Полная версия сайта Мобильная версия сайта

VELVETОВОЕ ИНТЕРВЬЮ. Андрей Курейчик

Я была уверена, что Андрей — баловень судьбы... 

Ну еще бы: раннее и безусловное признание, авторские проекты в ведущих театрах и на ведущих телеканалах великой страны-соседки, бездна предложений от самых продвинутых продюсеров, семья, дети, дом — такой счастливый гений, на которых так скупа история искусства.

1y.jpeg

Оказалось, и это — очередной миф, каковых об Андрее Курейчике сложено бесчисленное множество. Мифы и легенды Андрея Курейчика — именно в этом ключе и сложилось наше интервью.

Мы с вами на пару лет разминулись в Лицее БГУ: когда я пришла туда работать, вы недавно закончили, но легенды о вас уже ходили по Лицею. Основополагающая звучала так: «Был у нас один лицеист, Курейчик, никогда не ходил ни в какие театры, ни на какие спектакли, потому что утверждал, что современные драматурги писать для театра не умеют. Однажды кто-то из педагогов разозлился и предложил Курейчику, «раз он такой умный», написать для театра самому. Он написал — и эту пьесу взял в работу сам Олег Табаков. И теперь его пьесы идут в Табакерке, представляешь?» Что в этой легенде правда, а что вымысел?

Учеба в Лицее БГУ — для меня легендарное время в любом случае. История эта сказочная, но доля правды в ней есть. Именно в лицее я начал писать, нет, не пьесы, но стихи и прозу. Там я влюбился в литературу, ради которой во многом бросил спорт — восточные единоборства. Хотя к этому моменту был уже чемпионом Минска и Беларуси.

Свою огромную лепту в развитие моей литературной карьеры внесла педагог по литературе Светлана Викторовна Багрянцева. Я ей очень благодарен. А свою первую пьесу — «Исповедь Пилата» — я написал и поставил в университете, для театра «На филфаке».

Это еще один период своей жизни, который я вспоминаю с особой нежностью…

1.jpeg

(Примечание автора: Светлана Викторовна Багрянцева была одним из самых ярких и заметных преподавателей Лицея. Помню, как наблюдала с белой профессиональной завистью, как любят ее дети, как ловят каждое слово, и — доказательство настоящей ученической любви! — с каким задором пародируют ее уникальную манеру говорить на лицейских капустниках.

Светлана Викторовна трагически ушла из жизни десять лет назад: на отдыхе в Египте она вернулась с экскурсии к пирамидам в номер отеля, пожаловалась на головную боль и прилегла отдохнуть. Утром дочка обнаружила маму мертвой).

Еще говорили какие-то злопыхатели, которых у талантливых людей немало, что в Голливуде вы подвизались «каким-то третьим сценаристом при втором заместителе писателя запасного состава». А как на самом деле сложилось в Голливуде?

Для меня это было прежде всего исследование профессии и американского образа жизни. Я очень благодарен продюсеру Дэвиду Гамбургу и его партнерам, который подарил мне эти полгода в Лос-Анджелесе, прямо у океана.

Сценарий комедии получился интересным, хотя, видимо, мировой кризис не позволил продюсерам запустить ее так быстро, как они хотели.

Я понял, что мне очень тяжело было бы жить в Америке. Нет, не с точки зрения работы — она там хоть и отличается в подходах от нашей, но не сильно. И заработать там, наверное, можно больше.

Сценарий, он везде сценарий. Или он получается талантливо или нет. Просто сам американский образ жизни не совсем для меня. Мне трудно без старых знакомых, без родственников, без друзей и родных мест. Я тоскую. Возможно, эта тоска ушла бы через несколько лет, но я не хочу этих мучений...

Есть еще одна легенда: о «белорусской мафии» в российском кинематографе. Дескать, белорусские кавээнщики там окопались, пишут сценарии к топовым сериалам, помогают пробиться своим в российский шоубиз. Вам помогала «белорусская мафия», или вы сам себе — «крестный отец»?

Я не играл в КВН, и практически не знаком с теми белорусскими сценаристами, которые работают в Москве. Я всегда был «одиноким волком» и рассчитывал только на себя. Мне никто не помогал и не помогает.

У меня тяжелый характер. Я не готов идти в подчинение, в рабство. И деньги для меня не самое главное в жизни, поэтому последние годы я не всегда берусь за ту работу, которая мне скучна или неприятна. Ни сериалы, ни шоу-бизнес меня абсолютно не интересуют, хотя, к сожалению, именно сериалы — это то, что предлагают в первую очередь.

