Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Все о лени, прокрастинации, мотивации... и еще немного больше. Разбираемся с психологом Иваном Василюком

Журналистка Velvet.by поговорила с Иваном Василюком, психологом и коучем.

_velvet.by_1_a1aaaaaaaaaaaaaaa.jpg.jpgИван Василюк

Порой лень — это повод проверить здоровье

— Если вы постоянно прокрастинируете, то перед тем, как бежать к коучу, проверьте здоровье. Упадок сил, нежелание работать вполне могут быть симптомами одного из многочисленных вариантов — от синдрома хронической усталости до онкологии.

Да, бывает, что ничего не болит, и человек думает, что здоров. А свою низкую трудоспособность списывает на банальную лень. Однако все может быть очень серьезно, и вместо борьбы с ленью нужен курс лечения.

Иногда за «мнимой» прокрастинацией стоит банальная усталость 

— Тот же синдром хронической усталости связан с тем, что человек много работает, а отдыхать не умеет. День он работает за компьютером, а в свободное время зависает в социальных сетях. Но «отдых» в Интернете — никакой не отдых.

Конечно, при таком раскладе в какой-то момент организм начнет бунтовать. В этом случае способ избавиться от прокрастинации — это хорошо отдыхать.


Я советую помнить про принцип «10 тысяч шагов»: они нужны не только вашему телу, но и вашему мозгу. Чувствуете, что зависли, — отправляйтесь на прогулку.

Тогда и трудиться будете намного продуктивнее.


Нет смысла заставлять себя сутками работать. По факту, все сведется к тому, что вы будете просто тупить у компа. Не забывайте о смене деятельности.

velvet.jpgИзбавьтесь от привычки «отдыхать у телефона и компьютера»

Предусматривайте физическую активность.

Вспомните советский фильм «Самая обаятельная и привлекательная». Сотрудники НИИ во время обеденного перерыва играли в пинг-понг. Чтобы решить сложную задачу, необходимо давать мозгу перерывы. Хорошо помогают игровые виды спорта: когда вы думаете не о делах, а о том, как выиграть.

Постоянно откладываете «на потом»? Возможно, вам этим и ненужно заниматься в принципе

— Наш мозг очень энергоэффективен. Если он понимает, что чего-то можно не делать, то будет всеми возможными способами тормозить дело.

Если вы систематически ленитесь делать ту работу, которую как бы надо выполнять, — это серьезный повод задуматься. Спросите себя честно:

«А по верному ли пути я иду? Действительно мне НАДО то, чем я занимаюсь?»

Бывает, девочка хочет зарабатывать на жизнь маникюром-педикюром — ну нравится ей наводить красоту на чужих ногтях. Что в этом такого? И специальность денежная, и удовольствие она от творчества получает. Но для мамы профессия недостаточно престижная:

«Как так, у Светы дочка бухгалтер, у Лены — тестировщица ПО, а моя что, маникюршей будет?! Да никогда в жизни»!

velvet.jpgНевероятно важно заниматься тем, что нравится

И принимается эта мама из лучших побуждений пихать дитятко учиться на экономиста. Конечно, в этом случае девочка будет подсознательно искать варианты, как оттянуть сдачу очередной контрольной. А уж над курсовыми работами она будет страдать неделями. Диплом экономиста не является целью для барышни, поэтому с прокрастинацией во время учебы она столкнется не раз и не два.

Низкая мотивация — показатель того, что человек занимается не своим делом.

Если хотите глобально решить вопрос с прокрастинацией, найдите ту сферу деятельности, в которой вам не нужно будет постоянно заставлять себя.

Зачем нужен «контролер»?

Прокрастинация свойственна людям творческих профессий. Всегда легче работать, если перед тобой кто-то другой ставит четкие цели, например, сделать за смену столько-то деталей, а затем контролирует их исполнение.

Если ты сам себе начальник и фрилансишь из дома, то приходится намного сложнее. Мы никогда не бываем до конца честными с самими собой. Например, вам надо было до конца дня написать статью. Итоговой статьи нет, зато есть оправдание:

«Ну, я же подобрала материал, это значит, текст почти сделан».

Решение проблемы стоит начинать с постановки цели: она должна быть настолько конкретной, чтобы «ваш хитрый мозг» не смог самообмануться. Можете использовать самый популярный в мире метод — Американскую модель постановки целей — SMART. Цель должна быть:

S — specific (конкретная),
M — measurable (измеримая),
A — accountable (контролируемая);
R — realistic (реалистичная);
T — time (ограниченная во времени).

После того, как поставлена конкретная цель, пришло время контроля. Он может быть внутренним и внешним.

Однако самоконтроль и самодисциплина сложны для человека. Если ты отвечаешь сам перед собой, всегда хочется схалявить. Классическая история: «Начну худеть с понедельника»! А в понедельник: «Ну, не с этого же»!

