Полная версия сайта Мобильная версия сайта
Анна Северинец аватар

Наверное, правы бывалые жизнетворцы: если внимательно следить за подсказками Мироздания, своё не пропустишь. Мне по этому поводу нравится хорошая белорусская пословица "Маё мяне і пад печкай знойдзе". 

Вот сегодня, пожалуйста, случай.  

К сентябрю у нас с девочками выйдет очень хорошая книжка для учителей: литературоведческий разбор всех рассказов школьной программы. По логике, в очередь за ней просится вторая: разбор всех стихотворений. Но начинать боязно. Поэзию очень трудно разбирать, а школьную - особенно, а в сегодняшней общественно-политической ситуации - так и вообще. Но все равно хочется. Самой интересно. Хожу целое утро, прикидываю, просчитываю свою занятость, силы, время, желание... Потихоньку начинаю трусить и отступать в кусты... И тут, откуда ни возьмись - кот сбрасывает с полки книжку, которую я раньше у себя в доме вообще не видела. То есть понятно ,как она сюда попала, скорее всего, ребенку ее подарили на олимпиаде по русскому языку, но я ее не видела ни разу, и тут складывается: кот, книжка, я. Подхватываю. Называется "Поэтические тексты. Хрестоматия". Все стихи школьной программы. Ну как тут отступить? 

Таких случаев у меня - не сосчитать. Потихоньку я привыкла все события воспринимать как вполне логическую, пусть мне и непонятную, последовательность запланированных событий, в которой моя роль - не зевать и не унывать, не жаловаться и верить в лучшее. 

Этот год был последним, когда я работала в своем институте. Демографическая яма, наборов нету, читать нечего и некому. Пока ушла в декрет, как только Ильюшке исполнится три - буду увольняться. Сказать, что мне грустно - ничего не сказать. Мне тоскливо, обидно и очень тяжело на душе. Еще и дети в этом году выпускались - нежно мною любимые, талантливые, умные, и так печально.

Но я-то знаю: это освобождается дорога для чего-то лучшего. Так у меня случается всегда. Только однажды я струсила и увильнула от дорожки, протоптанной Мирозданием, и жестоко поплатилась: два года на нелюбимой работе, с нелюбимыми людьми, без результатов, без каких бы то ни было открытий и достижений, так, просто за зарплату, время, выброшенное из жизни... 

Моё меня и под печкой найдет. 

Главное - чтобы я из-под печки этой не удрала в погоне за призрачными миражами. 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (38) Последнее сообщение
tru-ekaterina аватар

да, у нас тоже страсти..слово "оптимизация" звучит уже даже в самых отдаленных закоулках))) но из любой ямы единственный осавшийся путь - наверх))) в том числе и демографической...три-четыре года - и ситуация изменится...

к тому же, у поступающих в этом году хорошие шансы..надо хоть бы и за них порадоваться)

Анна Северинец аватар

Порадоваться-то можно:) Но меня так настораживают эти вот уже пять лет поступающие на фоне ямы... Гребут же всех, с любыми баллами, особенно в пед. Кто будет учить наших внуков? На МО, например ,конкурс как был, так и остался, то есть в дипломатию придут отборные, а в школу?

Doni аватар

Вот и правда, горько за пед., оч горько... Будем, чувствую, сына с мужем сами обучать))) 

А МО хоть конкурс и велик, да применения этим специалистам нет. Почти все одногруппники брата в продажах, кто- то родительский бизнес расширяет, кто- то свой открыл, девчонки в гостиничном деле или на таможне. Все на этом... В дип. корпус никто не попал). 

tru-ekaterina аватар

меня успокаивает то, что тех, кто учиться не хочет, мы по-прежнему отсеиваем без колебаний) поэтому пусть себе поступают...смогут ли доучиться - второй вопрос)))

разнарядки тянуть за уши не поступало...

Вера Сагалович аватар

И платников без колебаний? Вопрос не с подколкой, из чистого любопытства. Когда я училась, платниками были только иностранцы, и их тянули за уши всеми правдами и неправдами, поскольку "ну это же деньги для института...."

tru-ekaterina аватар

вообще без колебаний!...а даже с еще бОльшим азартом)))

правда, есть вид платников, которые понимают ценность родительских денег...и не так уж их и мало на самом деле... а еще есть такие  (их меньшинство), которые зарабатывают на образование сами...и вот к ним никаких претензий...

Сигрун аватар

Хотела бы я знать меня сейчас разбудила пожсказка или просто звонок

Анна Северинец аватар

У меня иногда начинается паранойя, и мне все кажется подсказками:))) 

Сигрун аватар

Второй раз исчезает часть текста на однк тему МРЗД молчу и отношусь серьезно

Вера Сагалович аватар

Не про знаки, а про "разбор всех рассказов школьной программы"...

Ой как я просто до дрожи ненавидела всё это жевание произведений. Читала (да и сейчас читаю) всегда много, запоем, все подряд из очень большой домашней библиотеки. Многие взрослые книжки, прочитанные чуть ли не в начальной школе, перечитывала потом по нескольку раз взрослея - многое понималось по-другому...

