Полная версия сайта Мобильная версия сайта

мои педагогические ошибки

Анна Северинец аватар

Я-то, конечно, чему-то на них учусь. Жаль только, что  в процессе учения страдают собственные дети - из-за моих благих намерений, которыми вымощена дорога в не самое лучшее место на земле. 

Ошибка первая: школа

Я была твердо убеждена: школа - не первое место ,где научат моего ребенка. Книги, энциклопедии, беседы с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, дядей и тетей - вот главные учителя моих детей - так рассуждала я и выбрала для Женьки ближайшую к дому школу. Она бы без проблем поступила в любую из гимназий - но я снобистски задрала нос и отвела ребенка в простую школу. Ну, разве что с музыкальным уклоном. Как результат: математика, физика, биология - то есть те предметы, о которых мы не разговариваем дома - просто на катастрофическом уровне. Мотивация к учебе - ниже плинтуса (потому что в классе, наполовину состоящем из неблагополучных детей, ботаников гнобят). Английский - ф топке. Слава богу ,что сложилось хорошо с переездом и здешней гимназией - медленно, но верно ребенок начал выравниваться. 

Ошибка вторая: учительница

Она была у нас ужасной. Преступно ужасной. Она обзывалась на детей. раздавала направо и налево клички и оскорбления. Плохо связывала слова в предложения. Орала на уроках. Я ходила в школу как на работу: поговорить, попросить, поругаться.  Надо было, конечно, поднимать бучу и требовать ,чтобы этого учителя убирали от детей подальше - но мне было ее жалко. Молодая, маленький ребенок... Сегодня мне понятно: никакой жалости, когда гробят мозг твоему ребенку.

Ошибка третья: уроки

Позиция моя была незыблема: ребенок учится не для меня, а для себя. Поэтому уроки я проверяла только тогда, когда ребенок сам просил (хотел ,например, похвастаться). За двойки и тройки - не ругала. За записи в дневнике "не сделала домашнее задание" - тоже. Мол, твоя ответственность - тебе и расхлебывать. Наложившись на школьное равнодушие к учебе, такая моя позиция привела к тому, что за шесть классов ребенок почти полностью растерял вложенный в нее интеллектуальный потенциал, привык относиться к урокам спустя рукава и так и не научился трудиться. Мол, что получилось, то получилось, а что не вышло - ну и фиг с ним. Вот уже год ,как я обязательно спрашиваю ,все ли сделано и все ли получилось, и если есть проблемы - сажусь и помогаю решать задачки, терзая звонками знакомых математиков и физиков.

Ошибка четвертая: музыка

Мы закончили школу по классу цимбал - довольно успешно закончили, Женька всю дорогу была ведущей цимбалисткой школьного оркестра, ездила по смотрам и по два номера барабанила на концертах. Правда, дома раз в неделю были горючие слезы и просьбы "мамочка, я ненавижу цимбалы". В итоге я-то победила - но вот в художественную школу, куда ребенок по-настоящему хотел, поступить мы не успели - переросли. Теперь довольствуемся художественной студией при дворце культуры. 

Ошибка пятая: похвала

Ругать-то я детей за оценки не ругаю никогда. Если есть проблема - садимся и разбираемся. Но: и не хвалю. Вроде как десятки - это само собой разумеющееся. А хвалить нужно обязательно  - не грядущим же поступлением мотивировать семиклассницу. 

Повезло Любке: научившись на женином примере, я внимательно отследила ее первую и вторую учительниц, отдельно занялась вопросом, в какой класс она попадет при переезде, активно проверяла домашние задания, после первого же класса забрала с цимбал и отвела в художку, потому как ребенок тоже бредит рисованием - садится. например, на закате, прикладывает к окну лист бумаги, срисовывает контуры солнечных разливов и увлеченно потом раскрашивает... 

Вот такой мамский опыт. Может, кому пригодится. 

 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (56) Последнее сообщение
Otia аватар

А учителя сейчас могут так себя вести? И простите конечно, Анна, только вы ходили к такому учителю с жалобами а всем стальным пофиг было?

А ошибки, главное что вовремя спохватились и исправляете их. И потом, была бы одна правильная книжка в которой черным по белому будет написано, как воспитать ребенка. Увы...нет такой...

