Полная версия сайта Мобильная версия сайта

поездка за правдой

Анна Северинец аватар

После появления в моем блоге записи "Про церковь" ( http://www.velvet.by/blog/anna-severinets/2010-03-12/pro-tserkov ) главный редактор портала "VELVET" державною рукой отправила меня в командировку в Жировицы, сердце белорусского православия, где расположены Духовная семинария и Академия, где вся верующая и неверующая Беларусь прикладывется к нерукотворной иконе Жировицкой Божьей Матери и канистрами выбирает святую воду из целебных источников.

Вот картинки из моей поездки (мысли о ней - позже, в статьях и постах).

Въезжаем на подворье. У тяжелой дубовой двери одной из пристроек - молоденькие девочки с младенцами на руках, коляски, яркое ведерко и лопатка. Это матушки (жены священников) - вывели погулять своих карапузиков.

Мальчики-семинаристы из редакции журнала "Ступени": при нашем появлении в дверях встали и не сели до тех пор, пока не обустроились в креслах прибывшие дамы (мы то есть). Галантность удивительная!

Очень вкусный постный обед в трапезной. Священники, с которыми нам вскоре предстоит беседовать, гостям скучать не дают: скажу вам честно, давно я так от души не смеялась! Зарисовочки из семинарской жизни, высококачественные, филологически выверенные шутки, приятнейшая, слегка ироничная беседа... И при всем при этом - БЕЗУПРЕЧНЫЕ манеры поведения. Я таких в жизни не видела, хоть и выросла не под забором.

Мои собеседники - три священника. Первый - с очень строгими глазами и ироничной речью. На все вопросы - четкий ответ и глубокая уверенность в своих словах. Второй - обходительнейший молодой человек, удивительно эрудированный и сведущий буквально во всем. На любой вопрос - подробнейшая историческая справка и обстоятельное логическое объяснение. Третий - настоящий православный священник из романов начала ХХ века, очень думающий, очень ищущий, спорящий с другими, такой весь наружу, думаешь ты - и он думает вместе с тобой. Очень разные. Но похожи в одном: они живут так, как верят, и так, как проповедуют. У них вера - изнутри, и она - во всем, и поэтому они меня не судили, не упрекали, внимательно слушали, с удовольствием отвечали и относились ко мне как к самим себе. Это очень чувствовалось. Честно.

Вечером - в гости к одному из отцов. Его матушка - красивая, молодая, прямо светящаяся изнутри - поит нас чаем и кормит неописуемо вкусным постным пирогом. Пирог - просто совершенство! Таких и скоромных не часто попробуешь!

По дороге домой подумалось: ну вот, сегодня православная церковь повернулась ко мне лицом.

И это было очень хорошее лицо.

 

 

Комментарии

Всего комментариев (9) Последнее сообщение
Jolly аватар

Ждем с нетерпением вашего рассказа, Happy

Polina. аватар

А знаете, Анна, почему она (церковь) повернулась к Вам лицом? Потому что Вы там были не как простая прихожанка, а Вас за ручку повели по тем местам, где обычные люди не ходят. Я тоже была в монастыре с экскурсией , но на меня это не произвело особенного впечатления. И чай с матушкой я не распивала..... Это вроде как по блату: куда бы Вы ни пришли по рекомендации- все будет в сто раз лучше, чем в обычной обстановке.

Елена Подгорная аватар

Polina, православная церковь это не здание, куда приходят люди, которым иногда нужно прийти в храм поставить свечку или раз в год прийти за крещенской водой.

Православие это сообщество православных людей, или община, у которых общие будни, общие праздники. Для них священнослужитель в своем приходе близкий и родной. И матушка также.

Поэтому не нужно никакого блата, чтобы можно было общаться со священниками или пить чай с матушкой.

