, я рассматриваю его как человеческую рефлексию. И он мне всё равно не оч нравится, немного нравится ,потому как всё таки цепляет за чувственно-эстетическое, на что и рассчитан любое худ призведение. Но осадочек остаётся чернушный. А я просто не люблю чернушность беспросвентую Если она есть, то чтобы тонкая полоска света выглядела возможной и красивой, для выразительности, а здесь читатель вязнет в чернушной рефлексии как в болоте и хочется только выскочить в простую реальность простых ясных вещей, потрогать их руками и найти где верх где низ, где свет....

Поэзия, которой простительно низвержение в гиперболу чувственности как раз таки выглядит неплохой, но уже само пространство поэтического всегда оставляет некий зазор для дофантазирования, для света, который как в трещины просачивается сквозь тест рифм. Поэтической части птушек  --  годно.

Анна Северинец аватар

Согласна с вами, Оля, только лично мне и поэзия не понравилась вообще. 

Вся книга Насты Манцэвич выглядит для меня деланной, специально написанной в струю ,которая по-прежнему считается конъюнктурной.

Но дело в том, что сегодня существуют потрясающие фильмы, потрясающие книги на тему однополой любви - особенно в Америке - и нельзя сегодня эту тему подавать в разрезе экшна. ну какой это экшн? Кого хотим удивить? Кроме посыла "посмотрите, я это делаю с женщиной" - должен же быть и какой-то другой посыл???

Я его не прочла.  

Анна Северинец аватар

"Ночы на плебанскіх млынах" - книжка хорошая. Мастеровитая, гладкая и ровная. Продуманный сюжет, отлаженная система персонажей, диалоги, портреты, пейзажи, все, как в лучших книжках. Может, именно поэтому создается ощущение, что все уже где-то читалось. 

Впрочем, для подростков - можно рекомендовать без страха. Книжка высококачественная. 

А как вам? 

ma_marina аватар

Да, хорошая, потом поняла. Особенно в сравнении с Манцевич (из которой, кстати, я честно прочитала страниц 10 и решила не тратить свое время, простите Анна). Когда "Млыны" читались, казалось, что детский рассказик, а потом у меня появилось послевкусие от книги, стала анализировать и проводить параллели, и тут мне стало понятно, что каждая сюжетная линия возникла не просто так, что каждая реплика героев в итоге оказалась судьбоносной. Т.е. книга потом, что удивительно, показалась мне глубже, чем вам, Аня. Единственное "но": ну, не говорят люди в реальности, сидя за столом при свечах предложениями с тремя деепричастными оборотами кряду, вот это мне показалось ненатуральным и даже мешало чтению. Кстати, я потом прочитала и "Готический роман" (поэтому, Акудовича прочитать не успела до конца). Понравился, хоть и есть нюансы. 

Анна Северинец аватар

Вы очень здорово заметили про послевкусие. Я тоже его заметила, но забыла, как назвать. Очень приятное послевкусие, это точно:) 

Larysa аватар

 из трёх книг без раздумий выбрала Акудовича. Читается очень тяжело, чувствую, как не хватает знаний языка и общих знаний, но интересно.  Пока далеко не со всем согласна.

Очень не хватает времени теперь, из офисной бездельницы, которая могла читать на работе, превратилась в студентку, у которой нет времени  :) но обязательно дочитаю. к Вашему ревью добавить нечего. 

зы: за лето я всё-таки осилила и доделала народную кашулю-сорочку Happy я всё-таки за национальную идентификацию Happy и культуру Happy

Веранда аватар

Лариса а Вы хотите сюда однажды вернуться и жить здесь?

Larysa аватар

не хочу. но квартиру не продаю, может на пенсии приеду Happy когда-нибудь. 

Анна Северинец аватар

Слушайте, а ведь это мысль:) Вышить самой:) Так хочется вышиванку, но они ж стоят таких дурных денег! 

Larysa аватар

ручная работа стоит дурных денег, а то, что продаётся в магазинтах - не то. Мой костюм мне сделали мама с тётей, а эту кашулю я делала сама из самотканого льна (моя бабушка ткала не знаю сколько лет назад), вышивала "процягам", на машинке только боковые швы прострочила, всё остальное- руками. столько времени потратила, что не продала бы ни за какие деньги Happy

есть отличная книги "белоруский народный костюм" Зиминой и Лобачевской. там все техники описаны.