Я вот тоже всю жизнь танцами занималась, а мне так хотелось на скрипке играть...И мама со мной уроки не проверяла, но хвалила, а классный руководитель была замечательная женщина. Повезло в этом.

Анна Северинец аватар

Сейчас учителя могут вести себя как хотят. Если директор позволяет. Главное, чтобы ученики между работами верное количество клеточек оставляли и правильно тетрадки подписывали. Полное наплевательство на педпроцесс. Это в Минске. В пригороде, слава богу, школа еще похожа на школу. Не нарадуюсь на нашу Смолевичскую гимназию. 

Otia аватар

Мрак какой...и воздействия на таких учителей вообще нет что ли?

Анна Северинец аватар

А какое на них воздействие? Ну можно бучу поднять и сменить учителя в классе, а только ее поставят на соседний, и смысл... Нету учителей. У моей дочки последний год русский вела девочка, которую уговорили на годик пойти поработать - бар,в котором она администратором работала, на ремонт закрывался. Она год языку поучила - и в бар вернулась. 

Сигрун аватар

Анна, не знаю, как в столичных школах, но к тем учреждениям, что знакомы мне подобное отнести никак нельзя. Есть строгие правила поведения учителя и если нарушающего их не остановит администрация, то вмешаются родители (не надо всех, хватит и одного).

Иногда у меня чувство, что я на другой планете живу!

Анна Северинец аватар

Может, у вас просто корпоративная солидарность и понимание ситуации изнутри? Я, когда работала в школе, тоже готова была считать учителя, который бил моих детей тряпкой по лицу (а дети были ужасные, кошмарные, наглые, мне всучили для классного руководства весь школьный сброд!) - несчастным и где-то правым. 

И еще момент. Вы работаете в провинции. Там еще остались приличные школы. Доказательство - та, в которую мы переехали. 

В Минске ужаса больше - потому что ответственности меньше и текучка кадров огромная. 

Сигрун аватар

в этом вопросе у меня корпоративной солидарности нет ни грамма - хамство, грубость (не путать со строгостью), тем более рукоприкладство - повод посоветовать сменить работу

Но и насчет провинции вы правы. Поэтому я не хочу менять работу - приучена работать как надо, а не ...

Анна Северинец аватар

История в тему: одна девочка-учительница переехала из Дзержинска в Минск, устроилась в минскую школу и стала там работать как положено. Вскоре ее в курилке коллеги всерьез попросили "не выделываться", "прекратить писать планы" и "не тащить сюда свои провинциальные замашки", потому что "тогда и с нас потребуют". 

Сигрун аватар

Тати аватар

Сколько моих принципов вдребезги разбилось о Вику....

Один из них совпадает с Вашим: ребенок должен учиться, а следовательно и делать уроки самостоятельно, помощь должна быть лишь тогда, когда он об этом попросит... Хорошо, что я еще в прошлом году опомнилась и поняла, с ней надо совместно делать все уроки, иначе толку не будет...

По поводу школы и гимназии... в гимназию отдать не решилась: далеко от дома, плюс было обязательное фортепиано (считала не потянет), плюс поступление в 4 классе, плюс обязательный французский, в котором я не помощник... В итоге не знаю: хорошо или плохо сделала...

Школа нравится. Учитель еще больше. Сразу может быть и немного предвзято к ней относилась. Но сейчас считаю, что мне очень повезло... Еще один вывод, который раньше считала необязательным: с учителем необходимо беседовать о своем ребенке. Постоянно...

Музыка... Сама выбрала скрипку... Сама пусть сейчас и мучается... Но с моей стороны здесь полнейший нейтралитет: заниматься не уговариваю, но и не отговариваю... С этого года пошла на дополнительное занятие в школе по пению. Нравится необычайно.

По поводу похвалы... Тоже не умею хвалить. Но стараюсь...

 

lavazza аватар

Я тоже насчет орущей учительницы хотела спросить. Мне родители с детства вбили  голову учительский авторитет, и то, что учителя нужно уважать, и что учитель всегда прав, и т.д. И еще я видела родителей моих одноклассников, которые приходили и ругались из-за оценок, поведения и т.д. Отсюда сложилось стойкое недоверие к таким родителям, которые сами детей не воспитывают, а требуют этого от школы. 

