Полная версия сайта Мобильная версия сайта

обман от русской литературы

Анна Северинец аватар

Раньше, когда во взрослой жизни я стала сталкиваться с суровой правдой человеческих взаимоотношений, я думала, что меня обманывали русские писатели. Теперь я знаю: обманывали учителя русской литературы, которые на школьных уроках вычленяли из произведений якобы мысли русских писателей. Как бы то ни было, обман оказался на лицо.
Обман первый: про принца на белом коне. Этот обман начинается еще с первых книжек – когда за Крошечкой-Хаврошечкой приезжает заранее влюбленный и очень добропорядочный молодец, сажает без лишних разговоров героиню на коня и мчит ее в светлое будущее. Оказалось: не бывает.
Обман второй: он обязательно исправится. Самый яркий пример – Онегин. Оазывается, достаточно быть «цельной натурой» (никогда не понимала, почему все учителя так цеплялись к этому убогому определению Татьяны Лариной) – и твой любимый рано или поздно все поймет, падет перед тобой на колени, и дальше у тебя будет выбор: ответить ему взаимностью или гордо высказаться в некогда любимое лицо. Оказалось: быть цельной натурой недостаточно, и вообще – любят не за личные качества, а просто так. Непонятно, за что.
Обман третий: есть безупречно хорошие люди. Без изъянов. Вспомните любого героя, которого принято считать положительным: ту же Татьяну Ларину, Петрушу Гринева и его Машу, Наташу Ростову и Пьера, Аркадия Кирсанова. Говорил ли нам кто-нибудь, что и они не безупречны? Что и у них есть плохие человеческие качества? Оказалось: в любом человеке есть равно хорошего и плохого. Зависит от того, как посмотреть.
  Обман четвертый: «простые люди» такие душки»!  И Герасим, утопивший безвинную собачку (это, оказывается, барыня его довела! А сам он, значит, не при чем! От барыни-то все равно сбежал – что ему мешало взять с собой живую Му-Му?), и безграмотные парнишки с Бежина Луга (знаем мы, какими выросли эти парнишки), и живописные некрасовские крестьяне (зверски пожегшие потом бариновы усадьбы). Крестьяне априори записывались в положительных героев (и это не большевики, это еще с Тургенева повелось!). Оказалось: необразованность и безграмотность всегда приводят к чудовищно животному взгляду на жизнь и людей.
Обман пятый: священник – святой. Кто еще помнит Алешу Карамазова? Мало кто помнит, а обман живет. Именно Алеша сказал: «И как же я могу, если Господь говорит: отдай мне всего себя – отдать ему только два рубля?». С него и повелось считать всех священников безгранично верующими и безупречно служащими людям и богу. Оказалось: непосильна ноша сия для простых людей. Ноша непосильна, а требования есть.
Одно только оправдывает наших обманывающих учителей, да и русских писателей. Как сказал Пушкин: «И низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Действительно, как было бы здорово, если бы этот обман оказался правдой!

Комментарии

Всего комментариев (10) Последнее сообщение
Наяна аватар

А ведь действительно... Happy Хорошее наблюдение.

Kozlik Mozlik аватар

Интеллектуал на российской земле оказался бессмысленной жертвой социального аборта.
Стал интеллигентом. ROLF Золотой патрон совершенных качеств без ствола и цели. Выкинутый на обочину истории, в самую грязь.
(Что за нелепая шутка...)

И сеет он свое рефлексивно-отрацательное мироощущение от своей ненужности и бессмысленности своего бытья в окружающую, ненавистную почву, сквозь книги, фильмы, театр, газеты и т.д.

И как все социальные проекты - этот ведется на поле интуитивной человеческой веры во все хорошее, тяги так сказать, к светлому.

Предоставлю слов мастеру.
Из любимого:

Факт есть факт: поставить человека лицом к лицу с победой зла - это как заставить корову слушать «лунную сонату». Последствия будут самыми обескураживающими - и по объему, и по густоте, и по жирности, и по всем остальным параметрам. С людьми то же самое. Когда вокруг побеждает зло, им становится незачем жить, и вымирают целые народы. Наука доказала, что для оптимизации надоев коровам надо ставить раннего Моцарта. Точно так же и человека следует до самой смерти держать в состоянии светлой надежды и доброго юмора. Существует набор позитивно-конструктивных ценностей, которые должно утверждать массовое искусство.

Анна Северинец аватар

Русская литература и упомянутые мною произведения - не масовое искусство, к сожалению. Так что когда вы играете словами - не заигрывайтесь:))

Kozlik Mozlik аватар

Серьезно?