Анна Северинец аватар

надо бы заняться! 

Rusya аватар

Тема у Акудовича мне очень интересна, но книга пока "не зашла": чувствуется, что она "з цыклу
лекцыяў “Асновы беларускай ментальнасці”, падрыхтаванага для Беларускага Калегіуму", тяжело идет, тем более, что я сейчас почти все в слух читаю (хочу, чтобы дочка с рождения слышала белорусскую речь на уровне с русской). Поэтому после 10 страниц все-таки решила пока отложить ее. Но я ее обязательно прочитаю!

 

В итоге читаю Рублевскую. И я в восторге! Очень легко, интересно читать. "Скоки смерци" - очень понравился сюжет, очень понравился язык...

"Мифы горада Б" - пока в фаворитах, в них же очень понравилась параллель с древнегреческими мифами. Вообще было жаль, что последний прочитан.

Сами "Ночы..." особо впечатления не произвели, но на них поняла, что язык автора мне нравится и я с удовольствием буду ее читать.

Остальное - еще впереди)))

Вообще автор - талант (мое мнение), очень интересно пишет, к тому же на родном языке))) В слух ее читать - одно удовольствие)))

 

Про третью книгу пока и не думала, но что-то уже сомневаюсь, буду ли ее вообще открывать.

Анна Северинец аватар

Ой, не открывайте! Особенно если читаете ребенку вслух. не то чтобы я ханжа, но это деструктивное чтение, на мой взгляд. 

 Как здорово, что вам понравилась Рублевская! Она очень трудолюбивый автор ,у нее много книг, так что хватит надолго:) 

Сказка аватар

Честно признаюсь - начала Рублевскую и бросила. То ли жанр не мой, то ли с экрана мне не читается, то ли по-белорусски не воспринимаю тексты. Устаю очень от такого чтения.

Остальные не открывала даже. Времени не было. 

Наверное, не удастся у меня этот эксперимент - попробовать полюбить современную литературу на белорусском языке. 

Анна Северинец аватар

Удастся-удастся! Это ж еще не конец! Я специально для в ас таки найду что нужно! 

Сказка аватар

Спасибо за внимание, Аня. 

zoloto аватар

Рублевскую люблю давно и нежно))). Акудовича тоже люблю за то, что "мыслит Беларусь" - это уже плюс. Но я не так пессимистична. А в этот раз читала Манцэвич. Честно, в книге стоило бы оставить две вещи "Лагоды" и "Птушки". Благодаря первой у меня родилась к Насте стойкая и сильная симпатия, а вторая - это о нас всех. О том детском саде, где всегда было одиноко, увы. В остальном, непредсказуемые финалы очень скоро становятся предсказуемыми своей непредсказуемостью))). Мне кажется. автор может писать хорошо, но слишком часто хочет удивлять.

Анна Северинец аватар

Какая вы добрая, Аня 

olga- аватар

Попробовала  читать и  Рублевскую и  Акудовича. Рублевская для меня немного тяжеловата в чтении, но возможно это первое впечатление.  Акудович  очень легко читается.

Наконец отпустили в отпуск - буду читать.

Анна Северинец аватар

Вооот! А то я уже стала думать, что одинока в своем упоении стилем "Кода адсутнасци":)))

Обязательно  расскажите ,как вам! 

Тати аватар

Прочитала "Ночы на плябанскIх млынах".

Книга порадовала тем, что, может это и прозвучит грубо, она создает историю. А точнее мифы и легенды, которых ИМХО нам так не хватает.  И Минск предстает совершенно другим. С многовековой историей, о которой так мало говорится, так мало пишется. ИМХО у нас много было сделано для того, чтобы история Минска ассоциировалась с послевоенным советским временем... ИМХО и не просто так уничтожалось довоенное уже в послевоенное время...

Я бы вообще эту повесть рекомендовала к прочтению в школе.

Анна Северинец аватар

Огромное спасибо вам, Таня! На самом деле я тоже считаю, что в этом - создании легенды - и есть главное, самое важное и самое нужное, достоинство прозы Людмилы Рублевской:) Кроме всего прочего:)

#
Система Orphus