поэтому и спрашиваю: все вами перечисленное на уроках точно было? и только вам не нравилось, или другим тоже?

Анна Северинец аватар

Не нравилось активно одной мне. Боюсь показаться снобом, но у нас класс был - люмпеновский. Очень трудные дети и очень трудные родители. Те, кто вовремя все понял, забрали детей после первого класса - а на собраниях сидели тише мышек. Просто, без криков и ругани, перевели детей в другие школы - и дело с концом. 

А я как-то пролопоушила. Все надеялась ,что мне удастся эту учительницу в чувство привести - она меня моложе, и, мне казалось, прислушается. 

Я ни в коем случае не вбиваю детям в головы, что учитель всегда прав. Наоборот. Объясняю ,что вот здесь и здесь - не прав, потому-то и потому-то. Пару раз учителя по моей настоятельной просьбе просили у Жени прощения - когда трудовичка дала ей затрещину и когда еще одна учительница напророчила ей "быть дворником". 

Никогда не ругаюсь из-за оценок. Вот тут - железно: учителю виднее.

 

Olvia аватар

Сказка аватар

Меня мама никогда не проверяла. Я как-то сама училась. Не знаю, что меня мотивировало, я вообще странным ребенком была.

А мои знакомые мамы пишут детям рефераты... Не знаю, чего они таким образом хотят добиться...

О школе для Зефирки я уже подумываю. Собираю мнения, изучаю рейтинги... И предложения всяких внешкольных организаций изучаю очень внимательно.

Dinka аватар

А я думала я одна  каждый вечер делаю уроки с учеником 7 класса. 

Зато из железной необходимости появилось мое хобби. Я учу английский с 0 , и процесс доставляет мне безумное удовольствие. (жаль,что только мне... эх сыночку бы хоть каплю моей увлечённости )  

Анна Северинец аватар

Кстати, о языке. Моя любимая история: в Москве, в институте, где готовят разведчиков и дипломатов (не помню ,как он называется, там учился брат моей подруги) абитуриенты сдают тесты из 100-200 вопросов, и на основании этих тестов спецы проверяют ,к какому языку у человека есть генетическая, подсознательная склонность. В итоге брат подруги хотел идти на немецкий и французский, а вышло ,что склонность у него к китайскому и английскому. Их и учил. Потому как шпион должен говорить на чужом языке как на родном. 

Так что увлеченность языком - дело сложное:))))

Dinka аватар

В шпиены  меня все равно не возьмут. Я профнепригодна, мне таракана покажи и я все государственные тайны выложу и от себя ещё добавлю.  Так ,что увлеченность языком-это мой своеобразный релакс... Хотя однажды он мне пригодился, когда пришлось общаться с немцами( по английски разумеется) И ,что характерно, пока пытались разговаривать, на сухую, как говорится, я как собака, глаза умные, все понимаю, сказать ничего не могу....   Зато после пол- бутылки виски завязалась оживленная беседа... На следующий день немцы мне опять,что-то щебечут. Я молчу как партизан. Друзья удивляются. Ну,что же ты полиглот?  А мне чего-то не хватает для общения  , а чего не понятно 

Interested аватар

До девятого класса училась со, простите, сбродом. И да, ботаников правда гнобили. В 10 отряхнулась  от шушеры - организовали профильный класс. Началась новая эпоха: мы стали конкурентами Happy Половина класса собиралась поступать на одну специальность в один ВУЗ.

Amadeo аватар

Анна, спасибо за пост. Из ваших "ошибок" сделала только одну: сын учится в обычной школе. Начинаю сомневаться, правильно ли я поступила. Остальное - как раз наоборот. И подтверждаю: работает.  При том, что я сама была очень самостоятельным ребенком, круглой отличницей, активисткой и т.д., до всего с сыном пришлось доходить своим умом. Только, конечно, надо характер каждого конкретного ребенка все равно учитывать. А за учителей мы "боролись" : дважды выясняли отношения с администрацией.

Из собственного опыта добавлю: хорошо вместе с ребенком продумать систему штрафов и наказаний. И всеми силами держать себя в руках, когда его очень жалко, но наказание надо применить.  