Но единственное, к чему привело мусоленье школьных произведений - это к отвращению к авторам школьной программы. Да, можно меня обвинять в чем угодно, но я терпеть не могу Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя и Достоевского.. и еще очень многих, кого проходили в школе... Сочинения всегда старалась писать на свободные темы, писала что думаю, а не что изложено было в критике, как надо было трактовать.... Мне ставили отлично, потому что время было уже началоперестроечное и учительница была нормальных взглядов - она говорила "я не согласна, но написано хорошо..."

Мне нудно и тоскливо было сидеть на школьных уроках литературы. Считанные авторы из школьной программы, которых проходили мельком, не попали в мой список нудятины. 

Не знаю, может многим это и интересно, выяснять три урока, какой глубокий и правильный смысл жизни был у Луки из "На дне" (это сейчас еще проходят?), но ..... Спасибо школе за нелюбовь к классикам.... 

Сигрун аватар

Тоже не терплю всю школьную мрограмму кроме Короткевича но думаю вина здесь школы а не класмиков

Вера Сагалович аватар

Да, Короткевича тоже люблю. Но на русском ))) На белорусском читать не могу - мне трудно окунуться в произведение, все усилия уходят на "понять".   А я и говорю, что школьной программы, а не классиков. Я не всех классиков не люблю, только школьных Happy  

Я просто не понимаю, зачем все это анализировать, причем так, как кто-то разложил по полочкам. У каждого ж свое восприятие может быть книги... на уровне эмоций, на уровне собственных взглядов и родства душ с каким-то из героев...

 Ну... это все равно что с любимым человеком садиться по утрам... каждый день... и по полочкам раскладывать каждую прошлую ночь - что, почему, зачем, в чем тайный смысл того жеста, а этого, а почему ты туда посмотрел, а потом почему сказал именно так....  

Сигрун аватар

А можно и по другому. Я разбираю Ромео и Джульетту на обществоаедении когда говорим о молодости. Ведь это все проблемы подростков можно подобрать. Дети нормально восппринимают даже думать начинают (ироничная усмешка смайл)

Анна Северинец аватар

Я тоже терпеть не могу школьную традицию разжевывания произведений:) 

Именно поэтому и написалась первая книжка. Она вся - противостояние и борьба со школьной традицией. Это знаете, как английский язык: в нашем детстве нам его преподавали так, что мы физически не могли на нем разговаривать. Зато сейчас - по детям сужу - от уроков не оторваться. 

Все в мире надо менять. Особенно - то, что плохо. 

Что же касается восприятия, эмоций и прочего.

Есть разные уровни знакомства с художественным текстом. Один - восприятие. Это когда ты прочел в нем то, что хотелось тебе. Прекрасный способ. Самый распространенный. Самый удобный для читателя. Самый привычный для писателя. Он есть, будет и никто ни у кого его не отбирает. 

Есть способ второй. Интерпретация. Когда ты прочел, что-то оттуда понял, что-то - додумал сам, и потом еще заставил других в это поверить. Этим занимается школьная программа и часть литературной критики. Способ подлый и отвратительный, потому что - лживый насквозь. Советская школа активно использовала его в идеологических целях. Именно он вызывает отвращение и ненависть к классике, потому что ложь детьми не прощается. 

А есть - дешифровка. Анализ. Когда ты деталь за деталью, буква за буквой идешь вслед за автором и пытаешься понять, что же именно хотел сказать именно ОН? Не ты, не критика, не читатели ,а - ОН? 

Когда в процессе написания книжки я прошлась вот так вот за Толстым в "После бала", у меня захватило дух. Ведь рассказ этот - не о жестоком отце Вареньки и социальной несправедливости, как учила нас школа. Или "Дубровский". Вовсе не о том, какой плохой был Троекуров и хороший - Дубровский. 

И поверьте, Вера: дети, с которыми ты этот процесс проходишь вместе на семинарах, никогда не воспринимают это как скучную жвачку. Это удивительные открытия и новые горизонты, открытие чего-то в себе и чего-то в жизни. Это я заявляю с полной ответственностью, так как наш анализ, наша методика отработаны на сотнях занятий:)))) 

С меня вам книжка в подарок:) Как выйдет - напишу:)

 

Вера Сагалович аватар

Аня, согласна, что многое еще зависит от  этого самого разжевывания. И училась я тогда, когда оно было самым что ни на есть советским еще.  И от преподователя многое зависит (это я сейчас по сыну сужу)... Вполне верю, что все можно разжевать грамотно и интересно. 

Анна Северинец аватар

И слово "разжевать" тогда становится неправильным. Разжевать - это когда кто-то двигает зубами, смачивает слюной и тебе в рот потом запихивает. Это - интерпретация.

А мы проказываем рецепт, по которому готовилось блюдо. Вот, мол ,смотри, эта кислинка - от барбариса, а эта - от лайма. Кому это неинтересно, продолжит кушать как привык:) Кому интересно - может быть ,см станет кулинаром:))) 

Вера Сагалович аватар

Замечательное сравнение :) 

Вот раньше точно было - разжевать.  А в Ваших книгах, я почему-то в это верю - рецепт. Жаль, что лет на 10 раньше они не появились - может  сын бы по-другому к школьной литературе относился бы сейчас... а то супер-пупер учительница ("я самый сильный учитель в школе, ко мне даже учителя своих детей на репетиторство водят перед поступлением" и т.п. ) привила к ней стойкое отвращение.