Сейчас я много преподаю и через такие заказы даю путевки в профессию своим лучшим ученикам. Моя же личная цель — внести вклад в белорусскую кинематографическую и театральную культуру.

Мои пьесы, постановки в театрах, первый белорусский молодежный фильм «Выше неба» — это то, чем я действительно могу гордиться.

А как вы относитесь к распространенному мифу о «творческой натуре»: дескать, хаотичные, безбашенные, непрактичные, витают в облаках, всегда и везде опаздывают, все и всюду теряют…. Это  про вас?

Это частично про меня. Так как я действительно стараюсь основную энергию тратить на творчество, на все остальное почти не остается.

1c.jpeg

Если мне не напомнить, я действительно могу забыть о встрече. Да и в быту я человек сложный… Я благодарен своей супруге, что она выдерживает такого человека рядом с собой.

Утверждают, что в Беларуси «погоду делают» люди предпенсионного возраста, а молодежи пробиться ни во власть, ни в культуру невозможно. Вы как человек, лет с двадцати делающий погоду вокруг себя, как относитесь к этому мифу?

Это не миф, на мой взгляд. «Социальные лифты» в Беларуси действительно очень неторопливые, а общество крайне патриархально. Государство прежде всего поддерживает традиционные формы искусства, в которых молодежи скучно и неинтересно.

Авангард: театральный, живописный, музыкальный, кинематографический — на официальном уровне практически не поддерживается. Рок-культура находится в загоне. Социальный контекст искусства принимается исключительно в форме официальных идеологем. Нонконформистское искусство воспринимается очень болезненно.

1u.jpeg

Скажем прямо, существуют и разные формы цензуры. В 21 веке в цивилизованных странах — это недопустимо.

Наша киностудия «Беларусьфильм» до сих пор выпускает такие же фильмы, которые делались при Советском Союзе. В этих условиях молодым людям реализоваться на Родине непросто.

Я наблюдаю большой отток молодых творческих кадров за рубеж. Я тоже получил известность сначала в России, хотя всю жизнь мечтал работать прежде всего в Беларуси.

Ваша история, даже с поправками на вымысел, выглядит удивительной: с младых ногтей в репертуаре ведущих российских театров, заметная фигура в кино, Голливуд, опять же. Чего в этой сказке больше: везения, трудолюбия, знакомств и связей, таланта, целеустремленности?

Трудно говорить о себе со стороны. И не всегда это было похоже на сказку, потому что трудностей в моей жизни не меньше, чем радостей.

Мой последний фильм «Выше неба» — запрещен по цензурным соображениям заказчиком, и его выход к зрителю затруднен.

За последние годы я потерял несколько близких людей, трагически погиб мой единственный родной брат. И не раз я находился в отчаянии.

Но я верю в свою судьбу, которая ведет меня год за годом, подбрасывая интереснейшие повороты. Я много работал — это правда. Но главное, у меня есть ощущение, что мне есть что сказать зрителю.

Дайте, пожалуйста, совет нашим пишущим пользователям: с какой попытки предложить свои творения издательству стоит делать вывод о собственной бесперспективности? Сколько отказов — в пределах нормы? И куда идти, если чувствуешь, что не можешь не писать?

Путь художника индивидуален. Повторить чужую судьбу невозможно. Даже если хочется как Михалков или Спилберг, не получится. Но нужно верить в свою звезду, нужно пытаться, но самое главное, нужно критически к себе относится и постоянно повышать свой профессионализм.

Современное кино, музыка, литература — мир высочайших технологий, которые освоить ничуть не легче, чем генную инженерию или микроэлектронику.

Удача улыбается профессионалам. Талант присущ большим личностям. Значит, имейте принципы и стойко отстаивайте их.

Кто не уверен в своих знаниях — можно подучиться. Для этого есть масса возможностей даже в Минске.

Ну и конечно, слушайте людей вокруг себя… Основная проблема начинающих авторов — они находятся в плену многих иллюзий. А мы живем в реальном мире.

И это очень, очень жестокий мир.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Xindi аватар

"Удача улыбается профессионалам. Талант присущ большим личностям. Значит, имейте принципы и стойко отстаивайте их"

честно ! правдиво !  сильно !    

 

#
Система Orphus