Полная версия сайта Мобильная версия сайта

кто победил при Бородино?

Анна Северинец аватар

В этом году у меня студенты - диво дивное. Их нужно было бы отправить в первый класс и переучить заново всем предметам по курсу средней школы. Они очень добрые, очень славные, очень порядочные - и совершенно тундряные дети.

- Кстати, а кто выиграл Бородинское сражение?

(Думают, потом радостно подпрыгивают)

- МЫ!

- Ко это "мы"? Белорусы? Смею вас уверить, "мы" в это время активно вели переговоры с Наполеоном о национальной независимости...

- Ой, ну да, русские.

- Как русские? А что тогда французы делали в Москве?

- ФРАНЦУЗЫ БЫЛИ В МОСКВЕ???

Войну с Наполеоном называют "Великая Отечественная война 1812 года". Рассказывают, что над Ломоносовым смеялись одноклассники, потому что он был великовозрастным (откуда в средневековых архангельских Холмогорах школа и одноклассники, непонятно). Кто такой Шукшин? - отвечают, что отец Маши Шукшиной, подробности не сообщают. Высоцкий сидел в тюрьме и поэтому писал блатные песни.

Сдуру спросила у них, как нынче называется Дерпт (для любого филолога бывший Дерпт, ныне Тарту - культовое место). Потом сообразила: для них что Дерпт, что Тарту....

И ведь жалко их до безумия. Мне кажется, очень темно и скучно жить, когда нет у тебя в жизни ни общечеловеческого прошлого, ни истории своей родины, ни литературы, ни вот хотя бы даже Тарту....

Я уже и лекции перестала им читать. Сидим - и ковыряемся совместно в общепонятных вещах вроде биографий писателей и теории художественных систем, разбирая по косточкам каждый фактик.. Хоть бы литературной азбуке их научить...

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (78) Последнее сообщение
zarazina аватар

  на родительском собрании. Учителя по другим предметам говорят что класс наш слабоват, но зато более всех эрудирован. Мы подумали и решили что эрудиция лучше докторской степени по математике.

Анна Северинец аватар

Соглашусь:))) Для будущих журналистов так уж точно:))))

Alesja аватар

Ну так и кто победил-то?

Анна Северинец аватар

Ну дык "они" конечно:))) Французы, едрить их батон!

Alesja аватар

Так, с этим теперь ясно...

Теперь про Тарту рассказывай...

Rusya аватар

поддерживаю!!! тоже  не знаю, что такое Дерпт, что Тарту.... страшные слова какие-то... Happy

Jolly аватар

Анна, а в каком смысле "ОНИ-Французы" выиграли битву при Бородино ?

Анна Северинец аватар

Ну, если коротко, то это была пиррова победа, ибо измотанная и поредевшая французская армия в итоге вынуждена была из Москвы уйти. А так во всех смыслах: они заняли основные рубежи противника, потеряли меньше личного состава, артиллерии и командиров. Русские отступили и сдали Москву. Принято считать ,что это - хитрость Кутузова. Толстой считал (см. Послесловие к Войне и миру), что это не хитрость Кутузова, а воля народа. Ну, как-то так, в общем.

Jolly аватар

Ну, т.е. битву при Бородино, выиграли все-таки, "МЫ-РУССКИЕ"... а дальше уже бла-бла-бла кому как больше нравиться трактовать историю. Просто мне кажется это важным в знании детей, о Бородинском сражении.

Alesja аватар

Именно по такому принципу и было выстроено обучение в совесткое время  - неважно, где правда, главное - сказать, что русские победили...

Jolly аватар

Алеся, при чем здесь обучение в советское время, если Бородинское сражение выиграл Кутузов ? Слово, ВЫИГРАЛ означает, кто отступил в конкретной битве, а не что произошло исторически, после нее.

Анна Северинец аватар

МЫ - это белорусы, во-первых. А во-вторых, трактовать-то можно как угодно, но тогда придется попросить Толстого переписаь Войну и Мир, а Лермонтова - Бородино. Я же русскую литературу преподаю... Поэтому мне важно, чтобы дети знали о Бородино то же самое, что Лермонтов и Толстой. 

Кутузов выиграл ВОЙНУ. Во многом оттого, что ПРОИГРАЛ Бородино. Такой вот парадокс.

Jolly аватар

Цитата Лермонтова: " Вот затрещали барабаны — И отступили басурманы."  К сожалению в "Войне и мире" так быстро не найду...

Не вижу отступления от Лермонтова, и насколько я помню Толстого, там тоже  не идет речь о победе французов при Бородино.

Да, и кстати прошу прощения, что погорячилась, назвав вас МЫ - Русские, не хотела вас обидеть, потому что Я точно НЕ МЫ-Белорусы в данном контексте   .