Polina. аватар

Знаете, Hella , про то, что "православная церковь это не здание, куда приходят люди, которым иногда нужно прийти в храм поставить свечку или раз в год прийти за крещенской водой." я уже читала .
И за всю свою жизнь не заметила, что "не нужно никакого блата, чтобы можно было общаться со священниками или пить чай с матушкой "......
Когда-то и я ходила в церковь с Вером и надеждой, и не один раз в год.
Потом вдруг все изменилось и я пришла пообщаться со священником, попросила разъяснить то, чего я не понимала, но понять очень хотела, даже больше- нуждалась. И что же я получила? Да ничего! Я увидела в глазах священнослужителя далеко не праздный интерес ко мне и даже нескрываемую похоть!
Было страшно- честно Вам признаюсь.

Анна Северинец аватар

Так вышло, что приходится более поздний пост ставить раньше вчерашнего:)))
Очень хорошо сказал про это один из жировичских священников. Он сказал: может статься, такие "плохие" священники - это знак для вас о том, что не здесь и не сейчас вы придете к вере. А если без таких вот, возможно истинных, прежположений - вот что я поняла во время своей блатной поездки. Мы, люди, воспитанные русской культурой, глубоко православной и построенной на христианских ценностях, будучи даже ортодоксальными атеистами, все равно думаем, что церковь это место, куда мы придем, когда нам станет очень плохо. Это не священники нам сказали, а русские писатели.
Так вот. Когда нам плохо - нужно идти в церковь. если нас встретит там непрвильный священник - что ж, там всегда есть икона, ощущение Бога, особенный психологический настрой, получится его "принять" - с вами случится вера. Не получится - не случится.
Но как прекрасна, истинна и осмысленна станет жизнь того, кому встретится хороший священник! Даже если не снизойдет с небес благодать - лучше, чем общение с настоящим христианином и настоящим священником для воспитанного в православной культуре человека невозможно и пожелать.
Итого: священники, к сожалению, люди. А мы хотим от них нечеловеческого терпения, понимания, внимания, любви и заботы. И что самое поразительное - некоторые из них способны нам это дать.

Анна Северинец аватар

Отчасти согласна с вами, Полина. Мне было даже немного стыдно, что я, со своим махровым атеизмом и закостенелой гордыней, попала в такое удивительное место "с обратного хода", вроде как по блату.
И я у них обо всем этом спрашивала: почему-де простые люди не могут вот так вот, через чай и приятную застольную беседу попадать в церковь. глядишь, больше было бы лояльных к церкви членов общества и улыбчивых прихожан.
Из обстоятельных, умных и искренних их ответов я поняла: это я пришла в церковь за информацией. Поспрашивать. Поэтому вот так вот, легко и просто, мне ее дают - а как по-другому?
А человек, который в церковь идет к Богу, за истиной - должен сначала научиться смирению. Иначе, без смирения, выйдет из него такая вот злобная бабушка, которая в любом храме выедает печенки прихожанкам. Так что не до чаев тут.
А еще я спросила: а почему у католиков путь к Богу короче и приятнее?
На что мне сказали: а путь к истине не может быть коротким и приятным. Иначе никогда не поймешь ценность истины.
Не могу не согласиться.

mariZe аватар

Я тоже была в Жировичах. Это особенное место, я бы сказала другой мир. Там нет суеты. Там свой уклад жизни. Искупавшись в купели, с тобой происходит что-то необъяснимое. Хочется летать! И жить!!!

о. Константин аватар

Не надо путать, дочь моя, "итак" с "итого". Это тебе любой филологически подкованный священник скажет.Опять же, не впадай в гордыню: церковь, мол, ко мне лицом повернулась... Она, дочь моя. от тебя никогда и не отворачивалась... А так -- "пять" с плюсом: ярко, образно, человеколюбиво, так и хочется перефразировать классика "Здесь православный дух, здесь православьем пахнет!.."

Анна Северинец аватар

Трепещу, робею, соглашаюсь с каждым вашим замечанием и склоняю смиренно гордынскую голову свою перед вами, о.Константин, как всегда.

#
Система Orphus