 

Чуда-Юда аватар

да, пригодится многим, думаю,- спасибо. А вот подскажите, пожалуйста, как педагог и мама не одного ребёнка: я свою 6- летнюю дочку никак не могу на танцы уговорить, она, как жеребёнок- медвежонок , т.е. не помешала бы нам дополнительная порция грации. Она же петь рвётся, хотя слух средненький. Певицей мы стать не собираемся, но солисткой тоже не будем, стоит разве время терять на то, чтобы припевы подпевать.      Вот как правильно, всё- таки  "заинтересовать" ребёнка тем, от чего он пока отказывается, или же предоставить заниматься тем, чем он хочет? Как найти тонкую грань между пользой- вложением в будущее и  пользой- тратой времени? Хотя, разумеется, и от собирания пасьянсов польза есть

Amadeo аватар

Разрешите мое мнение?  Не заставляйте. Пусть занимается тем, чем хочет. Есть, конечно, дети, которые и в шесть лет четко знают, чего хотят, но обычно интересы еще пять раз поменяются. Подрастет, почуствует себя "женщиной", сама захочет заняться пластикой. Или, как вариант, совмещать и то, и то. Но не запрещать, и не заставлять. Попробуйте поискать другой танцевальный коллектив, с другим преподавателем, от него в этом возрасте очень много зависит. В жизни немало вещей, которые ребенка нужно заставлять делать. Пусть хоть увлечение останется личным выбором.

Чуда-Юда аватар

неееееееее, что вы, - не заставляю никогда. Но зачем время тратить на пение, а? ну какая польза на будущее?

Amadeo аватар

А разве в детстве от всего должна быть польза? А в вашей, взрослой, жизни вы тоже каждый шаг соизмеряете с выгодой и пользой? Должно же быть еще и просто удовольствие.

zarazina аватар

Польза будет в том. что ребенок занимается тем, что ему нравиться. Не надо мерять все какой-то эфемерной пользой. Мой вот теннисом уже 6 лет занимается. Способный, но не звезда. Но нравиться ему очень. Стоит это достаточно больших денег. Но его удовольствие от тренировок. Ловкость и выносливость. Как это померять. И какая польза в будущем?

Чуда-Юда аватар

ну вы сравнили- теннис и подпевку припевов? На теннис и я согласная- здоровью польза.  Но  вы, как и Амадео, сделали акцент на УДОВОЛЬСТВИЕ от занятий тем, что нравится. Вот тут стоит подумать

zarazina аватар

Понимаете, он просто в 5 лет решил САМ, что вот он хочет аж не может именно теннис. Это какая-то мистика для меня. И шесть лет именно удовольствие. Я предлагала все:футбол, танцы, пение, рисование. Все что душа пожелает. Но вот его страсть это теннис. Для меня это нонсенс. Потому что я загораюсь и гасну. А он горит)))

И для здоровья не очень полезно)) Правая рука более развита. Сколиоз - профессиональная болезнь))

Но удовольствие. Это ключевое слово.

KatrinR аватар

Вы знаете, у моей сестры слух в детстве был не "средненький", а "оттоптанный слоном". Папа кричал, когда она начинала петь. Полный капец! Естественно, на музыку ребенка никто не отдавал.
Годов в 10-11 она стала сильно болеть, родителям посоветовали записать ребенка на пение, чтобы разрабатывались легкие. Записали в какой-то захолустный кружок, куда брали всех. В результате: поступление в музучилище (без музыкальной школы!), поступление в консерваторию (на бюджет) и успешное окончание оной по классу вокала.
Слух тоже можно развить. А не получится - ребенок сам поймет, что это не его.

Чуда-Юда аватар

спасибо. Может и правда не лезть мне к ней с этими танцами

Анна Северинец аватар

Про грацию - можно и без танцев. Моя Женя год проходила на танцы и ушла оттуда категорически. Зато потом с удовольствием пошла на фехтование - она в то время бредила тремя мушкетерами и махала шпагой с остервенением.  Отличная осанка у нас от фехтования осталась, реакция отточенная и движения такие... скупые и собранные.

Танцы, мне кажется, такая же штука, как и музыка. Читали, как Дина Рубина сказала? В последнем абзаце

http://www.velvet.by/articles/uspeshnaya-zhizn/velvetovye-intervyu/velve...