Анна Северинец аватар

Так они ж там то отступали, то наступали.... Лермонтов - очень талантливый баталист, и скрупулезно ход битвы воссоздавал.

А у Толстого есть и в романе, разумеется, но особенно много - в послесловии, где он излагает свои взгляды на роль личности в истории.

Кстати, на Триумфальной арке в Париже (кажется, именно там, не помню стопроцентно), где перечислены победы французского оружия, до сих пор вписана битва за Москву, сиречь Бородинская:))))

Но русские все равно дрались как львы - эт точно:))))

Jolly аватар

Пойду за помощью к Козлику  

Kozlik Mozlik аватар

По результатам дня была ничья. Ночью русские войска отступили - и формально победа отдается французам. Так принято считать - когда результат сражения неявный - отступивший приравнивается к побежденному. Но важно это только для придворных поэтов, на самом деле. Ато ведь может быть как у Пирра 
Надо понимать - что сразится с сильнейшей армией мира и не быть разгромленным наголову...  При примерном равенстве сил... На мой взгляд очень достойно.

Анна Северинец аватар

Так, про Тарту, раньше - Дерпт. Сейчас это Эстония. В Дерпте находился университет - самый близкий географически и самый демократично настроенный к русским студентам. там учился, например, Языков - очень хороший поэт, близкийдруг Пушкина, видный общественный деятель, там жил Вяземский, когда бывал не в ладах с царем, Жуковский - то есть Дерпт был таким тепленьким местечком для несогласных. Отчего несогласные, чуть что, сбегали в Дерпт (во второй половине 19 века таким городом стал Баден-Баден). А потом - когда Дерпт стал уже Тарту - там преподавал Юрий Лотман, один из самых титулованных литературоведов, автор порясающе интересных учебников по русской литературе - и он создал такую сильную литературоведческую школу, что наше советское литературоведение наконец-то признали во всем мире. Это если коротко:))))

 

Rusya аватар

Спасибо))) Буду знать)))

Alesja аватар

Ну все, теперь вот ясно! Спасибо! 

...............................................................

Не, ну что за люди, таких элементарных вещей не знаю!!! Понакупают аттестатов, а мозги купит забудут! 

Ayrlily аватар

Xindi аватар

Tanita аватар

Анна, подскажите, пожалуйста, а откуда эту информацию можно узнать? 

Я не слышала об этом ни от кого, ни в школьные годы, ни во "зрослости". Хоть у меня была великолепная учительница по русской литературе.

Спасибо за информацию. 

Ayrlily аватар

О, сколько нового узнала для себя Happy)

Анна Северинец аватар

Просто вся разница между людьми образованными и тундряными в том, что образованные, када не знаю, спрашивают, а тундряные - нет

Alesja аватар

Так я теперь дважды образованная: и спросила, и уже знаю 

zoloto аватар

Ох, куда им до Лотмана, если бы Вы знали, каких элементарных вещей они не знают.

- Сколько было апостолов?

-Тридцать два.

-АААААААААААААААААААА!!!!

И это не самое страшное, что они отвечают. Вобщем, как там было у Ильфа и Петрова? На волю в пампасы!

Alesja аватар

Хотелось бы узнать путь, по которому прошел ответ "тридцать два"... логику проследить, так сказать... Ведь почему-то же не 3,14... и не 25... и не 4...

zoloto аватар

Не знаю, я думала по наивности сначала, что они издеваются...  Это финиш.

Анна Северинец аватар

Блина! Тридцать два!!!!! Это как зубов, да??????

А, мне еще сегодня дети сказали, что Демон - это младший сын Бога.

Не к Пасхе будь помянут....

zoloto аватар

А "троица - это Бог-отец, Бог-сын и Бог-мать" ? Не знаю, зубов или не зубов, но я в тихой ярости была. А говорят - "Вы должны их научить". Зачем люди сейчас поступают в ВУЗ - мне непонятно... А что такое высшее образование в нашей стране -  тайна. Но дети откровенно слабые.

морская звезда аватар

я вот от таких постов иногда тихо офигеваю...в хорошем смысле )) я туда же в тундру наверно ...

потому как я чел конечно эрудированный (сама так думаю) но больше все-таки в том ,что лично мне очень интересно , и я почему-то никогда не любила учить биографию великих людей (я ненавижу даты ,помню только ну самые глобальные, остальные вылетают напрочь,как бы я не заучивала ...и вообще с цифрами беда у меня ..)  Короче, Аня , просвещать меня еще и просвещать.. и вот забуду же я эти слова , тк. свойство памяти такое ..то что не считаю ползным для себя-тут же того...