Вы многих встречали кто бы читал "это" вне школьно-институтской программы? Кто бы серьезно увлекался этой литературой? Когда время лучших в мире читателей, как сказал бы Миша Веллер, кончилось, уступив время тем, кому есть что сделать в реальном мире? (вот уже не знал что есть НЕмассовоя литература с которой "основной" читатель знакомится в рамках обязательного образования)

Мне кажется, что литература вообще массовой быть не может. Особенно хорошая.
Хотя насчет Крошечки-Хаврошечки - не уверен.
Тут, бесспорно, оставляю оценку на Ваш выбор. Thumbs Up Thumbs Up

Кстати, давайте попробуем оценить культурную значимость обсуждаемого предмета.
Вынесем, так сказать за национальные рамки. Какова потенциальная "экспортность" этого элитарного, наверное всемирно-ценного культурного "продукта", после распада великого и грозного СССР? После гибели надежд вольнодумцев всех мастей на русское чудо 20 века с его революцией и высокими идеалами?
После остановки нефтяного финансирования бессмысленных перепечаток и переводов нашего литературного вклада во всемирное достояние миллионными тиражами?
Кто у нас вообще есть уровня Шекспира, Гёте, Данте, Гомера?

За отповедь насчт игры словами конечно спасибо...

Отчего-то подумалось. Из любимого:
- Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
- Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, - сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
- Рама, - сказал он, - вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи. Меняться будет только конкретный тип потребления, о котором пойдет речь. Это может быть потребление вещей, впечатлений, культурных объектов, книг, концепций, состояний ума и так далее.

ps
Вы задались вопросом - Раньше, когда во взрослой жизни я стала сталкиваться с суровой правдой человеческих взаимоотношений, я думала, что меня обманывали русские писатели. Теперь я знаю: обманывали учителя русской литературы, которые на школьных уроках вычленяли из произведений якобы мысли русских писателей.
-------------------
Вот моя точка зрения. Общество - это система состоящая из нас, и воспроизводящая нас в своих целях - с нашими психотипами, линиями поведения, в рамках национальной культуры (система свой чужой) и доступных способов воспроизводства ценностей (и для нее же). Обществу на нас наплевать. Оно деже не имеет к нам - его монадам - отношения. Как мы к бактериям в кишечнике.
Мы его нуклеиновые кислоты прочие ДНК.
Оно как амёба, существует ради самосохранения, роста массы, вытеснения других с места потеплее.

И если для этого надо чтобы человек бежал за длинным долларом, верил в ценность офисно - планктонного существования, божественную суть маркетинга - и все это на таком "холерическом позитивчике" - под задорные песенки Джей-Ло и фастфуд из Макдональдс - то так тому и быть.

Или читал всякое идеалистическое "жевало" пропитанное стимулятором "в духе раннего Моцарта", для увеличения надоя трудового КПД.
О чем уже писал выше.

Учителя же, писатели и мы, читатели - все в этой связке играем свои роли.

Анна Северинец аватар

Ох, Козлик Мозлик, все-то вы эстетствуете да примитивитесь нарочно. Как-то витийствуете. Как-то вот кичитесь своим интеллектуальным цинизмом. Ну вылитый infant terrible нашего мирного сообщества.
Касательно самых вразумительно сформулированных вами вопросов скажу: элитарность или немассовость культуры не определяется сравнениями с Данте и Гете. да и вообще "уровень Гете" - это такой странный показатель...
До тех пор же, пока мы ощущаем себя монадами или амебами, пытаемся оценить литературу с точки зрения "уровня" и равняемся на коров, слушающих Моцарта - тогда действительно, кроме как играть свои незавидные роли в этой связке, нам ничего большего и не суждено.
Все, что нужно - перестать думать ,что ты в связке.
Вот отвечаю вам - и думаю: так ему же все равно, лишь бы поэстетствовать да позубоскалить.
Вы настоящим-то бываете когда-нибудь, дорогой наш infant terrible?

Kozlik Mozlik аватар

Рад что немного развлек Вас. Happy

Наяна аватар

Вы настоящим-то бываете когда-нибудь, дорогой наш infant terrible?

Возможно - во время занятия сексом за пару секунд до оргазма и во время оного???
Happy :) Happy
ну так, если преполагать?

Kozlik Mozlik аватар

Ладно колюсь.

Когда беру огромный, блестящий отточенный до свистящей остроты топор, и обмахнувшись им по обеим сторонам чтобы размять спину, в два затяжных удара "из за плеча" срубаю дерево толщиной с ногу.

Вот тогда да. Радость детская в сердце.

Yahoo

Наяна аватар

- Вы кто?
- Я - добрая фея!
- А почему с топором?
- Вот как Вы мало знаете о добрых феях!..

Kozlik Mozlik аватар

100%. Как точно то... ROLF :ROFL: ROLF

#
Система Orphus