Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Дружно боремся с личным кризисом

Любой кризис похож: ощущение тупика, невозможность работы, творческий застой, мозговая импотенция.

И если страны и континенты переживают банковский и финансовые кризисы шумно и где-то даже весело, с громкими заявлениями, акциями протеста, разгонами демонстрантов и закрытиями оффшоров, то каждый из нас свои личные кризисы переживает сам. В гулкой тишине рабочего кабинета. В холодном воздухе неопределённости. В тревожном ожидании катастрофы.

А ведь в народе накопилось приличное количество способов преодоления таких кризисов! Так может быть, хватит замыкаться в себе — давайте выйдем в люди и спросим: народ, а как вы боретесь с кризисами и тупиками?

Ольга Демидович, блоггер: «Единственное преодоление — это уход от преодоления. Беру всю ответственность на себя — за своё безделье. В эти моменты я точно знаю: хватит напрягать реальность, разожми мозг, и просто ничего не делай, слушай птичек в лесу, гуляй по водоёмам... Нет способа в кризисе лучше, чем просто безделье, а ведь им тоже нужно уметь наслаждаться!

Марина Широкова, филолог, преподаватель, доцент Рязанского Государственного Университета: «Сначала — специально «ухожу» в рутину, стирка-уборка... Это подсознательная неуверенность в своих силах, её тоже нужно пережить и переждать. Можно перезагрузиться: что-то лёгкое и приятное сердцу почитать, посмотреть, послушать, пообщаться с приятными людьми. Следующий этап — уже не отдых, а стимуляция-мотивация. Тут несколько способов.

picture-15149.jpg

Один — пообщаться с супертворческими людьми, может, просто сходить на концерт или спектакль, выставку.

Второй — столкнуться с непрошибаемой прозой жизни, вроде оформления документов.

Третий — пообщаться с друзьями, работающими в той же сфере, что и ты, организовать эдакий домашний мозговой штурм.

Эти способы дают толчок, а уж потом в процессе некоторое время просто преодолеваешь себя. Иногда просто надо взять себя за шиворот и усадить — за стол или комп, писать, плеваться, править, зная, что то, что пишешь — полный отстой, через энное время ты это перечитаешь — и окажется, что написанное — тоже толчок к чему-то.

Главное — не переставать совсем! Насчёт причин кризиса — их несколько, на мой взгляд. И усталость, и разочарование, и неверие в свои силы, и неверие в то, что ты делаешь, в важность этого дела не только для тебя.

И обычная физиология: если в каких-то зонах мозга деятельность слишком интенсивная, то через какое-то время она сменяется пассивностью, и наступает то, что мы в обыденной жизни называем депрессией, но что с медицинской точки зрения таковой не является.

Хороши физические нагрузки — до такой степени, чтобы в голове вообще ничего не осталось, один ветер. И ещё мне помогает, когда я что-то делаю руками «на автомате», не напрягая мозг. Тогда мысль сама течёт, а движение рук, пальцев — опять же, физиология — связаны с мозговой деятельностью.

Отлично перезагружает, между прочим, обыкновенный душ контрастный и массаж».

sdvgrewb.jpg

Сергей Козлов, фотограф: «Любой серьёзный рост требует утопить себя в деле. Для этого, в качестве груза, нужно привязать на ноги удовольствия, плотно вплетя свою естественную человеческую мотивацию в процесс творчества. Тогда не нужны отпуски, передышки, и кризисы бывают, когда пора поспать. Единственной серьёзной и раздражающей проблемой становится нежелание, «упругость» реальности, сопротивляющейся твоему нажиму. И тут уже как судьба ляжет».

Юлия (блогер Вельвет DonnaDjuljetta): «Я куда-нибудь еду, далеко или близко, даже в самые стрёмные места, чтобы получить новые впечатления, пообщаться с людьми. От впечатлений есть определенные эмоции, мысли и это всё вдохновляет».