Работать можно с психологом, коучем — он поможет разобраться в себе, поставить цель и будет контролировать, что вы делаете для достижения желаемого.

Преимущество работы со специалистом заключается в том, что вы определите, какие цели действительно ваши. Спросите на улице у любого: «Тебе нужен миллион долларов?», все ответят: «Конечно». Но если начать расписывать, от чего придется отказаться, как перекроить свою жизнь, чтобы достигнуть цели — получить миллион, — большинство откажется от такой цели.

Коуч же поможет разобраться, что именно для вас важно на данном этапе жизни. Чтобы быть эффективным, нужно знать, к чему стремиться.

velvet.jpgЛидера видно по реализации своих целей и умению руководить командой

Если вы не хотите работать с коучем, ищите того, у кого хватит сил вас контролировать — муж, подружка, родители. Это должен быть человек, который станет регулярно требовать от вас отчет. А вы не сможете отказать ему.

Ешьте слона по кусочкам

— Еще одна причин прокрастинации — слишком амбициозные цели. Мозг сразу пугается и начинает думать, что это ему не под силу. Поэтому нечего и пытаться!

А слона надо есть по кусочкам. Любую большую задачу надо делить на много маленьких. В идеале, каждая из мелких целей должна быть достижима в течение 72 часов.

Например, вы хотите написать книгу на 200 страниц. Страшно звучит? Страшно. А если так: «В книге будет 10 глав по 20 страниц каждая. За день я могу писать по 3 страницы».

Согласитесь, уже совсем по-иному воспринимается цель: 3 страницы ежедневно — это вполне реально звучит. И получается, что мозг в большую задачу по-прежнему не особо верит, но вот с 3 листами в день он уже смирился.

Неважно, с коучем вы работаете или самостоятельно: каждые 72 часа должно происходить что-то, что приближает вас к достижению глобальной цели.

Не бойтесь отказываться от цели

Бывает так, что в процессе работы вы понимаете, что цель для вас больше неактуальна. И это нормально! Не надо заставлять себя достигнуть ее любой ценой.

Как говорил Жванецкий: «Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека». То же и с целями. Не стоит тратить силы на то, что вам больше ненужно.

Ведите дневник, фиксируйте не только пути достижения цели, но и свои мысли и чувства по дороге к ней.

velvet1.jpgДневник — помощник в анализе себя и своей жизни

Полезный лайфхак 

— Не хотите прокрастинировать? Отключите на телефоне и в компьютере все программы, которые оповещают вас о новых сообщениях. Там на 5 минут отвлекся, тут на 3. В итоге ничего толком не сделано — нет возможности сосредоточиться на главном.

Возьмите за правило выделять на социальные сети и почту 5 минут в конце каждого часа, а еще лучше — раз в 2 часа.


Мы недавно проводили эксперименты в одном минском офисе. Раздали всем часы как у шахматистов и просили останавливать их в тот момент, когда человек отвлекается от работы.

В итоге выяснилось, что среднестатистический сотрудник свои обязанности выполняет всего 2 часа в день, 3 часа наработал только директор.


Конечно, 8 часов в день эффективно отработать невозможно, а вот 5-6 — вполне. Надо только исключить все, что отвлекает внимание.

Это актуально и для тех, кто работает дома. Ваши мужья-дети-родители-кошки-собаки должны знать, что сейчас во время работы вас отвлекать нельзя. Конечно, в идеале нужна отдельная комната, где можно закрыться и остаться наедине со своими мыслями.

Отключайте внутренний диалог

— Мы слишком часто отвлекаемся на разговоры с самим с собой. Допустим, читаете книгу, а в голову пришла какая-то мысль — все, надо начинать главу сначала.

Так и с работой: только садишься за компьютер и вспоминаешь, что другу обещал позвонить, цветы надо бы полить…

Важно научиться отключать внутренний диалог. Есть более 90 способов это сделать. Например, медитация: закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании, постарайтесь прочувствовать каждый вдох и выдох.

Один из признаков успешных людей — высокая концентрация. Они умеют быть здесь и сейчас.

velvet2.jpgЕсли сконцентрироваться на одном деле, проще добиться успеха

Предусматривайте для себя награду

— Если вы планируете день «работа-работа-работа», не оставив места даже для самого маленького поощрения, будьте уверены: организм вам отомстит. В лучшем случае вы ночью побежите к холодильнику сметать с полок все вкусненькое.


Важный нюанс: составили список дел на день — тут же безжалостно вычеркнули из него 2-3 задачи, которые вы точно не сделаете.


Так вы будете более спокойны. Очень часто мы переоцениваем свои возможности, а потом переживаем из-за того, что не успели сделать.

Лучше вместо этих 2-3 задач запланировать поощрение — ту же прогулку или, если погода не располагает, просмотр фильма. Главное, позвольте мозгу отдохнуть.

VELVET
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus