Полная версия сайта Мобильная версия сайта
Анна Северинец аватар

Вот уже три месяца я среди прочих своих дел занимаюсь одним из любимейших: преподаю в институте. И исптываю по этому поводу невеоятную радость. Чем хороша эта лучшая из лучших работ, так это тем, что каждый день ты имеешь гарантированное работодателем право на встречу с лучшим, чистейшим, красивейшим из всех времен человеческой жизни, с молодостью. С тем прекрасным временем ,когда человек еще - чист и простосердечен, когда он одновременно наивно открыт миру  и обличающе суров к нему. Ох уж эта молодость, когда ты еще мало знаешь, но многое можешь, когда перед тобой распахнуты абсолютно все двери, наличествующие в лабиринтах мироздания, и каждая из дверей ведет в прекрасную страну безграничного будущего. Молодость, которая не знает тупиков, не ведает неразрешимых вопросов, максималистски полно и ярко переживает радости и поражения...

Любая работа с людьми дарит тебе удивительные встречи с удивительными личностями. Иногда бывает: вдруг ,совершенно неожиданно, распахнется перед тобой человек, и ты застываешь, потрясенный невероятной красотой этого божьего создания и высотой духа, заложенного в это создание творцом.

Хотя поступки их вроде бы и вовсе не героические...

Вот парень, эдакий, цензурно выражаясь, разгильдяй, который от семинара к семинару никак не может прочитать положенные произведения. Причем вижу ведь, что ребенок толковый, умный, просто - разгильдяй. Наконец приходится брать его на понт: или читаете к следующему занятию все положенные произведения, или... Он, поддавшись умело соданному настроению, обещает.

И вот день Х. Приходит. Серый и худой от недосыпа. Все прочитал (в общей сложности порядка четырех тысяч страниц!). Последнюю книжку закрыл сегодня в семь утра. И курсовую одновременно написал. Задаю ему по всему прочитанному вопрос, один, большой, системный, сложный. Вот, блин, зараза, начинает ведь отвечать! Да так хорошо, с чувством, с толком, с такими тонкими наблюдениями, что вся группа заслушивается, начинают поддакивать, возражать ,разгорается спор, и вот уже вся аудитория с небывалым энтузиазмом обсуждает проблемы революционного гуманизма, согласия человека на репрессии и сложные вопросы эмиграции второй волны.

Еще одна девочка. Такая не шибко грамотная, тихая, вроде как звезд с неба не хватает. Оказывается, волонтер общества "Эгида": до занятий и после бегом в приют, мыть, выгуливать, кормить, пристраивать к хозяевам зверей... Начинает рассказывать ,что они только не придумывают, чтобы котов и собак спасти от смертельной инъекции - я, взрослая тетя, с трудом сдерживаю слезы..

Еще одна: такая вся очень современная, активная, симпатичная ,казалось бы, мальчики одни должны быть в голове... Увлекается историей французской революции. задаю ей какой-то давно мучающий меня вопрос по теме, она задумывается, обещает узнать. Назавтра ловит меня в коридоре: вот, узнала! (а я уже и не помню ,что спрашивала-то!)

Или мальчик: очень хочет стать олигархом. Зачем вам? - спрашиваю.  А, говорит, я тут на досуге придумал ,как перемещать в пространстве плазму, так вот ,чтобы доказать это опытным путем, нужна лаборатория и дорогостоящий персонал. Я с лицом блондинки переспрашиваю: "перемещать плазму?" В итоге меня провожают до самого дома, с редким научным восторгом рассказывая про перемещения плазмы (ничего в этом я, разумеется, не понимаю до сих пор).

Еще один студент: приносит стихи. оказывается, до сих пор пишут дети стихи, и не всегда - про "я тебя любил, ты меня любила". Полноценная философская лирика, с размышлениями о заветах отца, о праве молодости, о боге и дьяволе и прочей важной для молодых метафизике.

Иногда я чувствую себя старым, хитрым вампиром, который заходит в аудиторию циничным и больным ,а выходит - вполне здоровым и свежим, напитанным безудержной молодой энергетикой и безграничным счастьем.

И особенно пугает их молодая доверчивость: "вот вы нам говорили на лекции". Как можно таким вот детям сказать на лекции что-то не то?

Вот и сидит старый вампир вечерами, готовит лекции, роется в пыли и сумраке древних волшебных книг, которые, на самом-то деле, были написаны столетия назад такими же молодыми, сильными, хорошими и талантливыми людьми, как и мои студенты. А иногда - такими же хитрыми вампирами, как я.

 

Рубрики:

Комментарии

Всего комментариев (20) Последнее сообщение
hannochka аватар

Аннечка, спасибо за пост. Настолько искренне написано, что прямо и слов нет. Очень рада, что есть еще такие преподаватели, как Вы: готовые ночами сидеть и готовиться к лекциям, получающие настоящий кайф от преподавания и общения со студентами. Студентам повезло с Вами,а Вам с ними. Удачи.

Юлия Беккер аватар

Для вампира ты, Аня, слишком цветущая Acute А вообще ты права. Я сегодня тоже нечто похожее пережила, посетила детскую конференцию в нашей школе - там Лена делала доклад. Лена была единственная девочка и единственная второклашка. Остальные докладчики - мальчики четвертых классов. И вот эти самые мальчики все лето проводили какие-то опыты, один, например, горох выращивал в разных условиях, а двое других - близнецы-братья - навыращивали в домашних условиях потрясающей красоты кристаллы медного купороса, квасцов, меди, все это притянули в школу, показывали и рассказывали, и делали выводы. Оба в белых халатах, в перчатках, смотрела на них и думала - однозначно будущие нобелевские лауреаты.

iya аватар

Очень интресно. А дети как вы сказали пишут и таких много. По крайней мере один большой российский сайт. И все не о любви,а глубоко-философски ( ну это к слову)

Ligia аватар

Вашим студентам, Анна, можно только позавидовать, что вы их так обожаете, нет, наверно, вернее сказать, уважаете. Вы с ними на "Вы"?

Анна Северинец аватар

Конечно. Даже мысли нет на Ты называть. Хотя, кстати, мои любимые университетские преподаватели со студенческой скамьи и по сей день называют меня на "ты" и "Анька". Это Анатолий Николаевич Андреев, Дмитрий Васильевич Федоров и - светлая ему память - Владимир Александрович Карпов.

Юлия Беккер аватар

А меня Андреев называет Юлькинзон Tongue

Aleksana аватар

Если бы еще и в школу таких преподавателей - понимающих, уважающих и сопереживающих...Sad

Птичка аватар

Bravo Так замечательно написали, что я вам даже по-хорошему немножко завидую.

Amely аватар

Уважаемая Анна, открывать свои чувства не просто, и пока я набиралась смелости признаться в любви к самому читаемому мной автору Вельвета Embarassed , как тему закрыли?!?! Про тех, кто против. Видимо, кому-то стало очень скучно. Тем не менее тех, кому не скучно, не безразлично и не страшно гораздо больше! Спасибо за Вашу точку зрения, за то, что Вы ее отстаиваете, за то, что Вы есть не только у читателей Вельвета, но и Ваших студентов. У будущего свободной творческой интеллигенции. За молодой задор человека всемогущего Happy
Вот. Выговорилась. Извините если пафосно получилось. Просто самое важное Вы уже сказали.