Ольга Крохичева, дизайнер: «У меня два пути и оба всегда работают. Садиться и работать, не смотря ни на что, в какой-то момент любимый процесс всё равно увлечёт, потому как я твёрдо уверена, что отсутствие вдохновения порождается дурными и лишними мыслями. А второй способ таков: если есть запас времени на работу, просто отложить всё и попробовать ничего не делать. По-настоящему ничего не делать оооочень тяжело! Почти невозможно».

Таша Лопатенко, гастрономический обозреватель: «Хлопаю в ладоши, не шучу. Если понимаю, что больше мыслей нет, то начинаю это делать. Странный совет, но в моём случае работает».

Андрей Жвалевский, писатель: «Творческий кризис? Конечно, я знаю, что это такое. Более того: я различаю микрокризисы и кризисы глобальные. Микро — это когда пишешь-пишешь, и вдруг останавливаешься: не пишется. Здесь очень помогает соавтор.

Отсылаешь незаконченный текст ему — а он-то не в курсе, что у тебя кризис! Начинает писать дальше, как ни в чем не бывало, придумывает что-то лучше и интереснее, чем придумал бы ты.

Ещё в разных несложных кризисных случаях помогает хороший способ, отраженный в пословице «Утро вечера мудренее». Грубо говоря, берешь проблему, загружаешь её в мозг и говоришь: «Ну, мозг, вот тебе задачка, а я пошёл».

Между прочим, наше подсознание решает большую часть проблем куда эффективнее усталого сознания. Если же говорить о глобальных кризисах… Совсем недавно у меня был такой. Мы с Женей Пастернак очень быстро написали одну книжку, буквально за 12 дней,  очертили, так сказать, скелет, и нужно было на него «нарастить литературное мясо». И вот здесь-то и случился глобальный кризис: я знаю, что делать, знаю, как, а не могу. Не могу, и всё.

В разгар моих мучений мы поехали с Женей на писательский фестиваль в Алапаевск, и вот там-то она вытащила меня на прогулку по лесу — и мы долго разговаривали про жизнь. Ходили и говорили. И оказалось, что есть у меня одна большая человеческая проблема, большая, серьёзная, нерешённая. Я ее проговорил. Понял. Решил. И кризис — прошёл.

Поэтому очень хороший, хоть и банальный, способ выхода из любого кризиса — творческого, семейного, дружеского — это разговор. Разговаривайте — и не обязательно с закадычным другом, не обязательно с соавтором — не всем же так повезло! Иногда подойдёт и попутчик в поезде дальнего следования. 

Главное, чтобы человек умел слушать. Ощущение взгляда со стороны — это очень важное ощущение, это как свой собственный голос, услышанный в записи — он же совсем не такой, каким слышится в черепе, правда? Проговаривая неразрешимое постороннему человеку, обязательно найдёшь и причину, и выход, и способ».

История мировой культуры — а в ней тоже кризисов хватает! — знает немало народных способов борьбы с тупиками.

Чехов, например, вообще считал едва ли не самым трудным в писательском труде то обстоятельство, что у писателя «всегда найдутся веские причины не работать». Заставить себя писать — задача нелёгкая, а уж принудить себя работать над словом — и вовсе под силу только истинным трудягам.

Чего только не выдумывали писатели, чтобы не находить «веские причины не работать»! Бальзак, к примеру, привязывал себя к стулу, Флобер — просил жену запереть его на замок в кабинете и не выпускать ни при каких условиях, пока не закончит главы.

Сергей Довлатов заставлял себя подбирать нужные слова и вовсе хитрым способом: он поставил самому себе писательское условие, согласно которому ни одно слово в предложении не должно начинаться на одну и ту же букву. Способы не всегда миролюбивые и почти всегда — неожиданные, но ведь работают же!

Главное, чтобы выход из творческого кризиса был обязательно творческим.

Тогда — справимся.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
VELVET: Автор
#
Система Orphus