 

 

Чуда-Юда аватар

спасибо. Извините, что я тут у вас о себе. Тож боюсь педагогическую ошибку допустить

Анна Северинец аватар

Что значит "извините"??? Это ж отлично! 

Тати аватар

Очень мудрые слова. Знать бы, как найти себе это призвание...

Легко, когда математический склад  ума - всегда есть надежда на неплохой стабильный заработок. А вот гуманитарный склад ума... почему-то большинство профессий, связанных с ним - малоденежны...

Анна Северинец аватар

А вот не скажите  Просто гуманитарии традиционно низко себя ценят. А так те же полторы тысячи, если с умом, запросто можно в месяц заработать гуманитарию 

Тати аватар

К сожалению мне кроме педагогики ничего больше на ум не приходит.

Самое интересное, что мне уже хочется выбирать для дочки различные варианты определения с профессией. Сама же я решила, куда поступать лишь в мае в 11 классе. Да и то, выбор был сделан наобум, которому кстати до сих пор благодарна.

Просто, куда ни посмотрю, всюду без математики никак...

Анна Северинец аватар

А это еще один мой принцип. Я категорически не собираюсь выбирать детям будущие профессии 

Не знаю, ошибочен ли он, но, ИМХО, уж профессия - точно дело личное:)))

lubimova аватар

Ошибка третья: уроки

У меня деть еще маленький. Но вот смотрю я на своих подруг-мам школьников и понять не могу: КАКАЯ ПОЛЬЗА в том, что мама до часа ночи  с ребенком уроки учит? Ведь многие дети (моих подруг) сами за уроки даже не садятся, ждут маму с работы и только с мамой (после ужина часов с 20.00) решают задачки и пишут сочинения. А потом ребятенок спать ложится (т.к. поздно уже, и маме жалко его), а мама еще рисунок на заданную тему рисует. Ну не понимаю я ...

Amadeo аватар

Задача не в том, чтобы делать уроки с ребенком. Задача в том, чтобы он сделал сам, а потом с мамой проверил и разобрал ошибки. Устные - выучить, письменные - на черновик. И что мешает ребенку, пока мамы нет, нарисовать рисунок? Я, бывало, и по телефону с работы уроки проверяла. А что делать? Главное, помнить, что до 11 класса это не придется делать.

Анна Северинец аватар

Да-да:) Тут главное - чтобы не было "недо" и чтобы не было "пере". Разумеется, ребенок должен уметь делать их сам. И должен делать. Но! Равнодушие взрослого к урокам - пусть даже и такое принципиальное, как у меня - недопустимо. Что и как сделано ,все ли получилось, нужна ли помощь, где непонятно - я теперь стараюсь все эти вопросы задать и ответ на них получить, и если есть проблемы - сесть и разобраться. 

Amadeo аватар

Кстати, научить, как надо делать уроки, тоже должны родители. Во всяком случае,  с нашим сыном так. Может, конечно, я не права, и это только у моего сына такие проблемы, но это я заставила его учить правила по русскому и теорию по математике. В школе, похоже, у них это не спрашивают. Я рассказывала, как писать сочинения, составлять план к ним... Нам, чтобы научиться самостоятельности понадобилось больше 5 лет.

KatrinR аватар

На тему черновиков.
Коллега на работе жалуется: дочка делает домашние задания на черновик правильно, а при переписывании допускает помарки и ошибки по невнимательности - неужели надо два черновика заводить? Мы маме предложили все, что она пишет на работе (а пишет коллега много), писать два раза. И посмотреть, каково это - во второй раз делать одно и то же. Она впечатлилась.

Переписывание - тоже работа, и ребенок устает от нее не меньше взрослого, внимание рассеивается. Может быть, лучше не вкладывать свежие силы и душу в черновик, чтобы потом, подустав, не накосячить в чистовике?
Черновик - это пробная работа для самопроверки. Можно ли так решить задачу или пример? Как выглядит это слово на письме (для тех, у кого преобладает зрительная память)? Сочинение, творческую работу делать на черновике - да. Тупо катать упражнение "спишите текст" - нет.