И красива и умна аватар

Когда год назад на очередной вечеринке однокурсников мы делились впечатлениями о своей работе, многие удивлялись: ну как можно работать преподавателем? Зарплата - мизер, а выкладываешься на все 200%. Ночами недосыпаешь, потому что не вылазишь из книг...
Аннушка, вот теперь-то ты меня понимаешь? Когда ты дышишь с ними одним воздухом, когда чувствуешь, как востребованы все твои университетские знания, когда понимаешь, что и их тебе уже не хватает, чтобы удовлетворить их любопытство, когда ты проходишь с ними один путь - от идеи исследования до получения самых высоких наград за его результат, когда на торжественной линейке тебе дарят самую высокую розу, купленную на свою же стипендию, а не на родительскую матпомощь - вот только тогда понимаешь, что ты выбрал правильную дорогу, и тебе по ней идти, и вести за собой (а иногда и догонять)эту неугомонную пёструю толпу, так похожую и непохожую на нас в молодости.
И разве имеет значение тогда всё остальное?

rona аватар

А собый преподавательский "кайф" испытываешь, когда на лекции почти вся аудитория заинтересованно-восторженно внимает тебе, когда ты чувствуешь:"Да, есть! ухватила и захватила всю аудиторию, они мои!" - вот тут действительно ощущаешь себя "вампиром", как верно подметила Анна Happy

Shimanskaya@belpost.by аватар

Огромное спасибо. Есть такое место на Земле - лицей БГУ. Там тоже такая атмосфера. Ученики говорят, что благодаря преподавателям, а преподаватели - у нас, мол, просто такие ученики. А для нас, родителей, это самые приятные воспоминания о родительских собраниях, концертах и выпускном.

Анна Северинец аватар

Я работала в Лицее десять лет назад. Преподавала русскую литературу. Дивное место, дивные дети, дивная атмосфера. До сих пор жалею ,что судьба распорядилась так, что мне пришлось оттуда уйти. Прямиком в торговлю.

Shimanskaya@belpost.by аватар

In Love In Love

Anelka аватар

Я еще в институте словила кайф от стояния за кафедрой)) Пришлось защищать курсовую по психологии читая лекцию младшему курсу...
Был такой полет вдохновения и чувство контакта с аудиторией, что я подумала о генетической предрасположенности к преподаванию Jokingly как-никак из семьи преподавателей...
Жаль, не сложилось (

Natali16 аватар

Читаю и кайфую. Bravo И еще заметила, что если видеть в людях в первую очередь достоинства, то и встечаются по жизни хорошие люди, а когда начинаю видеть в людях недостатки, так начинается непруха, и в работе вместо надежных партнеров попадаются только кидалы. Don't Know

Тати аватар

Вот и меня с трудом кто-либо понимает. Я тоже преподаю то по выходным, то по вечерам, раньше в филиале института, теперь его закрыли, преподаю в техникуме. Деньги смешные. Полностью уверена, что преподавание строится на голом энтузиазме, любви к своему предмету, желании поделиться со студентами этим предметом.
Однако, когда я читала лекции заочникам в ВУЗе - это был их профильный предмет, и они знали, что он им будет очень нужен. И ходили для того, чтобы получить знания. А я была очень рада этими знаниями делиться, дать их так, чтобы все было понятно. Это очень приятно, когда в итоге видишь, что чему-то за такой короткий период времени (это же заочники) я их научила.
Но опять-таки большинство к получению образования пришло осознанно. Как правило, это девочки, которые уже вышли замуж, родили детей, и не хотят больше работать продавцами, или по другой рабочей профессии.
А этот семестр техникума просто выбил меня из колеи. Техникум платный. За студентов платят их родители. Желание что-либо делать нулевое. Столько сил приходится тратить на поддержание порядка... Усложняется тем, что тот кто хочет слушать, боится, что будет выглядеть "зубрилой" в глазах остальных. Группы - подавляющее большинство мальчиков.
В итоге приходится их держать в ежовых рукавицах, в кулаке, давить. Отношения выровнялись только к концу семестра, и то, только потому что на практических каждому даю индивидуальное задание. Тогда надеяться не на кого, и начинают понимать, что на лекциях надо меня слушать. Хотя бы чуть-чуть. Понемногу вникают. Но так, между прочим. Чтобы никоим образом не показать, что они стараются.
Но потом проверять: 2 группы по 30 тетрадок. Практические через занятие. Все выходные сижу то за тетрадками, то на лекциях. Плюс по вечерам.
А у меня есть свой ребенок, которому тоже нужно мое время.
И думаю: зачем мне это надо.
Меня просили провести только семестр. В итоге преподавателя на следующий пока так и не нашли. А в следующем в 2 раза больше занятий...
И я чувствую, что силы на исходе. Еще одна-две пары в неделю - это реально (а лучше неделю есть - неделю нет). Но в таком ритме - неосуществимо.
И вот сколько раз я думала, а у кого работа в техникуме основная. Специалисты-предметники по бух. учету, праву, программированию, экономике - с их способностями могут найти работу, как минимум в 2 раза более оплачиваемую. А они преподают...