Веранда аватар

мне кажется ни один учитель не может привить стойкое отвращение Happy даже супер-пупер Happy просто ребенку это не интересно

Вера Сагалович аватар

в этом году пришла новая учительница. Сын  несколько раз приходил домой именно в восторге "было тааак интересно... она тааак рассказывает... мы тааак обсуждали... знаешь, я даже всю книгу прочел, которую сейчас проходим - и мне понравилось... ну почему она раньше у нас не вела"

 

Анна Северинец аватар

И я тоже отстаиваю мнение, что от учителя зависит многое, а то и все:) Вот чего единственное не может никакой дурной учитель - это отбить любовь к чтению, если она есть в семье:) А вот привить, даже если в семье нет любви - это запросто:) 

Веранда аватар

я бы даже сказала, что нельзя отбить,  если любовь к чтению в ребенке есть  вообще ну или к рисованию, или к счету Happy

Вера Сагалович аватар

Увы, Аня. У нас дома читают все... Сын читал до 5-го класса много, с удовольствием. Мы в его 9 лет на юг с собой брали уже толстые книги, он сам бегло читал вместо сна днем. "Гугуцэ - капитан корабля" была прочитана за неделю, потом потребовал пойти записаться в местную библиотеку в маленьком южном украинском городке... И за оставшийся отпуск еще две толстые книжки прочитал. 

А потом к ним пришла та учительница... И русская литература с языком стали самыми нелюбимыми предметами. 

На РТ репетиционном кол-во баллов по русскому в два раза меньше, чем по английскому... и в 1,5 раза меньше, чем по белорусскому, хотя на белорусском никто в окружении не разговаривает.

Анна Северинец аватар

 вот так постаралась:))) 

Веранда аватар

хорошо, что пришел такой человек для вашего мальчика Happy

tru-ekaterina аватар

многое из того, что в школьном возрасте казалось нудятиной, во взрослом приобретает совершенно другое прочтение и смысл...попробуйте Достоевского "Бесы"...удивительно актуальное произведение!...и читается...ммм...буквально каждое предложение можно смаковать)

а в юности было вообще веэ)))

Мюс аватар

Анна, где вы берете силы верить, что это действительно мироздание, а не ваша лень, скрытое желание или нежелание за что-то брать? Где взять столько сил, чтобы настолько верить себе и верить в себя?.. (не нашла растерянного и грустного от безысходности смайлика)

Анна Северинец аватар

А почему лень или нежелание? Стихи-то попались:) То есть надо браться за работу:)

А лень - это ведь просто показатель того ,что нету интереса к теме. А если нету интереса - зачем себя насиловать? 

Interested аватар

Все не спроста, и все к лучшему, это точно.

Просто время для перемен.

Юлия Петруненко аватар

Кот мае рацыю:) берись за стихи)

у меня сегодня с верхней полки упал купальник.... еду на морееее 

Анна Северинец аватар

Ну вот. А почему на меня купальники не падают никогда? 

Ol'ga аватар

А где можно купить Вашу книгу, Анна?

Анна Северинец аватар

Эта выйдет к учебному году, а первую, "Всемирную литературу" - в любом интернет-магазине в России или у нас:) Можно прямо в гугл забить фамилию и слова "всемирная литература", и будут ссылки. Правда, там немножко другой принцип. Там не анализ литературоведческий, а такая эмоциональная попытка рассказать о мировой литературе интересно:)

Но она не "моя", а "наша" - в соавторстве. Вторая - тоже:) Третья какой будет - пока не знаю:) 

Ol'ga аватар

Я поняла что она Ваша/ Ваша.)

Спасибо! Будем образовываться. 

ma_marina аватар

Анна, вопрос немного не в тему, но... Может посоветуете книги для малышей на беларускай мове. 

Анна Северинец аватар

http://www.movananova.by/zaniatki/vershy-kastus-sevyarynec-svaya-azbuka....

Гэта азбука, дарэчы, майго бацькі:))) Найлепшая з вядомых мне беларускіх азбук. Вось яна ж як прылада для мабільнікаў, агучаная акторамі і з музыкай Алега Хаменкі:)

https://itunes.apple.com/ru/app/bukvar-rodnaa-azbuka/id661715021?mt=8

Гэта калі для зусім маленькіх. Для больш дарослых, гадоў на два-два с паловай - Караткевіч (ёсць у яго казкі для маленькіх), Алена Масла. Наогул у кнігарнях зараз шмат беларускага як раз для маленькіх Happy))

ma_marina аватар

Вялікі дзякуй!

zoloto аватар

Аня, поздравляю с выходом книги (хоть и поздновато)! Я думаю, что три-четыре года и ситуация изменится. А это Вам время набраться сил и сгрупироваться))). 

Анна Северинец аватар

#
Система Orphus