Хильда аватар

А зачем учить всякие даты из жизни как будто великих людей? И для кого великих?

arnika аватар

Для пресловутого общего развития. Учить наизусть не обязательно, но общее предстваление иметь надо о том, кто они и что примерно сделали. Как правило, они сделали что-то хорошее для общества (хотя были и есть великие злодеи), двигали прогресс вперёд. Двигали, в частности, и для того, чтобы Вы могли задавать такие вопросы на сайте.

zoloto аватар

Тут не о датах речь.

Анна Северинец аватар

Даты нужно знать, чтобы правильно представлять себе время, в которое жил и писал тот или иной писатель (художник, певец и тэдэ). Ну чтобы не думать, что Пушкин, например, родился при царе Горохе или после октябрьской революции - и соотвтетсвенно понимать исторический фон... Короче, надо.

Для кого великих? Ну, для начала - для школьной программы Потом уже, когда человек выучится в школе и поймет, кто победил при Бородино, он имеет полное право список великих пересмотреть:))) Но никак не в обратной последовательности:)))))

Amadeo аватар

Анна, пытаюсь вспомнить, откуда я узнала большинство перечисленных Вами фактов. И... не могу. Но в вузе этого точно не проходили. Значит, либо в школе, либо самостоятельно тогда и до сих пор. Но нынешнее школьное образование в плане общей образованности явно проигрывает старому. Сейчас в некоторых предметах или скачут совсем по верхам, не давая даже того, что мы учили, либо почему-то пытаются копать в глубь, забивая мозги информацией, которая нужна только узким профессионалам... (В общем, опять ловлю себя на мысли: образованность моего ребенка - полностью моя обязанность: где-то рассказать, где-то фильм познавательный вместе посмотреть, где-то книжку подсунуть. На самотек бросать нельзя: у самого интересы ограничатся компьютером и парочкой мультипликационных и не только сериалов - жвачкой для мозгов)... Грустно...

Анна Северинец аватар

В современной школе (у дочки на уроках истории, например) дети весь урок параграф по цепочке читают выразительно. Что ж они будут знать????

Сигрун аватар

От всей своей чувствительной души - таких "учителей" прибила бы

Amadeo аватар

Но ведь новое поколение должно превосходить предыдущее... А, может, наши преподаватели в вузе также рассуждали о нас, тогдашних студентах? 

Kozlik Mozlik аватар

Сражение выиграл тот за кем осталось поле боя. 

Что же до истории - она настолько не выдерживает критики - во всяком случае то что подается за официальную версию - что незнание ее вообще благо. Я так думаю. Будет повод самому составить мнение. Без Байера.  

морская звезда аватар

чтобы составить мнение все-равно нужно знать какие-то факты , пережить их , а так получается самому же придумать ,те сделать вывод из узких знаний коими мы не обладаем ..Я вообще считаю ,что мы знаем лишь то что кто-то хочет ,чтобы мы знали , и настоящей истории мы никогда не узнаем ..за примерами далеко ходить не нужно .

Так что я за настоящее и будущее все-таки ))

Alesja аватар

А с другой стороны, Оль, есть такое понятие в психологии "перенос прошлого опыта". А в дефектологии сказано, что у людей с ограниченными возможностями этот процесс нарушен. И это есть несильно хорошо, ибо, утрируя, они так и будут пробовать на горячесть раскаленную плиту.

Вот и изучение истории имеет свои резоны.

Хильда аватар

ВСё относительно: раньше были враги народа- сейчас герои, раньше спекулянты, сейчас - бизнЭсмЭны.И так до бесконечности. История - это такой перевертыш, и действительно, правду вряд ли кто-нибудь узнает.

zoloto аватар

Это очень-очень бытовая философия.

Alesja аватар

Есть вещи, которые как не ворочай, все равно работают: например, у богатых все забрать и поделить между бедными не работает - тому в истории есть подтверждения.

морская звезда аватар

ну здесь ты глубоко копнула , в посте речь скорее идет о лени и нежелании что-либо знать и учить , а поступать в Вуз с такой базой , я так понимаю , если честно иногда не догоняю каким образом полнейшие простите неучи попадают в вузы , точнее я конечно знаю , у меня были несколько одноклассников таких, но для меня это просто ненормально .

Alesja аватар

Эт я просто к истории копнула Happy

И кстати, про Тарту я не знала... про Бородино благополучно забыла... Что ж мне теперь, диплом порвать? 

морская звезда аватар

Изучением я скорее назову процесс ,когда проводится глубокий анализ по древним остаткам ,архитектуре ,живописи , документам(частично). А вот тупое зазубривание , перенятие опыта как ты говоришь -это несколько другое все-таки

Alesja аватар

Я бы не ставила знак = между зазубриванием и перенятием опыта. Последнее предполагает осмысленные действия.

морская звезда аватар

так это не я поставила , это я из твоего коммента так поняла ,сори )) или сама так интерпритировала .

#
Система Orphus