Анна Северинец аватар

А я, Тати, вы знаете, вообще не напрягаюсь по поводу того ,слушают ли они меня на лекциях. Вот честно. То есть я их,конечно, прошу, чтобы тишина была - потому как и говорить в гаме трудно, и другим, тем,кому интересно,слушать нужно. А в остальном - честное слово, стараюсь не навязываться. Все взрослые люди ,все пойдут сдавать экзамены, все готовы получать свои оценки. будь моя воля, я бы даже и посещений на лекциях не требовала бы. пусть бы приходили только те, кому и вправду надо.

Тати аватар

Вот здесь я согласна полностью. Я тоже против обязаловки по посещениям. У заочников в институте так и было - приходили те, кому это надо.
А техникум: строгий учет посещаемости. За каждый пропуск такой разбор... И отпустить их я не имею права. Хотя однажды и говорила: "Вот эта тройка ребят - вставайте и уходите, отмечать не буду. А остальным мешать нечего. Тем более у меня всегда последняя пара. Но все равно остались и никуда не ушли. Правда, пытались даже не шуметь. Но им это дается с большим трудом.
И максимальный результат от урока может быть только в том случае, если студент осознанно решает для себя: приходить или нет. Потому что, если уж он решил прийти, он для себя уже решил что-то даже сделать.
А когда один человек повернулся, другой прошептал, третий ответил - а аудитория тридцать человек - сразу возникает гул.
А я человек очень увлеченный, я рассказываю громко, весь урок стою у доски, у меня постоянный диалог, причем приходится спрашивать тех, кто шумят, тем самым хоть как-то уменьшая шум и вовлекая в процесс... Я сама редко даю ответ, дожидаюсь правильный от группы. Но все не то.
Обязаловка, деньги родителей, которыми сразу даже пытались щегольнуть: "Мол, мы платим, так что вы давайте тут..."
И в итоге получается, что заочники, у которых часов в 5-10 раз меньше, знают не хуже, а иногда и лучше, студентов, которые учатся на дневном, но которые в силу своего максимализма отказываются учиться.
Хотя это касается тех, кто ходит, а не тех, кто считает: на четверочку я как-нибудь вытяну, а больше мне и не надо.
А когда варианты задач повторяются: фотографируют их на мобильники у тех, кто решает, затем списывают...
Когда у каждого стал свой вариант задачи - постоянно подбегают: "А четверка уже есть". Сразу говорила: "Да, тут уже почти на пятерку - тут же сдавали тетради". Теперь едва ли не до звонка, пытаюсь вытянуть с каждым (или большинством) эту задачу, чтобы студент увидел, что в его силах справиться, что абсолютно ничего сложного в этом нет, что оказывается стыдно не понимать, когда большинство понимает.
И кстати наоборот, когда большинство не понимает - стыдно понимать.
Такой возраст, когда с одной стороны хочется выделиться, а с другой страшно выделиться чем-то хорошим. Плохим - оно куда спокойнее.

Анна Северинец аватар

Laughing Спокойнее однозначно! Эх, блин, человеческая порода...

#
Система Orphus