Анна Северинец аватар

Есть дети, которым надо черновики,есть - которым противопоказаны. Я, например, пока работаю над черновиком, выдыхаюсь полностью. А моя сестра, наоборот - только раскочегаривается:)  

Amadeo аватар

Все ребенкоиндивидуально. Я своему разрешала в черновике черкать и исправлять, и не соблюдать клеточки и т.д. (и спорила из-за этого с мужем, который считал, что в черновике должно быть также аккуратно, как в тетради). Но заставляла и упражненения переписывать. Потому что у моего сына черновик был "тренажером" для нахождения нужной скорости письма и, соответственно, красивости. Чуть позже стала разрешать упражнения на "вставь букву" делать сразу, но с условием: напишешь некрасиво или с помарками - будешь переписывать второй раз в тетрадь.

Тати аватар

КАКАЯ ПОЛЬЗА?...

Тяжелый вопрос...

Легче ответить, почему сидят. Нет у ребенка врожденной ответственности, нет врожденной тяги к знаниям, нет  способностей  в конце концов. И приходится брать другим: старательностью, зубрежкой и т.д. и т.п.

Скатится на четверки, пятерки легко... Но если не усвоить базовую программу - дальше будет еще сложнее... И тогда уже вряд ли что сможет помочь...

Если бы Ваш ребенок не смог решить задачу, что бы Вы делали?.. Я бы еще года четыре назад сказала: объяснила бы, как решать такие задачи, но сама бы не решала... Теперь половина заданий делается с помощью меня...

Так же дело и с сочинениями... Ну не дано ребенку облекать мысли в бумажную форму... ну не получать за это двойку и снижать и без того низкую самооценку... Вот и приходится помогать...

А по поводу рисунков... Чем мама помогла мне в домашних заданиях  - раз десять рисовала мне рисунки. До сих пор чувствую просто жгучую благодарность. Для меня ничего страшнее рисования в школе не было. Разве что ритмика в начальной школе.

Все дети страшно индивидуальны. И самое тяжелое для меня - не мерить по себе.

zarazina аватар

Насчет школы и учителей согласна. Очень. Мне все знакомые крутили у виска, когда я возила ребенка в другой район в школу.  Когда истрепала себе все нервы при поступлении в эту же школу, которая стала гимназией.

Но это того стоит. А уроки он делает сам. Если есть проблемы, то помогаю.

 

Otia аватар

Анна, в тему к вашему посту.

http://news.tut.by/society/318402.html

Анна Северинец аватар

Ага, читала:) наша школа на 15 месте в районе, пятая с конца:) То есть бывает еще плоше. 

Тати аватар

Просмотрела рейтинг. Такое чувство, что подавляющее большинство школьников идут получать высшее образование. Кто интересно тогда идет в техникумы и ПТУ...

Samt аватар

спасибо, с интересом прочитала.

Я понимаю правильно, что цымбалы все же ошибкой были?

И если раз в неделю слезы, то зачем было тянуть до конца? Стресс ребенка не сравнить ни с какой пользой от музыкального образования, мне кажется.

Я больше за свободный выбор в разумных пределах.

Natali16 аватар

Larysa аватар

не знаю, был ли прошлый опыт ошибками. Меня так же воспитывали, один-в-один, как Вы до переезда. я воспитываю свою дочу, как Вы после переезда. не знаю, что лучше.

я училась в самой плохой школе города, училась хорошо среди очень неблагоплолучных, ходила в музыкалку (мои одноклассники называли мою игру на виолончели - пилить ящики (или гробы)). зато научилась общаться с таким контингентом, никто меня никогда заученной не назвал. к концу школы, когда все "крутые" слушали "металл" и посмеивались над мой музыкалкой, я пошла заниматься фольклором. стоит ли говорить, что в те времена народные песни на белорусском языке чуть ли ни на государственном уровне считались "колхозом" и "отстоем". Опыт выживания получила отличный! зато в институте, попав в группу из рафинированных минчан из спецшкол, мне пришлось нелегко. их уровень знаний был выше изначально. но ничего, догнала и перегнала многих. зато я могла одинаково хорошо поддержать беседу о Чайковском и творчестве Виктора Хоя Happy

но своего ребёнка воспитываю по другому.

#
Система Orphus